Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:51, реферат
Актуальность исследования: Многочисленные клинические и экспериментальные данные свидетельствуют, что между психикой и мозгом существует тесная взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить и даже уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в том числе наркотики), анатомически, прооперировав мозг, а также используя электрический ток (с помощью вживленных электродов).
На ЭЭГ были две
фазы: 1) «реактивные изменения» - усиление
дооперационной патологии, 2) постепенное
их затухание с сохранением
В целом данные изучения больных после этой операции в сравнении с нарушениями психической деятельности при опухолях правой и левой лобных долей способствовали пониманию их значения в формировании высших проявлений психики. Основоположник нейропсихологии А.Р. Лурия выделил лобные доли в третий из трех излагаемых ниже «структурно-функциональных» блоков. При его поражении нарушается «произвольная регуляция различных форм сознательной психической деятельности… целесообразность поведения в целом»: медленное (после многих повторений) выполнение серийных движений; частая «потеря программы»; двигательные стереотипы; отсутствие компенсирующего эффекта речевых обращений к больному. Невозможна произвольная регуляция движений; так, при рисовании, письме больные вместо одной проводят множество линий.
В психиатрических
и нейропсихологических исследованиях
больных с очаговыми
Разделение мозга на два полушария в лечении больных эпилепсией было признано целесообразным после статьи J. Erickson, предположившего, что распространение эпилептических разрядов от одного полушария к другому в мозге обезьяны происходит в значительной степени или целиком через мозолистое тело. Первые операции (неполная комиссуротомия) осуществлены американскими нейрохирургами. Отсутствие ожидаемого исчезновения приступов заставило отказаться от этого вмешательства. Вернулись к нему в США в конце 60-х годов. Осуществлялась уже полная комиссуротомия. В динамических исследованиях психического состояния больных после операции участвовал профессор психологии Калифорнийского технологического института R. Sperry. По его описанию, при «поверхностном осмотре» больные не отличались от здоровых. Но при подаче сигналов только в одно полушарие мозга у больных «буквально одна рука не знает, что делает другая: предмет, опознанный на ощупь одной рукой, человек не узнает, если ощупывает его другой. Так же больные воспринимали запахи, слуховые и зрительные сигналы». Результаты исследований R. Sperry резюмировал так: «после рассечения мозолистого тела процессы в каждом полушарии протекают независимо, словно действуют два человека - каждый со своим жизненным опытом. В каждом полушарии представлены свои функции: в левом - речь, письмо, счет, в правом - восприятие пространственных отношений и не идентифицируемое словами опознание». Сознание, по Sperry, нельзя связать ни с промежуточным мозгом, ни с мозжечком, ни с нижележащими структурами мозга; большие полушария головного мозга и межполушарные связи - вот что образует нервный субстрат сознания. В этом описании больные выглядят имеющими «две сферы сознания», «удвоение сознания»: переживаемое правым полушарием находится целиком вне сферы опыта левого. «Каждое полушарие обладает своей собственной памятью и опытом познания, которые недоступны для воспроизведения другим полушарием. Во многих отношениях каждое из разъединенных полушарий имеет, по-видимому, отдельное «самосознание».
Изучение больных
с расщепленным мозгом привлекло
внимание к роли срединных структур,
особенно мозолистого тела, в становлении
функциональной асимметрии полушарий,
«нормально» проявляющейся
В 60-90-х годах были составлены две картины психических нарушений, соответствующих поражению правого и левого полушарий мозга. Их строгие различия подтвердились результатами изучения больных депрессией, шизофренией, подвергающихся унилатеральной электросудорожной терапии; постсудорожное восстановление психического состояния оказалось неодинаковым после право- и левосторонних припадков.
Но различия психических
нарушений при поражении
Обобщив нарушения
речи у больных с черепно-мозговой
травмой и другими
В 70-90-х годах
проводилось специальное
Были разработаны
методы определения и количественного
выражения асимметрий. Введен термин
«индивидуальный профиль
Эти частные исследования в нейрохирургической клинике выявили новые факты: учащение левшества среди больных в сравнении со здоровыми; возможность у некоторых левшей исключительных явлений (например, видения и слышания того, что может случиться в будущем), как бы запрещенных у большинства больных функциональной организацией их мозга и прежде всего, можно думать, асимметрией роли полушарий в обеспечении целостной психики; более быстрый (чем у правшей) регресс психических нарушений у левшей; проявление парадоксальной - противоположной требуемой (обозначенной в справочниках по нейрофармакологии) их реакции на лекарственные препараты: в ответ на введение психостимулятора может наступить седативное действие.
Острым стал вопрос: почему левши при одинаковых (с правшами) форме и строении мозга обнаруживают отличия психических нарушений? Вопрос более широк, чем может показаться на первый взгляд. Он относится к происхождению, природе функциональной асимметрии мозга, соотношению «мозг-психика». Поэтому уместны, по-видимому, следующие шаги.
Нужен отказ от приведенного выше языка описания функциональной асимметрии мозга. Он метафоричен: психические явления, свойственные человеку, переносятся на полушария мозга, и именно они, а не носитель мозга выглядят «переживающими», «осознающими», «думающими». Врач видит, слышит, как смеется - плачет, радуется - грустит больной, а не то или иное полушарие его мозга. Адекватнее, наверное, такое описание, где бы подчеркивалось несходство психических нарушений при поражении разных полушарий.
Вывод. Целесообразно
изменение ракурса анализа
Психика невозможна
без мозга, но принципиально отличается
от него неосязаемостью. На нематериальном
уровне она повторяет собой тип
и выраженность асимметрии полушарий
мозга только данного человека. У
большинства людей левое
Обоснованно предположение о взаимозависимых соотношениях мозга и психики, возможности двоякой их характеристики. Живой мозг не только обеспечивает целостную психику, но и зависит от нее: мозаика функциональной активности разных полушарий определяется содержанием психической деятельности, выполняемой сейчас его «хозяином». Психика есть не только высшее выражение парной работы полушарий мозга, но и самый естественный его стимулятор; изменяя содержание психической деятельности человека, можно добиться активизации «нужных» отделов разных полушарий его мозга.
Введено понятие
«асимметрия психики», означающее несходство
- противоположность двух главных
составляющих целостную психику
сфер - психомоторной и
Асимметрии мозга
и психики опосредованны пространственно-временными
факторами. Эти асимметрии означают, по-видимому,
противоположность пространственно-временной
организации парной работы гемисфер мозга
и двух главных сфер целостной психики.
Возникает предположение об особой роли
пространства и времени в реализации асимметрий
мозга и психики человека. Для ограниченных
врачебным образом мышления исследователей
непреодолимо трудно обсуждение сформулированного
вопроса, требующего внимания физиков,
математиков, философов: какие пространство
и время, вернее, пространства и времена
включены в реализацию этих асимметрий?
Предположение о возможной включенности
многих пространств и времен, в частности
мировых (общих для мира и всех людей) и
индивидуальных (существующих потому,
что есть данный человек с живым функционирующим
мозгом и определенной структурой психики),
основано на далеких от предметов привычных
обсуждений представителями точных наук
данных сравнительного анализа клинических-
Возможен анализ
асимметрии психики как противоположности
пространственно-временной
Теоретическое и прикладное значение изложенного в том, что асимметрия мозга может быть представлена как проявление его функциональной зрелости. Она нарастает в раннем онтогенезе (обеспечивая нормальное психическое развитие ребенка или нарастание асимметрии его психики), достигает максимума к зрелому возрасту (определяя максимальную асимметрию и, следовательно, предельную для данного человека эффективность его психической деятельности), нивелируется в позднем возрасте (за чем лежит и снижение психической асимметрии, т.е. психическое старение). Полное восстановление психической деятельности с максимальной противоположностью двух главных составляющих ее сфер возможно, следовательно, лишь при возвращении пораженному мозгу преморбидных степени и особенностей функциональной асимметрии мозга. Иначе говоря, мозговой механизм психического восстановления больного - это возобновление прежней функциональной специализации полушарий его мозга и достижение прежней степени асимметрии психики.
Заключение
Отношение психики к мозгу нельзя рассматривать однобоко: как продукт к производителю, поскольку продукт (психика) очень часто сильно влияет на производителя (мозг). В связи с изучением мозговых основ установлена закономерная связь между психическими процессами и работой мозга человека.
На основе установленных
закономерностей разработаны
Возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания - высшего уровня психического развития, присущего только человеку.