Мотив и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:45, контрольная работа

Описание

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой».

Содержание

Введение 3
1.Понятие личности 4
2.Мотив и мотивация 8
Заключение 15
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

психология управления.docx

— 37.81 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение 3

1.Понятие личности 4

2.Мотив и мотивация 8

Заключение 15

Список литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Введение

Мотивация является одной из фундаментальных  проблем как отечественной, так  и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его  деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человекa - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. В.Г. Алексеев отмечает, что мотивационная система человека имеет, гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение. Все это, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре. Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими.

  1. Понятие личности

 

Личность  – одна из базовых категорий психологической  науки. Для того чтобы понять, что  такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический  склад личности, рассмотрим это понятие  «индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность» в предложенной Б.Г. Ананьевым классической тетраде понятий, описывающих человека в целом.

Человек как сверхсложное существо живет  в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген  Хабермас, в качестве основных предложил выделять 3 мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования).

Внешний мир – это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир целесообразных деятельности, в котором ничто не принимается на веру и все требует доказательств: истинность знания требует доказательства, технический проект оценивается с точки зрения осуществимости и при этом опять требуются доказательства или практическая проверка, хозяйственная деятельность оценивает с точки зрения утилитарной полезности. Это суровый мир, в котором нельзя просто так сказать: «я знаю!», потому что ответом будет требование: «докажи, приведи факты»; или «я умею!» – ответом будет: «сделай, покажи», или: «это полезно!» – в ответ человек услышит: «как это использовать?». Это мир, в котором особо ценится те зная и способы действий, которые могут быть представлены в доступном для понимания и повторения виде и транслировано другим людям, то есть теряют свой индивидуальный характер и становятся частью общего опыта. Это обезличенный, тотальный мир, где нет индивидуальной логики, а есть либо логика, обязательная для всех, либо отсутствие логики, где нет «моего» или  «его» восприятия мира, а есть «истинна» или «ложная», где высказывания «эта вещь мне дорога” бессмысленно, а имеет смысл – “эта вещь мне полезна».

Социальный мир – это мир, основным способом включения человека в который является предметная деятельность. Взаимодействие человека с «внешним миром» - это становление деятельности и развитие человека как субъекта предметной деятельности. В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики. С содержательной точки зрения эта линия развития связана с овладением человеком способами и средствами действий, представленными в совокупном человеческом опыте, культуре, с формированием знаний, умений и навыков. После завершения периода ученичества освоенные, интериоризованные способы действий включаются затем в индивидуальную предметную деятельность, далее субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, на основе освоенных способов действия вырабатывать новые способы и приемы деятельности.

Подход  к человеку как к личности связан прежде всего со взглядом на человека как на единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в  социальной структуре. Фундаментальным  признаком, отличающим человека от животного  как биологической особи, единицы  вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение  в систему социальных отношений.

Дело  в том, что, рассматривая отношение  человека к внешнему миру как деятельность, в качестве субъекта деятельности мы получаем не отдельного человека, а  некоторое организованное множество  людей, социум. По мере развития социума  последовательно меняется состав и  разнообразие видов деятельности: собирательство, охота, земледелие, производство, появляются сферы деятельности, специально связанные  с организацией взаимодействия людей: управление, политика, право, образование, военная служба и т.д. Эти деятельности распределены в структуре общества между людьми как единицами общества, образую некоторую взаимосвязанную  систему частных деятельностей, которая и реализует характерное для конкретного общества отношение к внешнему миру. Таким образом, вид деятельности человека непосредственно связан с его статусом в обществе и реализует определенное отношение между людьми как носителями статуса и в этом смысле, как реализованное отношение, деятельность обретает свое значение, цели и направленность. Заняв определенную ячейку в обществе (менеджер, рабочий, учащийся, учитель, врач и т.д.), человек выполняет не только предметную деятельность, но и целый комплекс ролей по отношению к другим людям и сталкивается со стороны других людей с социальными ожиданиями относительно способов своего поведения (нормами) и социальными критериями оценки социального поведения (ценностями), т.е. его поведения со стороны общества и окружающих людей нормативно регулируется, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений.

Оcнoвным механизмом возникновения личностных новообразований, таким образом, является переход внешних отношений личности во внутренние, преобразование объекта  социальных отношений в их субъект.

Этот  механизм опосредствует включение  человека в "наш мир", социальный мир. Это мир политики, права, этики. Это мир конвенций, соглашений, договоренностей, традиций, языка, когда люди согласны и в том, что значит звукосочетание "мама", какой способ социального  поведения есть норма, а какой - запретное  отклонение, что есть ценность, общественное благо, а что является злом. Принятые нормы и ценности в своем единстве экстернализуются в различных социальных институтах (община, организация, семья, государство, церковь, право, системы  статусов и ролей и т.д.). Таким  образом, в социальном мире развертывается процесс институализации как  типизации и закрепления в  социальных институтах писаных и  неписаных норм и ценностей. Общество становится не только социальной культурой, но и социальным порядком. В этом смысле люди создают, объективируют  социальный мир как социальную реальность и одновременно человеческий продукт.

         Включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект-объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности.

Однако  бытие личности в социальном и  внешнем мире - это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Когда  мы рассматриваем деятельность со стороны  того, какие отношения личности в  деятельности реализуются, мы говорим  о направленности личности. Когда  мы рассматриваем деятельность со стороны  способов реализации отношений личности, мы говорим о способностях личности. Когда мы рассматриваем интегpaцию, единство и взаимосвязь направленности и способов деятельности, интеграцию социального поведения и предметной деятельности - мы говорим о характере. Таким образом, структура личности в ее отношениях и взаимодействии с миром включает в себя направленность, способности и характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мотив и мотивация

Термин «мотив» – французского «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю.

Понятия мотива и мотивации включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.

Термин "мотивация" представляет более  широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в  современной психологии в двояком  смысле: как обозначающее систему  факторов, детерминирующих поведение сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое (С.Л. Рубинштейн), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне (Ж. Нютенн, А. Маслоу). Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

 Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл...?". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих  им двух типов поведения:

1) внешней  мотивации и соответственно внешне  мотивированного поведения;

Внешняя мотивация — конструкт для  описания детерминации поведения в  тех ситуациях, когда факторы, которые  его инициируют и регулируют, находятся вне Я (self) личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

2) внутренней  мотивации и соответственно внутренне мотивированного поведения.

Внутренняя  мотивация — конструкт, описывающий  такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри  личностного Я и полностью  находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.

Мотив - это побуждение. Этим понятием часто  обозначаются такие психологические  явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., т.е. в которых отражается наличие  в человеческой психике некоей готовности, направляющей к определенной Цели. Мотивация тесно связана с  потребностями Человека, так как  появляется при возникновении нужды, недостатка в чем либо, она есть начальный этап психической и  физической активности. Мотивация - побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для  определенной направленности действий.

Мотив - это такой гипотетический конструкт, понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляющейся в идентичных условиях. Процессы мотивации имеют направление - достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Имеет место определенное психофизиологическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.

Цель  и мотив не совпадают. Так, например, у человека Может появиться цель - сменить место работы, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; избежать грядущих неприятностей; приблизить место работы к месту жительства; работать рядом с друзьями и т.д.

Информация о работе Мотив и личность