Мой психологический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание

Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическую основу. Наиболее значимые исследования были выполнены на протяжении XX века. Годом основания психологии как науки считают 1879 г. Вильгельмом Вундтом в Лейпциге была создана первая лаборатория экспериментальной психологии. Методы исследования психологии следующие: 1) метод наблюдения; 2) эксперименты (лабораторные и естественные); 3) моделирование (математическое, физическое и другие); 4) тесты и опросы.

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 37.06 Кб (Скачать документ)

    Несмотря  на то, что характер относят к  индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно  выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального  человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

    В данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левитов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере  черт, общих для некоторой группы людей.

    Характер  не является врожденным, - он формируется  в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому  характер человека - это всегда продукт  общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих  к различным группам.

    В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным  сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются  типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

    Несмотря  на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера  изменяется и развивается.

    Тест  на интернальность показал, что у меня внутренний локус контроля. Это значит, что я чувствую свою собственную ответственность за важные события в моей жизни и за то, как складывается моя жизнь в целом. В то же время я понимаю, что успех некоторых дел не может не зависеть от каких-либо внешних обстоятельств, везения, других людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Эмоции

       Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

       Самая старая по происхождению, простейшая и  наиболее распространенная среди живых  существ форма эмоциональных переживаний– это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

       Основные  эмоциональные состояния, которые  испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, выражают смысл  ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, то есть передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции всегда субъективны.

       Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают  энергию, побуждают к действиям. Астенические эмоции ведут к скованности, пассивности.

    Ситуативная тревога – состояние тревоги в определенный момент времени; личностная тревожность – устойчивое состояние, часто повторяющееся в различных жизненных ситуациях.

    Данные  тесты дали высокие показатели тревожности. Высокая тревожность вызывает появление  неприятного и затрудняющего  деятельность человека состояния, необходимо сместить акценты с боязни, неудачи  и неодобрения окружающих на содержание деятельности, ее смысл, процесс осуществления. Например, спланировать деятельность по отдельным подзадачам, которые  легче осуществить, и тем самым  уменьшить чувство тревоги за результат. В данный момент у меня очень важный период в жизни, от которого, возможно, зависит все мое будущее, так что на мой взгляд, показатели и должны быть именно такими. 
 
 

    Познавательные  психические процессы

    К познавательным психическим процессам  относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности.

    Внимание  – это один из базовых процессов, обеспечивающих возможность осуществления  основной задачи (функции) психики –  отражения реальности. Это процесс настройки субъекта на восприятие приоритетной информации.

    Проведенный тест показал высокий результат по способности интенсивно воспринимать и перерабатывать нужную информацию (концентрация).На концентрацию внимания влияют многие отвлекающие факторы – посторонний шум, время дня, и  пр. Я согласна с результатом теста, так как считаю, что умею сосредотачиваться на основной цели и не отвлекаться на посторонние воздействия. Думаю, каждый успешный человек имеет высокую концентрацию, без нее невозможна самореализация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Мотивация и мотивы

    Деятельность  всегда побуждается определенными  мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

    Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

    Например, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы:

    1) самореализация;

    2) познавательный интерес;

    3) самоутверждение;

    4) материальные стимулы (денежное  вознаграждение);

    5) социальные мотивы (ответственность,  стремление принести пользу обществу);

    6) идентификация с кумиром.

    Если  человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация.

    Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

    Мотив – это сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащие обоснованием.

    Мотивы  являются относительно устойчивыми  образованиями личности, однако мотивация  включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние  различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные  факторы, как сложность задания, требования руководства, установки  окружающих людей, сильно влияют на мотивацию  человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность  актуальной (действующей "здесь и  теперь") мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).

    Направленность  личности – устойчивое доминирование  какого-либо влечения, интереса, определяющее вектор поведения; совокупность интересов, мотивов, действующих в одном  направлении, мотивационное образование.

    Все виды направленности не изолированы, а  обычно сочетаются. Поэтому более  корректно будет говорить не о  единственной, а о доминирующей направленности личности. У меня преобладает направленность на себя. Мне важно добиться успеха, знать, что я что-то делаю действительно хорошо и что меня за это ценят. Направленность на взаимодействие очень низкая, так как не всегда склонна доверять людям. В некоторых характеристиках указывается склонность к соперничеству, агрессивность в достижении статуса, я за собой не замечала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Проделанная работа была достаточно интересной. Тесты, выполненные на лекции дали результаты, не противоречащие моему собственному представлению о своем психическом состоянии, состоянии нервной системы, темпераменте и пр. Но также они помогли прояснить мне некоторые аспекты. Конечно, для конкретных выводов этого не достаточно, а чтобы улучшить какие-то результаты, надо много времени и гораздо больше психологических знаний. В целом, я поняла, что мне нужно больше концентрироваться не на общих задачах, а на более конкретных. Необходимо постоянное движение, занятость, увеличение нагрузки.

    Самой трудной мне показалась работа с определением доминирующей направленности, поскольку у меня нет опыта работы с чем-то очень важным, и мне сложно точно предсказать мои действия в той или иной ситуации.

    Согласна с тем, что окружающие могут довольно легко изменить мое настроение, поэтому стараюсь меньше с ними взаимодействовать, тогда быстрее выполняю требуемую задачу, не отвлекаюсь на чьи-то непонятные мне идеи.

    Из  рекомендаций себе могу назвать спокойствие. Постоянная тревожность может привести к депрессии, что может на какое-то время снизить мою активность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Практическая  психология: Учебник Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной — 4-е изд., перераб., доп. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
  1. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М., 1999. 448 с.
  2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.—560 с.

Информация о работе Мой психологический портрет