Мотивация обучения и методы ее обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:45, доклад

Описание

Мотивация – это стремление человека что-то сделать. Мотивация обучения– одна из важнейших и острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому – скучно, один хочет учиться, а другой пассивен. Почему так происходит? Общеизвестно, что любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. Человек включается в любую (в том числе и учебную) деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Формирование учебной деятельности начинается с принятия ее учеником.

Работа состоит из  1 файл

Мотивация обучения.docx

— 13.59 Кб (Скачать документ)

Мотивация обучения и методы ее обеспечения.

Мотивация – это стремление человека что-то сделать. Мотивация обучения–  одна из важнейших и острейших проблем школы.  Одному ученику интересно на уроке, другому – скучно, один хочет учиться, а другой пассивен. Почему так происходит? Общеизвестно, что любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. Человек включается в любую (в том числе и учебную) деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Формирование учебной деятельности начинается с принятия ее учеником. Возникает желание выполнить ее наилучшим образом, это называется детерминирующая тенденция. Она является исходным моментом учебной деятельности. Формирование этой тенденции (т.е. желание выполнить что-либо наилучшим образом) приводит к активизации познавательной потребности, которая определяет личный смысл будущей деятельности для ученика. Так возникает первичная мотивация. Это говорят психологи. Это все в идеале. Но таких учеников, которые бы желали выполнить наилучшим образом, очень мало.

 

Трудности овладения современной  культурой требуют использования  в учебном процессе специальных  средств и мер и, прежде всего, стимулирования. Великий немецкий педагог  А. Дистервег  отмечал, что ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить, усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в                        

 

результате собственной деятельности (он даже подчеркивал – самодеятельности). Поэтому учителю надо возбудить самодеятельность школьников. Такого назначение стимулирования учебной деятельности.

 

Итак, человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать  в ней. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач  обучения как личностно для него значимых и необходимых. Мотивация  может быть положительной и отрицательной. Если ученик выражает желание учиться, стремится как можно лучше выполнить учебную деятельность – значит, у него положительная мотивация, выражающаяся в направленности на учебу. Другой ученик стремится всеми силами избежать учебы и школьных занятий, проявляя отрицательную мотивацию к учебной деятельности. Характер и результат познавательной деятельности ученика зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Если желание разобраться в рассматриваемых на уроке проблемах станет главным и вытеснит все остальные, школьник сосредоточится и познавательный процесс пойдет успешно. Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.

 

Именно с этой целью и используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника. Задача стимула  совсем не в том, чтобы некоторыми внешними мерами заставить ребенка  заниматься учением. Нет, задача стимула  совсем другая – вызвать и усилить  его собственные полезные мотивы деятельности.

 

 Мотивы отражают некоторые  потребности, которые стали актуальными  для человека в какой-то момент. Например, если появилась насущная  потребность в отдыхе, человек  почувствовал и осознал желание  отдохнуть, это желание стало  преобладающим и он отправился на отдых. Чтобы вызвать, подогреть и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной, да и всякой иной деятельности.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам  осуществления. Эмоциональное состояние  всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам  внимания, запоминания, осмысливания в  таком состоянии подключается глубокие внутренние переживания личности, которые  делают эти процессы интенсивными и  оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

 

Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью — введение в учебный  процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе физики это могут быть примеры типа «физика в быту», «физика в сказках» и другие. Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто  им поручают самостоятельно подбирать  такие примеры.


Информация о работе Мотивация обучения и методы ее обеспечения