Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:45, доклад
Мотивация – это стремление человека что-то сделать. Мотивация обучения– одна из важнейших и острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому – скучно, один хочет учиться, а другой пассивен. Почему так происходит? Общеизвестно, что любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. Человек включается в любую (в том числе и учебную) деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Формирование учебной деятельности начинается с принятия ее учеником.
Мотивация обучения и методы ее обеспечения.
Мотивация – это стремление человека что-то сделать. Мотивация обучения– одна из важнейших и острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому – скучно, один хочет учиться, а другой пассивен. Почему так происходит? Общеизвестно, что любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. Человек включается в любую (в том числе и учебную) деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Формирование учебной деятельности начинается с принятия ее учеником. Возникает желание выполнить ее наилучшим образом, это называется детерминирующая тенденция. Она является исходным моментом учебной деятельности. Формирование этой тенденции (т.е. желание выполнить что-либо наилучшим образом) приводит к активизации познавательной потребности, которая определяет личный смысл будущей деятельности для ученика. Так возникает первичная мотивация. Это говорят психологи. Это все в идеале. Но таких учеников, которые бы желали выполнить наилучшим образом, очень мало.
Трудности овладения современной
культурой требуют
результате собственной деятельности (он даже подчеркивал – самодеятельности). Поэтому учителю надо возбудить самодеятельность школьников. Такого назначение стимулирования учебной деятельности.
Итак, человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых. Мотивация может быть положительной и отрицательной. Если ученик выражает желание учиться, стремится как можно лучше выполнить учебную деятельность – значит, у него положительная мотивация, выражающаяся в направленности на учебу. Другой ученик стремится всеми силами избежать учебы и школьных занятий, проявляя отрицательную мотивацию к учебной деятельности. Характер и результат познавательной деятельности ученика зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Если желание разобраться в рассматриваемых на уроке проблемах станет главным и вытеснит все остальные, школьник сосредоточится и познавательный процесс пойдет успешно. Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.
Именно с этой целью и используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника. Задача стимула совсем не в том, чтобы некоторыми внешними мерами заставить ребенка заниматься учением. Нет, задача стимула совсем другая – вызвать и усилить его собственные полезные мотивы деятельности.
Мотивы отражают некоторые
потребности, которые стали
В процессе обучения важно обеспечивать
возникновение положительных
Одним из методов эмоционального стимулирования
учения можно назвать метод
Информация о работе Мотивация обучения и методы ее обеспечения