Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 12:17, контрольная работа
Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, не обходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.
Введение
1. Значение мотивационно-потребностной сферы в деятельности человека
2.Ценностные ориентации личности, как структурный компонент мотивационно - потребностной сферы
3. Психологическая характеристика доминирующих психических состояний
Заключение
Список использованной литературы
а) официально признанные,
осознаваемые (религиозные и
б) действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).
Вторая группа является
непосредственными мотивами человеческого
поведения. Расхождение между
Таким образом, для теории З. Фрейда и его последователей свойственно рассмотрение врожденности и фатальности механизмов развития личности, а также противоречие между потребностями личности и социальными нормами .[1,с.112]
Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей ставится и представителями гуманистической психологии. Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. [1,с.121] По А. Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации "бытийных" ценностей, для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности.А. Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку, а так называемые "высшие ценности" существуют в самой человеческой природе. Он выделяет две группы ценностей:
а) б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);
б) д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована.
Таким образом, ценности,
по А. Маслоу, являются частью мотивационно
- потребностной сферы, однако они
рассматриваются без учета
Таким образом, ценности как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания.
В этой связи примечательна точка зрения М. Рокича, который определяет ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования.[1,с.132] По его мнению, ценности характеризуются следующими признаками:
Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико.
Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени.
Ценности организованы в системы.
Истоки ценностей
Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич выделяет две основные группы ценностей: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности), каждая из которых обладает своими характеристиками.
Терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. При этом они носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность, то есть они схожести у большинства людей. Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. [3,с.40]
В ценностных ориентациях отражаются представления человека о самом себе, т.е. они являются необходимым элементом самосознания личности. Кроме того, ценностные отношения к самому себе, наряду с целостной мотивационно-потребностной сферой, способны в некотором роде корректировать актуальные психические состояния, а в определенных случаях могут определять и устойчивые (доминирующие) состояния. Активность или пассивность жизненной позиции, спокойствие или тревога могут являться результатом устойчивых ценностных представлений и личностных установок.
Ценностное отношение - это субъективное отражение объективной действительности. Объектом ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления.
3. Психологическая
Изучение психических состояний, оказывающих значительное влияние на характер поведения и различных видов деятельности человека, появился в глубокой древности. Попытки описания причин возникновения и значения для жизни человека состояний страха, возбуждения, удовлетворенности жизнью или пассивности можно найти в трудах философов Древнего Востока, Древней Греции и др. Не смотря на это, в психологической науке исследований данной проблемы не появлялось вплоть до ХIХ века. [5,с.12]
Существенный вклад в исследование конкретных вопросов, связанных с генезисом, феноменологией, объективными характеристиками психических состояний, и в том числе состояний психического напряжения, тревоги, страха, внесли русские исследователи первой четверти XX в. В работах В. М. Бехтерева содержатся не только описания феноменологии эмоциональных состоянии, протекающих на фоне общего психического напряжения, но и методологические подходы к их объективному изучению.
К настоящему моменту
в проблематике изучения психических
состояний существует ряд методологических
подходов, среди которых
В монографии Д. Н. Левитова были сформулированы общие задачи изучения психических состояний .[4,с.206]
Выделить психические состояния в самостоятельную психологическую категорию и установить связь этой категории с другими психическими явлениями.
Дать классификацию психических состояний.
Дать подробную
Изучить механизмы возникновения, развития и исчезновения психических состояний.
Исследовать особенности психических состояний при различных видах деятельности и при различных условиях внешней среды.
Наибольшее качественное развитие представлений, методологического осмысления и практического применения феномена психических состояний, соответствует с выходом хрестоматии "Психические состояния", составителем которой является Л. В. Куликов. [5,с.14]
Н. Д. Левитов так определяет
психическое состояние как
Психическое состояние - это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации.
Психологическое описание явления устойчивых (доминирующих) состояний можно найти в трудах К. К. Платонова, который подчёркивал: "психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут быстро изменяться". [6,с.220]
А. О. Прохоров выделил три уровня психической активности, с соответствующими им состояниями психической активности:
1. состояние повышенной психической активности (счастье, восторг, экстаз, тревога, страх и т.д.);
2. состояния средней
(оптимальной) психической
3. состояния пониженной психической активности (грезы, грусть, утомление, рассеянность, кризисное состояние и т.д.).
Выделяют две ключевые функции состояний:
-функция регулирования (в процессах адаптации);
-функция интеграции отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс-состояние-свойство). [7,с. 221]
Благодаря этим функциям обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущем времени, происходит организация психологического строя личности, необходимого для эффективного её функционирования в различных сферах жизнедеятельности. При соотнесении феномена психических состояний с выполнением педагогической деятельности, так же необходимо отметить важность значения психических состояний.
В качестве детерминант психических состояний выделяются следующие факторы:
-потребности, мотивы и ценности личности;
-возможности личности;
-условия среды и их субъективное восприятие.
Заключение
В результате проведенного теоретического анализа понятий мотивационно-потребностная сфера и доминирующие психические состояния, можно сделать ряд выводов:
выполнения профессиональной деятельности человеку крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у профессионала появилась потребность в самовыражении, что особенно важно для профессиональной деятельности педагога.
Ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
ценностные ориентации
имеют целостную структуру, и
существует в качестве проективной
реальности, которая связывает
Доминирующие психические состояния оказывают значительное влияние на реализации конкретной деятельности личности, а ключевым фактором, обусловливающим становление того или иного психического состояния является мотивационно-потребностная сфера личности, включающая потребности, мотивы и ценности.
Список использованной литературы
1.Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] - М., 2011. - 289 с.
2.Бодалев, А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности [Текст] / А. А. Бодалев // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. : Питер, 2011.- с. 336-344.
3.Бубнова, С.С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С. С. Бубнова // Психол. журн., 2011.- № 5.- с. 38-44.
4.Куликов Л.В. Психология настроения // СПб., 2011.-429с.
5.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2011. - 352 с.
6.Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. 3-е изд. СПб. : Питер, 2011.- 351 с
7.Немов, Р.С. Психология [Текст]: В 2 т. - М., 2010.-Т. 1.-576 с.
Информация о работе Мотивационно-потребностная сфера в деятельности человека