Межличностные отношения в разных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:30, реферат

Описание

В современной системе психологических знаний существует два подхода к изучению обусловленности психологии человека его этнической (культурной) принадлежности. В западной (прежде всего американской) науке изучением связи культуры и психологии занимаются психологическая антропология и кросскультурная психология. В отечественной научной традиции, идущей от европейской философской мысли, подобные исследования ведутся в рамках этнической психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Кросс – Культурные исследования…………………………………………..4
Структура общения в межличностных отношениях……………………..…5
Межличностные отношения……………………………………………….…7
Межличностные отношения и социальный статус японцев……………….9
Межличностные отношения и социальный статус англичан…………….11
Межличностные отношения Японии и Англии…………………………...12
Список литературы………….…………………………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

Этническая психология 1.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Главная категория — «старший и младший» или «вышестоящий и нижестоящий». Реальный возраст здесь не всегда доминирует, важнее, кто ты: начальник или подчиненный?

Мужчина — вышестоящее  лицо по отношению  к женщине. Женщина может быть и более влиятельна в семье, но социально она стоит ниже. Например, ни одному японцу не придет в голову уступить место в транспорте женщине или помочь донести тяжелые сумки с продуктами до дома своей жене — он будет выглядеть смешно в глазах окружающих. Но японец обязательно уступит место своему начальнику или родителям.

В общем  виде старший по возрасту является вышестоящим для младшего. Это особенно четко проявляется в семье. Глава семьи и ее непререкаемый авторитет — отец. Далее идут мать, старшие братья и сестры, затем младшие братья и сестры, которые подчиняются не только родителям, но и всем старшим по возрасту в семье.

Учитель для своих учеников (или врач для  пациентов) в Японии всегда лицо уважаемое  и стоит выше, независимо от его  возраста или иных обстоятельств.

В деловой  сфере, в любых фирмах и учреждениях  отношения строго регламентированы по должности. Чем выше должность, тем выше социальный статус японца. Поэтому по правилам японского этикета в деловых отношениях полагается обмениваться визитными карточками, где четко обозначен общественный статус того или иного лица. Без этого японец затрудняется начать общение.

Гость воспринимается хозяевами как вышестоящее лицо. Это правило соблюдается и персоналом гостиниц.

В магазинах, ресторанах, парикмахерских, банках, заправочных  станциях, различных мастерских, в  любом виде транспорта клиент или пассажир всегда является вышестоящим лицом по отношению к обслуживающему персоналу, независимо от возраста и положения. И по отношению к нему используется подчеркнуто вежливая форма речи.

Равнозначный  статус могут иметь близкие друзья, с детства знающие друг друга, школьные или университетские товарищи, коллеги по работе, занимающие одинаковые должности.

Отношения с незнакомыми или малознакомыми (например, соседями), а также деловые  партнерские отношения весьма ограничены, формальны и, как правило, взаимно вежливы.

Иностранца  японцы всегда будут называть «гайдзин» («человек извне»), даже если иностранец долгие годы проживет в Японии и  будет говорить по-японски лучше  местных жителей. Поэтому с иностранцами в Японии разговаривают в нейтрально-вежливом стиле, иностранцам можно посоветовать использовать тот же стиль по отношению к японцам.

  1. Межличностные отношения и социальный статус англичан.
 

 В английском языке слово «культура» используется во многих смыслах. Оно может означать расу, национальность или этничность, музыку, изобразительное искусство, пищу, одежду, ритуалы, традиции и т. д. 

В Японии употребить слово «культура», японцы подумают в первую очередь об аранжировке цветов, в России — о театре, музыке или манерах поведения.

Культура проявляется в человеческой деятельности, ритуалах, традициях. Она представляет собой комплекс созданных людьми объективных и субъективных элементов, которые в прошлом обеспечили выживание жителей определенной экологической ниши, став общими для тех, кто говорил на одном языке и жил вместе в одно и то же время.

     Считается, что традиции житейского и литературного описания национальных характеров восходят к античности (Теофрасту, Тациту) и более современным авторам: Л. Барцини, писавшему об итальянцах, или философу-интуитивисту Н. Лосскому с его исследованием характера русского народа. В этническом сознании каждого народа в стереотипной форме присутствуют представления о типичных представителях той или иной нации: англичане — консервативны, французы — возбудимы и легкомысленны, немцы — аккуратны и трудолюбивы, испанцы — горды и т. д. Таким образом, существует широко распространенное положение, что представители различных наций имеют общие, но отличные от других характерные черты.

     Сильнейшая  черта характера англичан - чувство  справедливости. Недаром же первый в мире парламент в новой истории появился именно в Англии. При ведении дел англичане полагаются на веру в честность партнера, не терпят коварства и хитрости. Общеизвестно их уважение к мнению собеседника. По этой причине они избегают категорических утверждений либо несогласий. Кроме того, в разговорах они всячески избегают личностных тем, что считают вторжением в личную жизнь.

     Еще одна яркая национальная английская черта - абсолютное соблюдение установленных  правил и законов. Здесь они не знают `пощады` - ни к себе, ни к иностранцам. То же относится к регламентации всяких ритуалов - от бытовых до королевских.

     Англичане очень гордятся своим чистым английским языком (особенно в сравнении с американским). Английский язык для англичан - не только средство отличать себя от иностранцев. Это еще и способ безошибочно определять, к какому классу общества принадлежит собеседник.

  1. Межличностные отношения Японии и Англии.

В 1920-1930 годы произошел расцвет социальной психологии, выясняющий закономерности межличностных отношений и становится ведущим направлением в Англии и Японии. В центре внимания оказалась малая группа. Сплоченность малых групп, устойчивость их структуры против воздействующих вил, эффективность деятельности группы в зависимости от ее размера, от стиля руководства конфликтность личности в группе или независимость ее от группы, а также другие проблемы межличностных отношений - все это стало предметом экспериментального исследования и образовало специальный раздел социальной психологии - изучение групповой динамики.

     В английской социальной психологии нет единой теоретической основы для понимания различных феноменов. Они сводятся по существу к механическим зависимостям: группа давит, а члены группы подчиняются групповому давлению; к одним группа тянется, от других же отталкивается или их выталкивают; если число контактов внутри группы увеличивается, то группа сплачивается, если же увеличивается число ее членов, то групповые связи рвутся.

По всей вероятности, становление личности в рамках того или иного общества задается общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

  1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений.- М., 2003.- 144 с. 
  2. Андреева Г.М. Этническая психология. - М., 2005, 376 с.
  3. Беннис У., Шепард Г. Современная зарубежная этническая психология. М.: Издательство Московского университета, 2004., с. 213.
  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, Изд-во БГУ, 2008. 
  5. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М., 2001.
  6. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование – м.,2002.
  7. Мясоедов, С. Кросс-культурные исследования межличностных отношений. М.: Дело, 2003. 
  8. Немов Р.С. Этнопсихология: Вч - перераб. и доп. М.: Дрофа, 2001.
  9. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 2000.
  10. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода кросс-исследования // Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. 
  11. Парыгин Б.Д. Этническая психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб., ИГУП, 2001, с.239-252.
  12. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2002, 256 с.
  13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр Академия, 2001. 
  14. Почебут Л.Г. , Чикер В. А.  Психология межличностных отношений. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002.-298 с. 
  15. Столяренко Л.Д. Основы этнопсихологии. 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/д: Феникс, 2002., с.444-628.
  16. http://www.ethology.ru/
  17. http://www.historik.ru/ 

Информация о работе Межличностные отношения в разных странах