Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать факторы, влияющие на мотивацию студентов при выборе профессии в медицинском колледже. Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов медицинских колледжей России, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере медицины, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.
Введение…………………………………………………………………………3-5
1.Теоретические основы мотивов в выборе профессии студентов
1.1Понятие и сущность мотивации при выборе профессии.....................6-9
1.2Структура мотивов выбора профессии при обучении в медколледже………………………………………………………………….9-16
1.3 Специфика профессиональной и учебной мотивации студентов мед. колледжа………………………………………………………………………16-21
Вывод…………………………………………………………………………21-23
Глава 2.Практическая часть
2.1. Описание методов исследования………………………………………24-26
2.2. Результаты исследования и выводы……………………………………27-39
Заключение…………………………………………………………………40-41
Список используемой литературы...............................................................42-43
Приложение…………………………………………………………………..43-45
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ АОУ СПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. И.П. МОРОЗОВА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Выполнила:
Научный руководитель: преподаватель психологии Парначёва Т. В.
Сыктывкар, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1Понятие и сущность мотивации при выборе профессии.....................
1.2Структура мотивов выбора профессии при обучении в медколледже…………………………………………………
1.3 Специфика профессиональной и учебной мотивации студентов мед. колледжа…………………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Глава 2.Практическая часть
2.1. Описание методов исследования………………………………………24-
2.2. Результаты исследования и выводы……………………………………27-39
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы....................
Приложение……………………………………………………
Введение
Тема, связанная с мотивами в выборе профессии студентов в настоящее время становится все более актуальной. Возрастает число мотивов, влияющих на поступки человека, в том числе и на выбор будущей профессии. Возникают все новые виды мотивов. При этом, в настоящее время недостаточно литературы, рассматривающей современные соотношение внутренних и внешних мотивов личности, в частности при выборе профессии.
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностно образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Исследователи, занимающиеся вопросами мотивации, отмечают, что при поступлении в новое учебное заведение у студентов мотивация определяется главным образом новой социальной ролью. Но она не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет своё значение. Поэтому формирование мотивов, придающих учёбе значимый смысл, является одной из главных задач преподавателя. Педагоги и психологи выделяют роль положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями [16,22].
Цель курсовой работы - проанализировать факторы, влияющие на мотивацию студентов при выборе профессии в медицинском колледже.
Исходя из поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность мотивации
- Определить основные мотивы выбор профессии студентов медицинского колледжа
- провести исследование основных мотивов выбора профессии студентов медицинского колледжа
Одними из важнейших компонентов является мотивационный комплекс личности: мотивация выбора профессии, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Исследованиями в этой области занимались известные отечественные учёные. И.А. Васильев, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Д.А. Кикнадзе, А.Н. Леонтьев, а также зарубежные авторы: X.Хекхаузен, Д.В. Аткинсон, Д.Халл, А.Г. Масло.
Изучение структуры профессионально-
Студенческий возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейших компонентов медицинской деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов, обучающихся в медколледже. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.
1.1Понятие и сущность мотивации при выборе профессии
Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.
Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
По мнению К.К.Платонова мотивация – это совокупность мотивов.
М.Ш. Магомед – Эминов определял мотивацию как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы:
- мотивы трудовой деятельности,
- мотивы выбора профессии;
- мотивы выбора места работы.
Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы)[2,12].
Первая группа причин, побуждающих к выбору трудовой (профессиональной) деятельности: осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим людям (в лечении больных, в защите своего отечества и т. д.), общественная установка на необходимость трудовой деятельности нежелание прослыть «тунеядцем».
Вторая группа — получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Третья группа — удовлетворение потребности в само актуализации, самовыражении, самореализации. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.
Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности:
- общественный престиж (мода, материальное благополучие);
- интерес (нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный увиденным фильмом, телепередачей). Бывает, что такой выбор, основанный на чисто внешнем впечатлении или подкрепленный советами родителей, друзей, оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается, и остаются «суровые будни», к которым человек не готов ни морально, ни физически.
Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно, прежде всего, принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека [4,13].
Исследование психологических условий, помогающих человеку, опирающемуся на свой выбор, добиваться высоких результатов в учебно-профессиональной и реальной профессиональной сферах деятельности, выступает в роли одной из научно-практических задач, решение которой позволит более оптимально организовать профессиональное становление будущего специалиста как личности, стремящейся к наиболее эффективной реализации своих потенциалов. Именно медицинские специалистыпредставляют собой особую социальную страту, чья совокупная и индивидуальная профессиональная деятельность обладает исключительной значимостью, поскольку '" направлена на сохранение, поддержку, развитие здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом.
Исследователи, занимающиеся вопросами мотивации, отмечают, что при поступлении в новое учебное заведение у студентов мотивация определяется главным образом новой социальной ролью. Но она не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет своё значение. Поэтому формирование мотивов, придающих учёбе значимый смысл, является одной из главных задач преподавателя. Педагоги и психологи выделяют роль положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями [16,22].
Для более детального анализа остановимся подробно на характеристике мотивов выбора профессии, жизненных планах студенчества, качествах специалиста.
Выдвигаются следующие критерии для подробной характеристики мотивационной структуры студентов:
1) мотивы выбора профессии;
2) удовлетворенность выбором профессии;
3) осведомленность о будущей профессии;
4) желание работать в дальнейшем по специальности;
5) цели будущей профессиональной деятельности;
6) требования к будущей работе.
В 90-е гг. иерархия мотивов выбора существенно меняется. Начинают лидировать экономические мотивы. Надо сказать, что стремление стать богатым и преуспевающим у современной молодежи очень ярко выражено.
За последние 10-15 лет сильно изменился перечень выбираемых профессий школьниками выпускных классов. Приоритет отдается экономическим, юридическим профессиям, специальностям, связанным с иностранными языками.
Как в 60-е гг., так и сейчас отмечается устойчивое снижение числа студентов, считающих выбранную профессию своим призванием.
Раньше причину этого видели в осознании реальных трудностей, которые разбивают романтические иллюзии, а также в недостатке практического опыта, который сеет неуверенность в своих возможностях.
Четкое представление о различных сторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. Очевидно, следует согласиться с Т.Э.Петровой, которая утверждает, что сказывается и изменение социального состава студентов: "с появлением "коммерческого" набора пришли обеспеченные, уверенные в правильности выбора специальности и соответствии ему своих способностей молодые люди" [6, с.16]
Если студенты хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают чего хотят, если нет, то мотивы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию.
Мотивацию выбора медицинского работника определить достаточно трудно потому, что мотивации весьма разнообразны. Изучать мотивации вообще сложно, чаще всего в исследованиях в качестве основного используется метод анкетирования студентов.
Кроме того, следует говорить о нескольких мотивациях: прихода в медицину, продолжения обучения в медицинском колледже, выбора узкой конкретной медицинской специальности и т.д. Мотивации нестабильны и могут быть существенно различными. Многие из них носят очень поверхностный характер по принципу «мне скучна и неинтересна математика, работа педагога вызывает у меня ужас, не хочу заниматься филологией, я выбираю медицину», - мотивация по методу исключения.
Мотивацию может определить атмосфера семьи, которая как бы программирует человека на поступление в медицинский колледж, что особенно характерно для медицинских семей, где уже с самого рождения ребенка автоматически предполагается, что он станет медиком. Никто этого специально не обсуждает, родители могут даже произносить такие фразы: «Пусть человек выбирает сам свою дорогу, как он хочет!», но при этом увлеченность родителей профессией не оставляет сомнений, что это самое интересное и благородное дело.
Во многих странах мира абитуриентов из медицинских семей при поступлении в медицинский колледж встречают более благожелательно.
Предполагается, что по опыту семьи эти люди знают, что такое жизнь медицинского работника. Т.е. подрастающие дети медиков видят не только плюсы медицинской профессии, но и ее минусы. Иногда мотивация стать медицинским работником возникает после длительного лечения, которое было удачным, и выбор профессии медицинского работника превращается в своеобразную плату обществу за выздоровление. «Я хочу быть благодарным людям за то, что меня на ноги поставили, я буду мед. работником, чтобы спасать других». При этом выбирается та медицинская профессия, которой был обязан этот человек своим выздоровлением[8,42]..
Мотивы выбора профессии в разные периоды жизни отличаются, и среди ученых рассматривается возможность целенаправленного влияния на формирование и развитие мотивации. Для этого необходима всесторонняя информация о мотивах выбора профессии мед.работника. Научные исследования мотивов выбора профессии у абитуриентов медицинских учебных заведений, показали, что около трети из них поступают в связи с необходимостью получения специальности, не задумываясь при этом о своих индивидуальных склонностях, особенностях, привычках, темпераменте и т.д.
Следовательно, особую важность на данном этапе развития отечественного здравоохранения приобретают проблемы профессиональной ориентации, отбора, общего и профессионального воспитания в процессе подготовки будущих медицинских работников.
Выбор медицинских профессий молодежью происходит под влиянием комплекса факторов. Среди них наиболее часто встречается влияние семьи, чтение специальной литературы, просмотр фильмов. Имеются работы, где выявлен высокий процент поступающих в медицинский колледж по совету родных, знакомых, друзей-медиков, по призванию и склонности к медицине в связи с желанием помогать людям решением продолжать семейные традиции.
На выбор учащимися профессии значительное влияние оказывают семья, пример родителей, друзей, знакомых, их советы и наставления. Действительно, продолжение семейной профессиональной традиции — явление не редкое. Если эта традиция связана с настоящей увлеченностью делом, а не с более облегченным путем трудоустройства или поступления в учебное заведение, то может оцениваться положительно. Однако далеко не во всех семьях характер воздействия на детей идет в направлении, отвечающем интересам и требованиям общества.
Специфическими для медицинских колледжей факторами, влияющими на выбор профессии медицинского работника, являются болезнь близких или собственная, стремление получить образование, чтобы помочь себе и близким. Еще одной мотивацией является повышение самоуважения: «спасать жизни других людей - благороднейшая профессия». Это тезис, который не оспаривается ни одним обществом мира. Медицинский работник - человек, достойный уважения и прежде всего самоуважения. Поэтому выражение «хороший врач подобен Богу» можно считать почти буквальным отражением этой мотивации: человек хочет быть подобен Богу не для того, чтобы властвовать, чтобы ощущать себя всесильным и могучим, а для того, чтобы быть милосердным как Бог.
Хотя бывают совершенно аморальные мотивации выбора этой профессии: получение власти. Больной, лежащий на операционном столе, — прекрасный объект для манипуляции. Его жизнь находится на кончиках пальцев хирурга или анестезиолога. Судьба многих больных в психиатрической больнице тоже находится в руках врача-психиатра, уже не говоря о больных, которые находятся в реанимационном отделении. Чувство власти над чужой жизнью, над чужой судьбой - одна из мотиваций прихода во врачебную профессию.
Есть еще познавательная мотивация. Такая мотивация одних людей приводит к занятиями техникой - сложными машинами и аппаратами, а других - в медицину, потому что им хочется заниматься самым сложным механизмом - организмом человека, познать, как устроен человек, как устроено человеческое тело и как это все работает? Как происходят нарушения в этой системе?
Большинство авторов считают, что предъявляемые молодежью мотивы недостаточно обоснованны. Например, призвание предполагает реализацию сложившегося интереса к профессии в процессе познавательной и практической деятельности. Такие мотивы, как семейная традиция, совет родственников, знакомых, авторитетных лиц, хорошее знание профилирующих предметов не могут гарантировать студентам-медикам успешное усвоение учебной программы, качественную работу их по специальности в будущем[8,25] .
Начальная мотивация оказывает сильнейшее влияние на многие стороны поведения студента и на формирование его профессиональных ожиданий. От мотива выбора факультета установлена зависимость степени интереса к учебе: интереснее учиться тем, кого влечет профессия, кто испытывает влияние семейных традиций. Последнее место занимают те студенты, которые пришли на факультет по совету родителей, друзей, за престижем или случайно.
Можно выделить следующие мотивы выбора профессии:
- социальные мотивы (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
- моральные мотивы (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
- этические мотивы (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
- познавательные мотивы (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
- творческие мотивы (возможность быть оригинальным, неповторимым);
- мотивы, связанные с содержанием труда (опосредуются знаниями, относительно совокупности отличительных особенностей элементов труда (функции, операции, действия), характеризующие их направленность);
- материальные мотивы (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;
- престижные мотивы (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая «ценится среди друзей и знакомых»);
- утилитарные мотивы (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в колледж, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:
- настоящее - объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;
- прошлое - история индивида, его собственный опыт;
- будущее - тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.
Среди факторов, которые действительно определяют выбор той или иной профессии (сферы труда), важнейшее место отводят выраженности интересов к конкретному виду труда. В развитии этих интересов и склонностей, самостоятельную работу по углубленному ознакомлению с сущностью труда медицинского работника считают наиболее значимой. Она выражается в знакомстве с научной и научно-популярной литературой, посещении медицинских лекториев, занятии в кружках «Юный медик», непосредственном общении с больными. Практическое ознакомление с трудом медицинских работников является действенным фактором профессионального отбора абитуриентов при поступлении в медицинские учебные заведения и способствует устойчивости у них профессиональных интересов .
Узнать требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психологическим способностям и возможностям человека позволяют профессиограммы специалистов в сфере здравоохранения), а непосредственное общение с больными, врачами позволяет лучше понять специфику медицинского труда, оценить свои возможности, профессионально определиться.
Выбор профессии для студентов – медиков не заканчивается моментом поступления в колледж. Студенческий период профессиональной ориентации связан с деятельностью кафедральных коллективов и включает в себя воспитание у студентов любви к своей профессии, овладение профессиональными знаниями, умениями и практическими навыками. Выбор конкретной медицинской специальности осуществляется студентами на старших курсах по мере прохождения различных клинических дисциплин.Качество профессиональной подготовки специалиста определяется уровнем активности самого студента, его интеллектом, компетенцией, профессиональной ориентацией, мотивацией будущей профессиональной деятельности.
Мотивация выбора профессии, ее динамика и устойчивость направляет и регулирует различные стратегии поведения, определяет степень его активности или пассивности, а также уровень субъективно – личностной заинтересованности в обучении, т.е. является первым уровнем мотивационно – целевой основы профессионального обучения.
Выяснение мотивов выбора профессии медицинского работника, знания объективных и субъективных факторов, формирующих эти мотивы, дает возможность получения целевой информации для успешного решения проблемы профессиональной ориентации, выявления оптимальных возможностей оказания учащимся помощи в правильном выборе профессии, управлении этим выбором.
В психологической науке одной из важнейших является проблема самореализации личности в профессиональной и социально значимой деятельности.
Исследование психологических условий, помогающих человеку, опирающемуся на свой выбор, добиваться высоких результатов в учебно-профессиональной и реальной профессиональной сферах деятельности, выступает в роли одной из научно-практических задач, решение которой позволит более оптимально организовать профессиональное становление будущего специалиста как личности, стремящейся к наиболее эффективной реализации своих потенциалов. Оценка человеческого потенциала, как и социальный заказ на подготовку практикующего медицинского работника являются стратегическими задачами в сохранении физического и психического здоровья нации, страны, общества. Все это обусловливает активизацию механизмов и форм целенаправленного психологического сопровождения личности студента, выбравшего медицинскую профессию.
Именно медицинские специалисты представляют собой особую социальную страту, чья совокупная и индивидуальная профессиональная деятельность обладает исключительной значимостью, поскольку '" направлена на сохранение, поддержку, развитие здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом.
1.3 Специфика профессиональной и учебной мотивации студентов мед. колледжа.
Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и школьник/студент добивается больших успехов.
Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости.
Исследования, проведенные в Вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в Вузы, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в Вузах. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения [8,57].
Применительно к учебной деятельности студентов в системе средне - специального образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение средне - специального образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности.
Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.
С помощью экспериментов на материале различных российских учебных заведений было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 4 курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания Вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в конкретном Вузе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения. С одной стороны, перед нами — высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании Вуза заниматься творческой деятельностью, с другой — желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться, начиная с 1-го курса. Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в Вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации. (Заметим, что в настоящее время отношение к иностранному языку изменилось.) Следовательно, необходимым компонентом в процессе формирования у студентов реального образа будущей профессиональной деятельности является и аргументированное разъяснение значения тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности выпускников.
Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею. Так что вряд ли обучение пройдет удачно, если строить его только по принципу, изображенному в стихотворении «Кем быть?» Маяковского: «Хорошо быть... — пусть меня научат».
Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии, должен быть включен целый ряд вопросов. Это:
1) удовлетворенность профессией;
2) динамика удовлетворенности от курса к курсу;
3) факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-
4) проблемы профессиональной мотивации, или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.
Эти отдельные моменты, как и отношение к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы.
Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Исследования показали, что данный фактор более значим для успевающих, менее значим для неуспевающих учащихся. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству — необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.
Несмотря на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности учащегося, его установок, ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей.
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.
Формирование устойчивого положительного отношения к профессии — один из актуальных вопросов. Здесь еще немало нерешенных задач. В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о непрерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее конкретное решение во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога — как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение поможет человеку предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров.
Выводы
Итак, в результате проведенных теоретических исследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Тем не менее, я не ставлю перед собой задачи привести качественный анализ отдельных теорий, я лишь пытаюсь рассмотреть основные направления в современных исследованиях. Мне кажется, что сама сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех упомянутых мною теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.
При изучении различных теорий мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, я пришла к заключению, что действительно мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одной стороны, имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своих биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических особенностей, присущих только человеку, что так же необходимо учитывать при изучении именно человеческой мотивационной сферы. Нельзя умолять влияния ни той, ни другой части мотивационной сферы человека, на систему мотивационной направленности личности в целом, так как это может привести к искажению целостного понимания данного вопроса.
Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления.
Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды. Поэтому большое внимание в своей работе я уделила и индивидуальным различиям.
В работе уделено особое внимание этому вопросу, так как сформировавшаяся система мотивации человека оказывает большое влияние не только на его поведенческие особенности, но и, как динамическая характеристика личности, на структуру личности человека в целом. Определяет общую направленность личности, стремления человека, его жизненный путь, и, конечно же, профессиональную деятельность.
Итак, сфера применения знаний по мотивации очень обширна. А результат от практического применения этих знаний действительно огромен в различных областях профессиональной деятельности.
Глава 2.Практическая часть
2.1. Описание методов исследования
Исследование проводилось при помощи психологического метода исследования – анкетирования и сравнительного анализа данных.
Цель исследования: определить преобладающие мотивы выбора медицинской профессии студентами, будущими медицинскими работниками.
В исследовании были использованы данные анкетирования психологической службы Сыктывкарского медицинского колледжа им. И.П. Морозова за 3 года (2008-2009 учебный год, 2009-2010 учебный год и 2010-2011 учебный год). Были обработаны данные по специальности «Лечебное дело», в анкетировании приняли участие 140 человек.
Для исследования была применена методика «Мотивы выбора медицинской профессии».
Анкета №1.
№ | Что вас привлекает в работе медика? | очень | отчасти | мало | не привлекает | не знаю |
1 | Высокая значимость мед. труда |
|
|
|
|
|
2 | Гуманный характер профессии медика |
|
|
|
|
|
3 | Творческий характер труда |
|
|
|
|
|
4 | Работа с больными людьми |
|
|
|
|
|
5 | Доверие людей к мед. работникам |
|
|
|
|
|
6 | Благодарная традиция мед. проф. |
|
|
|
|
|
7 | Возможность помочь человеку в трудную минуту |
|
|
|
|
|
8 | Возможность узнать сложный мир людей |
|
|
|
|
|
Анкета № 2.
№ | Что определило выбор профессии? | да | нет |
1 | Высокая общественная значимость труда медработника |
|
|
2 | Желание своим трудом приносить пользу людям |
|
|
3 | Желание добиться общественного признания |
|
|
4 | Стремление к самостоятельности |
|
|
5 | Интерес к медицинским знаниям |
|
|
6 | Интерес к естествознанию вообще |
|
|
7 | Желание получить образование |
|
|
8 | Желание подготовиться к поступлению в мед. институт |
|
|
9 | Необходимость где-то учиться |
|
|
10 | Привлекает сам процесс труда |
|
|
11 | Привлекают внешние стороны труда (работа в белом халате и пр.) |
|
|
В исследовании было определено соотношение мотивов, выделяемых автором… с мотивами выбора медицинской профессии и определены преобладающие мотивы выбора профессии студентами Сыктывкарского медицинского колледжа.
Выделяют следующие мотивы выбора профессии:
- социальные мотивы (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
- моральные мотивы (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
- этические мотивы (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
- познавательные мотивы (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
- творческие мотивы (возможность быть оригинальным, неповторимым);
- мотивы, связанные с содержанием труда (опосредуются знаниями, относительно совокупности отличительных особенностей элементов труда (функции, операции, действия), характеризующие их направленность);
- материальные мотивы (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;
- престижные мотивы (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая «ценится среди друзей и знакомых»);
- утилитарные мотивы (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
2.2. Результаты исследования и выводы
Результаты по анкете № 1:
122гр.2008-2009г.
№ | очень | отчасти | мало | не привлекает | не знаю |
1 | 92% | 4% | 4% | - | - |
2 | 67% | 25% | 4% | 4% | - |
3 | 25% | 50% | 17% | 4% | 4% |
4 | 67% | 29% | 4% | - | - |
5 | 29% | 38% | 25% | 4% | 4% |
6 | 75% | 8% | 17% | - | - |
7 | 92% | 8% | - | - | - |
8 | 42% | 38% | 20% | - | - |
120гр. 2008-2009г.
№ | очень | отчасти | мало | не привлекает | не знаю |
1 | 72% | 24% | 4% | - | - |
2 | 40% | 36% | 12% | 8% | 4% |
3 | 32% | 24% | 28% | 4% | 12% |
4 | 44% | 44% | 4% | 8% | - |
5 | 72% | 8% | 12% | 4% | 4% |
6 | 36% | 44% | 4% | 4% | 12% |
7 | 80% | 16% | 4% | - | - |
8 | 48% | 36% | 12% | 4% | - |
120гр. 2009-2010г.
№ | очень | отчасти | мало | не привлекает | не знаю |
1 | 60% | 30% | - | - | 10% |
2 | 50% | 30% | - | - | 20% |
3 | - | 50% | 20% | - | 30% |
4 | 50% | 40% | 10% | - | - |
5 | 40% | 20% | 30% | - | 10% |
6 | 40% | 40% | 10% | - | 10% |
7 | 100% | - | - | - | - |
8 | 60% | 40% | - | - | - |
122гр. 2009-2010г.
№ | очень | отчасти | мало | не привлекает | не знаю |
1 | 72% | 20% | 4% | - | 4% |
2 | 44% | 44% | 8% | - | 4% |
3 | 28% | 28% | 44% | - | - |
4 | 64% | 36% | - | - | - |
5 | 64% | 28% | 4% | - | 4% |
6 | 32% | 36% | 24% | 4% | 4% |
7 | 100% | - | - | - | - |
8 | 36% | 48% | 12% | 4% | - |
120гр. 2010-2011г.
№ | очень | отчасти | мало | не привлекает | не знаю |
1 | 77% | 20% | 3% | - | - |
2 | 57% | 40% | 3% | - | - |
3 | 13% | 53% | 27% | - | 7% |
4 | 60% | 33% | 7% | - | - |
5 | 70% | 23% | 7% | - | - |
6 | 60% | 31% | 3% | 3% | 3% |
7 | 93% | 7% | - | - | - |
8 | 60% | 30% | 3% | - | 7% |
122гр. 2010-2011г.
№ | очень | отчасти | мало | не привлекает | не знаю |
1 | 81% | 11% | - | 4% | 4% |
2 | 58% | 30% | 8% | 4% | - |
3 | 38% | 38% | 16% | 4% | 4% |
4 | 42% | 38% | 16% | 4% | - |
5 | 65% | 20% | 15% | - | - |
6 | 54% | 26% | 20% | - | - |
7 | 85% | 15% | - | - | - |
8 | 50% | 35% | 15% | - | - |
Результаты по анкете № 2:
122гр. 2008-2009г.
№ | да | нет |
1 | 96% | 4% |
2 | 100% | - |
3 | 38% | 62% |
4 | 75% | 25% |
5 | 100% | - |
6 | 50% | 50% |
7 | 83% | 17% |
8 | 50% | 50% |
9 | 15% | 85% |
10 | 96% | 4% |
11 | 50% | 50% |
120гр. 2008-2009г.
№ | да | нет |
1 | 84% | 16% |
2 | 100% | - |
3 | 60% | 40% |
4 | 80% | 20% |
5 | 96% | 4% |
6 | 84% | 16% |
7 | 96% | 4% |
8 | 40% | 60% |
9 | 60% | 40% |
10 | 88% | 12% |
11 | 36% | 64% |
120гр. 2009-2010г.
№ | да | нет |
1 | 60% | 40% |
2 | 100% | - |
3 | 30% | 70% |
4 | 90% | 10% |
5 | 80% | 20% |
6 | 70% | 30% |
7 | 100% | - |
8 | 10% | 90% |
9 | 30% | 70% |
10 | 90% | 10% |
11 | 20% | 80% |
122гр. 2009-2010г.
№ | да | нет |
1 | 84% | 16% |
2 | 100% | - |
3 | 44% | 56% |
4 | 72% | 28% |
5 | 100% | - |
6 | 56% | 44% |
7 | 96% | 4% |
8 | 20% | 80% |
9 | 25% | 75% |
10 | 88% | 12% |
11 | 56% | 44% |
120гр. 2010-2011г.
№ | да | нет |
1 | 87% | 13% |
2 | 100% | - |
3 | 53% | 47% |
4 | 93% | 7% |
5 | 97% | 3% |
6 | 64% | 36% |
7 | 90% | 10% |
8 | 23% | 77% |
9 | 20% | 80% |
10 | 83% | 17% |
11 | 60% | 40% |
122гр. 2010-2011г.
№ | да | нет |
1 | 92% | 8% |
2 | 96% | 4% |
3 | 46% | 54% |
4 | 77% | 23% |
5 | 96% | 4% |
6 | 69% | 31% |
7 | 85% | 15% |
8 | 38% | 62% |
9 | 27% | 73% |
10 | 92% | 8% |
11 | 54% | 46% |
Соотношение мотивов и вопросов теста:
1 | Социальные мотивы | – желание своим трудом приносить пользу людям, доверие людей к медицинским работникам -работа с больными людьми |
2 | Моральные мотивы | - возможность помочь человеку в трудную минуту. -гуманный характер профессии медика |
3 | Познавательные мотивы | - интерес к медицинским знаниям, интерес к естествознанию вообще. -возможность узнать сложный мир людей -желание подготовиться к поступлению в мед. институт |
4 | Творческие мотивы | - творческий характер труда. |
5 | Престижные мотивы | - высокая значимость мед. труда, -высокая общественная значимость труда медработника, благородные традиции медицинской профессии, желание добиться общественного признания. |
1 | - мотивы, связанные с содержанием труда (опосредуются знаниями, относительно совокупности отличительных особенностей элементов труда (функции, операции, действия), характеризующие их направленность);
| Привлекает сам процесс труда |
2 | - материальные мотивы (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы;
| Желание получить образование |
4 | - утилитарные мотивы (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в колледж, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
| Привлекают внешние стороны труда (работа в белом халате и пр.) |
Данные по анкете №1:
120 – 122 гр. 2008-2009г.
Результаты анализа ответов испытуемых за 2008-2009 учебный год показали, что 85% опрошенных (42 человека) очень привлекает в работе медика –это помочь человеку в трудную минуту, отчасти 12% (6 человек) и мало привлекает 2% (1 человек). Также 81% опрошенных (40 человек) очень привлекает высокая значимость мед. труда, отчасти 14% (7 человек) и мало 4% (2 человека). Студентов привлекает возможность узнать сложный мир людей, очень 65% опрошенных (32 человек), отчасти 36% (18 человек), мало 6% (3 человека) и не привлекает вовсе 2% опрошенных (1 человек). Также можно отметить, что привлекает студентов работа с больными людьми, очень 55% опрошенных (27 человек), отчасти 36% (18 человек), мало 4% (2 человека) и не привлекает 4% (2 человека).
Преобладающие мотивы, согласно которым студенты поступали в медицинский колледж:
-Престижные
-Социальные
-Моральные
-Познавательные
120 – 122 гр. 2009-2010г.
Результаты анализа ответов испытуемых за 2009-2010 учебный год показали, что 100% опрошенных (35 человек) хотят помогать человеку в трудную минуту. 68% опрошенных (24 человека) очень привлекает в работе медика высокая общественная значимость, отчасти 22% (8 человек), мало 2% (1 человек), не знаю 5% (2 человека). Также привлекает доверие людей к мед. работникам - очень 57% (20 человек), отчасти 25% (9 человек), мало 11% (4 человека), не знаю 5% (2 человека). Для многих привлекательностью служит работа с больными людьми – очень 54% (19 человек), отчасти 37% (13 человек), мало 2% (1 человек). По сравнению с прошлым годом не привлекает возможность узнать сложный мир людей, зато привлекло доверие людей к мед. работникам.
Преобладающие мотивы, согласно которым студенты поступали в медицинский колледж:
-Моральные
-Престижные
-Социальные
120 – 122 гр. 2010-2011г.
Результаты анализа ответов испытуемых за 2010-2011 учебный год показали, что 89% опрошенных (50 человек) как и в прошлом году, очень привлекает возможность помочь человеку в трудную минуту, отчасти 10% (6 человек). Также очень привлекает высокая значимость мед. труда 78% (44 человека), отчасти 25% (9 человек), мало 1% (1 человек), не привлекает 1% (1 человек), не знаю 1% (1 человек). Многих привлекло доверие людей к мед. работникам – очень 67% (38 человек), отчасти 21% (12 человек), мало 10% (6 человек). В этом году привлек гуманный характер профессии медика – очень 57% (32 человека), отчасти 35% (20 человек), мало 5% (3 человека), не привлекает 1% (1 человек). Также в этом году привлекла благодарная традиция медицинской профессии – очень 57% (32 человека), отчасти 28% (16 человек), мало 10% (6 человек), не привлекает 1% (1 человек), не знаю 1% (1 человек).
Преобладающие мотивы, согласно которым студенты поступали в медицинский колледж:
-Моральные
-Престижные
-Социальные
Данные по анкете №2
120 и 122гр. 2008-2009г.
Результаты анализа ответов испытуемых за 2008-2009 учебный год показали, что 100% опрошенных (49 человек), хотят приносить пользу людям. 97% опрошенных (48 человек), проявляют интерес к медицинским знаниям. 91% опрошенных (45 человек) привлекает сам процесс труда. Для 89% опрошенных (44 человека) важным мотивом является получение образования, также для 89% опрошенных (44 человека) привлекает высокая общественная значимость мед. труда.
Преобладающие мотивы, согласно которым студенты поступали в медицинский колледж:
- Социальные
- Познавательные
- Связанные с трудом
- Материальные
- Престижные
120 и 122гр. 2009-2010г.
Результаты анализа ответов испытуемых за 2009-2010 учебный год показали, что 100% опрошенных (35 человек), также как и в 2008-2009 учебном году хотят приносить пользу людям. Для 97% опрошенных (34 человек) важным мотивом является получение образования. 94% опрошенных (33 человека) проявляют интерес к медицинским знаниям. 88% опрошенных (31 человек) их привлекает сам процесс труда. 77% опрошенных (27 человек) привлекает высокая общественная значимость мед. труда.
Преобладающие мотивы, согласно которым студенты поступали в медицинский колледж:
-Социальные
-Материальные
-Познавательные
-Связанные с трудом
-Престижные
120 и 122гр.2010-2011г.
Результаты анализа ответов испытуемых за 2010-2011 учебный год показали, что на 100% ни на один вопрос студенты не ответили, как например в предыдущие два года. Но, 98% опрошенных (55 человек), также как и в 2008-2009 учебном году и 2009-2010 году хотят приносить пользу людям. 96% опрошенных (54 человека) интересуются медицинскими знаниями. Для 89% опрошенных (50 человек) имеет значение - высокая общественная значимость труда. Для 87% опрошенных (49 человек) важным мотивом является получение образования и это же количество опрошенных привлекает сам процесс труда. 66% опрошенных (37 человек) интересуются естествознанием вообще. 57% опрошенных (32 человека) привлекают внешние стороны труда. Можно сделать вывод, что в этом году мотивов поступления в мед. колледж больше.
Преобладающие мотивы, согласно которым студенты поступали в медицинский колледж:
-Социальные
-Познавательные
-Престижные
-Материальные
-Связанные с трудом
-Утилитарные
Итак, на основе проведенных данных можно подвести итог, по каким же всё – таки мотивам студенты поступают в медицинский колледж и какие мотивы преобладают из года в год. Можно выделить следующие группы мотивов: социальные; престижные; материальные; познавательные; мотивы, связанные с трудом; утилитарные. По результатам трёх лет преобладают социальные, престижные, моральные мотивы. Больше всего студенты хотят оказывать помощь нуждающимся, работать с больными людьми и помогать человеку в трудную минуту. С каждым годом процент социальных увеличивается больше всего, а моральные и престижные в каждом году по разному. Также можно отметить, что студентов привлекает высокая общественная значимость и благодарные традиции мед. проф. Для некоторых студентов главную роль играют познавательные и материальные мотивы. Студенты поступают, т.к. хотят узнать сферу медицины, сложный мир людей и в общем получить образование. Некоторых привлекает сам процесс труда в медицине. Малое количество студентов привлекает внешние стороны труда (белый халат, колпак и т.д.) Вообще не привлекает творческий мотив поступления в мед. колледж.
Заключение
Психологическое изучение мотивации выбора профессии и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности студента. Проведенное исследование показало, что студенты сделавшие выбор специальности осознанно, имеют более устойчивый интерес к выбранной профессии, что способствует формированию у них профессиональных качеств и благоприятно сказывается на процессе их профессионализации и самоопределения после колледжа.
Со школьной скамьи необходимо проводить работу по воспитанию сознательного выбора профессии. Профессиональное самоопределение молодежи должно осуществляться в ходе специально организованной научно - практической деятельности. На основе результатов анализа, можно констатировать, что состояние профессиональной мотивации зависит от того, оценивает ли студент учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями. Наше исследование профессиональной мотивации студентов позволяет выделить несколько ступеней включенности студента в процесс учения. Каждая из этих ступеней характеризуется, во-первых, некоторым общим отношением к учению, которое, как правило, достаточно хорошо фиксируется и обнаруживается (по таким признакам как успеваемость и посещаемость занятий, общая активность студентов по количеству его вопросов и обращения к преподавателю, по добровольности выполнения учебных заданий, отсутствию отвлечений, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).
Во-вторых, за каждой степенью включенности студента в учение лежат разные мотивы, цели учения.
В-третьих, каждой из ступеней включенности студента в учение соответствует то или иное состояние, умение учиться, что помогает понять причину тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода студента от трудностей в работе и т.д.
Список используемой литературы
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 2005
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.,2000
3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 2000
4. Аткинсон. Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Н., 2006
5. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 2008
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. – М., 1972
7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
8. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения. / Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 2008
9. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов медиков // Вопросы психологии, 2009
10. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 2005
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч. пособие. - М., 1997.
12. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 2006
13. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии.2006
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону 2010
15. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. - М., 1970.
16. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. – Л., 2009
17. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988.
18. Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» - Л.,2000
19. Кузьмина Н. В. Формирование медицинских способностей. - Л., 1961.
20. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1954.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009
22. Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» - М., 1984
23. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. - М.,2006
24. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. - М., 2000
25. «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в колледже
Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970.
26. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопр. психол. - 1965. - № 6.
27. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 1999.
28. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. - М., 2000
29. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л., 2009
Приложение
Анкета №1.
№ | Что вас привлекает в работе медика? | очень | отчасти | мало | не привлекает | не знаю |
1 | Высокая значимость мед. труда |
|
|
|
|
|
2 | Гуманный характер профессии медика |
|
|
|
|
|
3 | Творческий характер труда |
|
|
|
|
|
4 | Работа с больными людьми |
|
|
|
|
|
5 | Доверие людей к мед. работникам |
|
|
|
|
|
6 | Благодарная традиция мед. проф. |
|
|
|
|
|
7 | Возможность помочь человеку в трудную минуту |
|
|
|
|
|
8 | Возможность узнать сложный мир людей |
|
|
|
|
|
Анкета № 2.
№ | Что определило выбор профессии? | да | нет |
1 | Высокая общественная значимость труда медработника |
|
|
2 | Желание своим трудом приносить пользу людям |
|
|
3 | Желание добиться общественного признания |
|
|
4 | Стремление к самостоятельности |
|
|
5 | Интерес к медицинским знаниям |
|
|
6 | Интерес к естествознанию вообще |
|
|
7 | Желание получить образование |
|
|
8 | Желание подготовиться к поступлению в мед. институт |
|
|
9 | Необходимость где-то учиться |
|
|
10 | Привлекает сам процесс труда |
|
|
11 | Привлекают внешние стороны труда (работа в белом халате и пр.) |
|
|
2
Информация о работе Мотивы выбора профессии студентов медицинского колледжа