Межличностные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:24, реферат

Описание

Межличностные отношения — это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.
Внутренней основой взаимоотношений между людьми является одна из ведущих социальных потребностей — потребность в общении. Важнейшая черта межличностных отношений — их эмоциональная основа.

Работа состоит из  1 файл

Межличностные отношения.docx

— 25.11 Кб (Скачать документ)

Межличностные отношения

Межличностные отношения  — это те непосредственные связи  и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими  и чувствующими индивидами.

Внутренней основой взаимоотношений  между людьми является одна из ведущих  социальных потребностей — потребность  в общении. Важнейшая черта межличностных  отношений — их эмоциональная  основа. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, появляющихся у людей по отношению друг к  другу. Это могут быть положительные, сближающие чувства, когда другая сторона  выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется  готовность к содружеству. Это могут  быть отрицательные, разъединяющие  чувства, когда другая сторона выступает  как неприемлемая, по отношению к  которой не возникает желания  сотрудничать. Готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении  субъектов в общении, в совместной деятельности.

Межличностные отношения  - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.

Межличностные отношения  включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный  и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или  не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный элемент находит  свое выражение в различных эмоциональных  переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент  является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой» .

Поведенческий компонент  межличностных отношений реализуется  в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и  продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная  сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена  социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

 

Особенности формирования межличностного общения у детей  с умственной отсталостью

Жизнедеятельность ребенка  с тяжелой умственной отсталостью  не предусматривает его широкого контакта со сверстниками. Если инвалид  содержится в психоневрологическом интернате, то его окружают люди со схожими социально-психическими и  коммуникативными проблемами, если он содержится дома, то с ним находятся  рядом только родные и близкие  Количество работ, посвященных исследованию общения у лиц с умеренной  и тяжелой умственной отсталостью, невелико. Особенности общения изучались  преимущественно у детей с  легкой умственной отсталостью. В результате отмечалось снижение потребности и ограниченный круг общения у умственно отсталых школьников, а так же излишняя избирательность и эмоциональность в общении.

Исследования умственно  отсталых школьников показали, что 20% обследованных  учащихся не проявляют стремления к  общению в совместной трудовой деятельности. Лишь в 20% случаев отмечаются самостоятельность в труде и целенаправленное общение.

Установлено, что личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерны- неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.

Особенности психического и  речевого развития затрудняют общение  умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми  взрослыми, что отрицательно сказывается  на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует  отрицательные черты характера .

В работе Д. И. Аугене (1987) показано значительное отставание в развитии разных форм общения у умственно отсталых детей 6 – 7 лет от имеющихся возрастных норм. Оно заключается в том, что для 73% детей, по данным автора, характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Лишь 27% из них овладели ситуативно-деловой формой общения к концу дошкольного возраста. Внеситуативно-личностная форма общения, которой дети с сохранным интеллектом овладевают к 5 – 7 годам, оказалась недоступной ни одному умственно отсталому ребенку старшего дошкольного возраста.

Младшие школьники с нарушением интеллекта держатся однажды сложившегося мнения. Если оно отрицательно по отношению  к тому или иному однокласснику, они не могут без посторонней  помощи переменить к нему отношение, увидеть в своем товарище положительные  проявления характера .

Особые трудности для  учащихся специальной (коррекционной) школы представляет дифференциация деловых и личных взаимоотношений. Со второго класса деловые и личные отношения со сверстниками начинают дифференцироваться, однако и далее эти отношения остаются менее разделенными, чем у учащихся общеобразовательной школы .

Отношения между детьми с  нарушением интеллекта менее устойчивы, менее реалистично осознание  ими своих отношений с одноклассниками, им присуща низкая удовлетворенность  общением. Высокое оценивание себя у этих детей представляет собой проявление не завышенной самооценки, а неспособности оценить себя самостоятельно. Максимально высоко оценивая себя, умственно отсталый ребенок воспроизводит лишь социальные требования к личности человека, которые задаются ему взрослым. Оценки, одобряемые социумом, он не соотносит с особенностями собственной личности.

Г. А. Процко и О. Г. Китина  проводили эксперименты с группой старших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида с целью установления значения совместной деятельности для формирования межличностных отношений в коллективе. Использовалась организуемая педагогами подготовка и постановка учениками кукольных спектаклей со сказочными сюжетами. Воспитательное воздействие организуемой в эксперименте деятельности состояло в формировании у школьников представлений и знаний о ряде эталонов нравственных ценностей (трудолюбия, товарищества и др.) и об их значимости. Обращалось внимание на реальное проявление названных качеств. Оценка результатов формирования межличностных отношений в коллективе производилась по социометрическому статусу учащихся. Одновременно статус рассматривался в соотношении с эмоциональной удовлетворенностью в общении, с одиночными суждениями учеников друг о друге, с характером самооценки.

В ходе изучения самооценки детей с умеренной умственной отсталостью было установлено, что  они ставят себя обычно на первое место, на второе – своего товарища и на третье – взрослого человека. Это  объясняется тем, что умственно  отсталые дети лучше понимают друг друга, так как между ними возможно коллективное общение, между тем  как осмыслить интеллектуальную жизнь взрослого человека они  не могут. Вот почему в глазах таких  детей их товарищ более умный, чем воспитатель. Однако, их социальные контакты отличаются незрелостью и непрочностью, часто оказываются ситуативными, могут быстро распадаться. .  Наличие интеллектуального нарушения умственно отсталых школьников приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

Мы уже говорили о том, что эмоции играют большую роль в  межличностных отношениях, но в связи со специфическими особенностями нарушений в когнитивной деятельности, в результате органических поражений коры головного мозга,  и как следствие, депривированности высших психических функций у умственно отсталых детей, можно предположить, что у них возникают существенные затруднения в восприятии эмоциональных состояний другого человека, которые могут приводить к неадекватному восприятию информации о человеке в процессе межличностного общения. Наиболее опознаваемыми эмоциональными состояниями по интонации умственно отсталыми являются радость и страдание.  
Можно предположить, что это связано:  
- с личным жизненным опытом детей;  
- с интонационной выразительностью данных эмоциональных состояний;  
- с отличием в структурной выразительности данных эмоциональных состояний.  
У умственно отсталых наблюдается сложность опознавания эмоциональных состояний презрения, гнева, удивления по интонации. Возможно, это связано с более низкой значимостью в регуляции поведения и, сравнительно редко, данные эмоции возникают в обычной жизни. Так как у детей с нарушениями интеллектуального развития недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, лицевая экспрессия характеризуется бедностью и невыразительностью, следовательно, это может привести к ограниченной возможности переживания того или иного эмоционального состояния.  
Таким образом, можно сказать, что у детей с интеллектуальной недостаточностью возникает необычное специфическое взаимоотношение с социальной средой. Сверстник воспринимается ими скорее как предмет удовольствия, а не как самоценная личность. Сниженная познавательная активность, незрелость мотивационной сферы  препятствует возникновению у детей интереса к другому, желания всмотреться  в него. Нарушения эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности,  присущие умственно отсталым детям, приводят к существенным недостаткам восприятия и понимания личности других детей,  мешают пониманию логики развития человеческих взаимоотношений, влияют на формирование  восприятия другого, самовосприятия и критичности в оценке своих взаимоотношений с окружающими.

Только к старшим классам  складывается система личных взаимоотношений. Высокое положение занимает тот, кто более общителен, а неблагоприятное  дети проявляющие агрессию, несдержанность в отношении других, вспыльчивы и  обидчивы. В этом возрасте они чаще общаются с детьми того же полаю (девочка  с девочкой, мальчик с мальчиком). В межполовых отношениях девочки  более лояльно настроены по отношению  к мальчикам, нежели они к ним. Мальчики демонстрируют негативизм к девочкам, в силу недостатка социального опыта общения и неумения адекватно уделять знаки внимания к противоположному полу.

Отношения между детьми с  нарушением интеллекта часто мотивируются сиюминутными действиями или действиями в малый промежуток времени. Ребенок способен кардинально изменить свое отношение к сверстнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [ Текст] / Д.Н Исаев, СПб.: Речь, 2003.-391 с.
  2. Брызгалова,  Ирина Анатольевна. Специфика межличностных отношений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deviatio2010.vlsu.ru/index.php?id=197. – Загл. с экрана.
  3. Коробейников, И. А. Феноменология, генезис и критерии диагностики легкой умственной отсталости [ Текст] / И. А. коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии. – 2012. - №1. – С. 16-22.
  4. Калмыкова, Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0360/6_0360-142.shtml#book_page_top. – Загл. с экрана.
  5. Аугене,  Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации[ Текст] / Д.И. Аугене // Дефектология. — 1987. - № 4. - С. 76-80. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Межличностные отношения