Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:46, реферат
Я уверена, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.
Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.
Молодежные субкультуры.
О субкультурах:
Я уверена, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.
Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.
Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы и хайратник.
Молодежь, как наиболее чуткая и
восприимчивая группа первой воспринимает
новые формы развития в сфере
досуга со всеми позитивными и
негативными явлениями. Ее не могут
до конца удовлетворить
Условия жизни в большом городе
создают предпосылки для
Было множество попыток
По социально-правовому
1) просоциальные, или социально-
2) социально-пассивные,
3) асоциальные - хиппи, панки,
преступные группировки,
По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
- увлечение современной
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся
- околоспортивные - различные фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей среды.
Профессор С.А.Сергеев предлагает
следующую типологизацию
- романтико-эскапистские
- гедонистическо-
- криминальные ("гопники", "люберы")
- анархо-нигилистические (панки,
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1)со способом
2) с социальной позицией - экокультурные;
3) с образом жизни - "системники"
и их многочисленные
4) с альтернативным творчеством
- официально не признанные
Лично я считаю, что молодежные движения можно разделить на такие группы:
- Связанные с музыкой,
- Отличающиеся определенным
- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.
- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.
- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
- Религиозные объединения:
- Группы современного искусства:
- Элита: мажоры, рейверы.
- Антикварные субкультуры:
- Субкультура масс или
- Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.
Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны… Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны, начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.
Мне обидно, что многие незнающие люди укоряют всех неформалов. За что же их укорять? За то, что их желание выделиться из толпы, найти единомышленников не совсем стандартными способами? А может людей просто пугает все непонятное и неизведанное, а неформалы как раз и кажутся им такими? Ну что ж, остается только надеяться, что у людей появится желание узнать о них больше. Каждый год неформалами становится все большее количество подростков, к любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка…Может и вы станете неформалом, так как никогда не поздно стать в душе не таким, как все. Говорят, что неформалами, не становятся, ими рождаются…Может быть. Есть люди, которые абсолютно не расположены к этому и относятся к субкультурам с неприязнью. На самом деле субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом. Надеюсь, что и вы нашли или еще найдете место в этой жизни, друзей и необычных людей, которые придутся вам по духу.
Тема неформальных движений и субкультур
имеет очень сложную
Я думаю, сначала следует рассмотреть более подробно отдельные группы и субкультуры, суть самой культуры, историю ее развития и образ жизни ее членов, а затем разобрать одну из проблем, с ними связанных.
В последнее десятилетие в России возникло множество молодежных субкультур: готы, эмо, любители аниме, «жертвы корпораций», толкиенисты, блоггеры, байкеры, готы и сатанисты, граффитеры, металлисты, рокеры, моды, панки, Straight edge, растаманы (растафари), рэйверы, ролевые игры (ролевики), рэперы, скинхеды, транс-культура, фурри, футбольные болельщики, хакеры и кракеры, хиппи.
Одной из самых популярных в мире является готическая музыкальная субкультура и ее представители - готы. Гот субкультура зародилась в конце 70 х годов ХХ века на волне пост-панка, когда возникло огромное число новых музыкальных стилей, среди которых появился стиль, который пресса в конце 1979 года стала называть «готикой». С середины 1982 до середины 1983 года готическое движение полностью сформировалось в субкультуру.
Готы
Кто такие Готы. Готы - представители готической субкультуры, которая зародилась в конце 70-х годов двадцатого века на волне пост-панка. Культура готов - очень разнообразна и неоднородна. Она культивирует в себе индивидуальность. Отличительной чертой готов является их мрачный имидж, в котором доминирует черный цвет, ирокезы, кожаная одежда, символика анкх, клыки, неестественных цветов глазные линзы, интерес к мистицизму и эзотерике, любовь к хоррор (horror – с анг. ужас)-литературе и фильмам
- хоррор - литература и фильмы ужасов, мистика, потусторонний мир;
- анкх - египетский крест с петлей - магический символ мудрости;
За эти годы имидж готов претерпел сильных изменений. Неизменным остается лишь черный цвет одежды и украшения из серебра. Золото готы считают презренным металлом - как символ избитых ценностей. Прически в основном - длинный ниспадающий волос. У девушек преобладает яркий выразительный стиль вамп: черная косметика, черный лак для ногтей, все строгое, но броское. Материалы одежды готов - шелк, мятый бархат, кожа, винил и сетка.
Основным символом готов является анкх - египетский символ жизни, а так же глаз Ра. Готы используют и символы смерти - гробики, черепа, что декларируют тафофилию (любовь к кладбищам, надгробиям и похоронным ритуалам)…
Кстати, готы организовывают различные фестивали и слеты. Только в Лейпциг ежегодно съезжаются на готический фестиваль более 25000 следователей культуры готов. Не говоря уже об огромном количестве сайтов по всему миру с готическим профиле.
Вначале готы выглядели так, же как панки: они носили рваную одежду и даже ирокезы, только в отличие от панков их ирокез был черным, однако ближе к концу 80-х готы стали предпочитать длинные черные волосы. В своей одежде готы предпочитали использовать элементы костюмов прошлых веков в современной интерпретации. Они также обычно носили много сетки (чаще всего мужчины на руках) и имели оригинальный стиль мэйкапа с очень белыми лицами и большим количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины).
Готы придают большое значение своему внешнему виду, чтобы показать свою принадлежность к субкультуре. В зависимости от принадлежности к тому или другому ответвлению субкультуры, стилистика одежды может разниться. Одежда готов довольно разнообразна: от роскошных платьев эпохи Ренессанса, до имиджа традиционных дарк панков 80-х годов. По деталям гардероба определяется тип готов, поскольку у разных деталей своя смысловая нагрузка. Дамы с прическами кораблями на голове, в пышных юбках, с украшениями из серебра и камней, а также мужчины в камзолах, белых рубашках с жабо, плащах и остроносых туфлях относятся к «антикварным» готам, их еще называют романтик готы.
Есть готы «андрогинные», их обязательные атрибуты - грим и юбка.
«Киберы» - это готы у которых в собранные в пучок (иногда в два пучка) волосы вплетены провода или волосы заплетены в косички в виде проводов (цвета проводов), в обтягивающем комбинезоне из латекса или винила. Киберготы - готы, тяготеющие к киберпанку и мрачной электронной музыке, они культивируют идеал киборга и постчеловека.
Среди готов есть направление, приверженцы которого вынуждены одеваться прилично - в черные костюмы и старомодные рубашки. Это работники крупных компаний или «готы - рабы корпораций».
Самый неординарный гот - фрик. У него пирсинг на всех частях тела, начесы на волосах кислотного цвета. Огромные бутсы на высокой платформе тянут ноги к земле, а макияж напоминает маску индейца. Они хотят быть похожими на утопленников, вурдалаков и прочую «нежить» нарочито белыми лицами, черными кругами вокруг глаз и линзами с глазами точками.
Отдельные виды тяготеют к вампирской эстетике. Удлиняют себе клыки или передние зубы.
Суть идеологии готов - смакование боли и страданий. Настоящему готу приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным. Они создали свою философию, в которой счастливые представляются ограниченными, а несчастные - свободными. Готы любят мистику, кладбища и угнетающую тяжелую музыку. Они читают страшные романы, вампирские новеллы, их любимые авторы Эн Райс, Эдгар По и Лавкрафт.