Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Введение……………………………………………………………………….3
1.Содержание межличностного восприятия…………………………………4
2.Роль установки при восприятии человека человеком…………………….10
3.Формирование первого впечатления о другом человеке…………………12
4.Общая характеристика межличностного познания……………………….14
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………
Надо сказать, предубеждения отличаются от стереотипов, речь о которых пойдет ниже. Если стереотип представляет собой обобщение, которого придерживаются члены одной группы относительно другой, то предубеждение предполагает еще и суждение в терминах “плохой” или “хороший”, которое мы выносим о людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.
Формирование предубеждений связана с потребностью человека определить свое положение по отношению к другим людям (особенно в плане превосходства). Следует заметить, что из всей информации об интересующей нас группе людей мы склонны принимать к сведению лишь ту, которая согласуется с нашими ожиданиями. Благодаря этому мы можем укрепляться в своих заблуждениях на основании лишь отдельных эпизодов. Например, если на 10 водителей, допускающих небрежное управление автомобилем, приходиться хотя бы одна женщина, то это автоматически “подтверждает” предубеждение, что женщины не умеют водить.
Формирование первого впечатления о другом человеке
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая “схема” запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.
Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.
Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые - и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные - и плохие.
Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.
Весь смысл взаимодействия субъекта и объекта межличностного восприятия состоит в том, что воспринимающий строит систему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе своеобразного “прочтения” его внешних данных. “Качество” такого прочтения обусловлено как способностями читающего, так и ясностью текста.
Общая характеристика межличностного познания
Проблему межличностного познания в отечественной науке в 60-е годы начал разрабатывать А. Бодалев, который положил начало большому кругу исследований в области восприятия и понимания людьми друг друга. Было накоплено много теоретических и эмпирических данных, проведена масштабная работа по их систематизации, выделению механизмов межличностного познания, таких как стереотипизация, проекция и т.д.
Анализ этих и других наработок по названной проблематике позволяет констатировать, что характер взаимодействия между людьми и его результаты во многом зависят от того, как люди воспринимают друг друга, понимают, воспроизводят и интерпретируют поведение, оценивают свои возможности и других участников общения.
В процессе взаимодействия
достигается взаимопонимание
Сложный процесс межличностного познания можно описать с помощью таких составляющих:
восприятие и оценка внешних признаков и поведения индивида;
создание представлений о его психологической особенности и состоянии;
оценки этих представлений
и сопоставления внешних
понимание и интерпретация полученной информации;
оценка партнера в целом;
общие умозаключения;
прогнозирование действий и поступков партнера;
создание стратегии собственного поведения.
К этому процессу можно добавить еще и такие характеристики, как принятие решения, принятие партнера по общению, его целей, мотивов, установок. Речь идет, таким образом, не только о понимании другого участника взаимодействия, но и о разделении его мнений, взглядов и т.д. А это уже из области взаимопонимания, достижения которого считается внутренней основой и целью общения.
Взаимопонимание является чрезвычайно сложным феноменом, чья эффективность зависит от информации, которую люди получают друг от друга, от степени заинтересованности друг другом, от уровня симпатии или антипатии и т.п.
Оно предполагает:
совпадение, сходство или созвучность у разных людей взглядов на мир;
понимание целей, мотивов, установок партнера по общению;
принятие целей, мотивов, установок другого;
взаимное принятие самооценки, своих возможностей и способностей;
принятия выполняемых в отношении друг друга ролей;
понимание индивидуальных особенностей друг друга;
понимания отношений, которые складываются и развиваются между партнерами;
взаимное принятие способов понимания партнерами друг друга.
Конечно, названными признаками не исчерпывается все многообразие понятия взаимопонимания, вместе с тем они могут быть взяты за основу в характеристике этой дефиниции.
Восприятие людьми друг друга в ходе общения, формирование впечатления индивида можно считать исходной предпосылкой в его понимании и познании. При этом отметим, что речь идет о восприятии человека человеком как процесса гораздо активного, чем восприятие других объектов окружающего мира, которое активизирует умственные, волевые, эмоциональные процессы, чаще побуждающие к действию, к осмыслению себя и других, к получению знания.
Непосредственный процесс восприятия одним человеком другого начинается с отображения внешности и поведения, и уже на этом этапе тот, кто наблюдает, определенным образом оценивает внешние признаки и делает некоторые умозаключения (иногда бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по взаимодействию.
При этом по одним признакам делается вывод о расовой и национальной принадлежности человека, по другим - о поле, возрасте, социальной принадлежности и уровне культурного развития, еще по другим - о характерологических особенностях человека, его способности, возможности выполнять то или иное дело.
Таким образом, главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот результат не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то «несоциальное» поведение, а затем на него накладывается нечто «социальное». Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой – их созидатель, активный творец. Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры - общества в целом, так и микроструктуры - непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.
Список использованной литературы
1. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. М., 2002.
2. Аронсон Э. Социальная психология. М.. 2002.
3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.
Социальная психология
личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс,
2002.
4.Бодалев А. А. Личность и общение.- М., 2005.
5. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. В кн. “Современная зарубежная социальная психология (Тексты)”. Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н. Н., Петровской Л. А. М.
6.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Феникс, 2002.