Мшление человека и его вид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:22, доклад

Описание

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Работа состоит из  1 файл

Мышление человека и его вид.docx

— 23.94 Кб (Скачать документ)

Информация, полученная человеком из окружающего  мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением  понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве).

Первая  особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может  познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное  — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая  особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и  существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется  лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится  не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных  объектов. Обобщённость также присуща  и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет  обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты  познавательной деятельности людей  фиксируют в форме понятий. Понятие  — есть отражение существенных признаков  предмета. Понятие о предмете возникает  на основе многих суждений и умозаключений  о нём. Понятие как результат  обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление  человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это  форма мышления, отражающая объекты  действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль  о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах  и явлениях объективного мира. Умозаключения  бывают индуктивные, дедуктивные и  по аналогии.

Мышление  — высшая ступень познания человеком  действительности. Чувственной основой  мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи  организма с окружающим миром  — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком  ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление  не только теснейшим образом связано  с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход  от ощущения к мысли — сложный  процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении  предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление  выступает главным образом как  решение задач, вопросов, проблем, которые  постоянно выдвигаются перед  людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые  знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс  мысли — это всегда процесс  не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь  не с чувственным познанием, а  с речью и языком. В более  строгом понимании речь - процесс  общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически  сложившаяся система кодов и  предмет специальной науки —  языкознания, то речь является психологическим  процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и  такие же функции, как и развернутая  внешняя речь. Под внутренней речью  психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и  развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия.

Однако  неразрывная связь мышления с  речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность  высказывания одной и той же мысли  разными словами, а также то, что  мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и  для себя и для других только через  слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей  не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в  поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические  импульсы, жесты и пр. Современная  наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мышление  также неразрывно связано и с  практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек  решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие  возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительные процессы

Мыслительная  деятельность человека представляет собой  решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция —  это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные  операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую  он подвергает мыслительной переработке.

Анализ  и синтез

Анализ  — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение  из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез  — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ  и синтез — две взаимосвязанные  логические операции. Синтез, как и  анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ  и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют  с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и  синтеза.

Сравнение

Сравнение — это установление сходства и  различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или  несколько признаков их, по которым  будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может  быть разных уровней — поверхностное  и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков  сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного  с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак  предмета и рассматривает его  изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное  изучение отдельных признаков объекта  при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного  и подняться на самую высокую  ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию  и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная  деятельность всегда направлена на получение  какого-либо результата. Человек анализирует  предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы  выявить общее в них, чтобы  раскрыть закономерности, управляющие  их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в  предметах и явлениях общего, которое  выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Виды  мышления

В зависимости  от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и  действие, как они соотносятся  между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё  и на основании особенностей задач  — практических и теоретических.

Конкретно-действенное  мышление

Наглядно-действенное  — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач  в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании  техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс  технической деятельности есть процесс  взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются  с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и  умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными  образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли  и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что  отвлечённые мысли, обобщения человек  воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе  и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие  связи и отношения. Оно оперирует  главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления  в нём играют вспомогательную  роль.

Все три  вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое  мышление, но в зависимости от характера  задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Типы  и виды мышления

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное  — таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально  формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным  путем земельные участки, а затем  на этой основе постепенно возникла специальная  теоретическая наука — геометрия.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное  мышление; определяющее значение в  нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается  и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая  ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление. Однако и здесь  мышление сохраняет связь с практикой. Как говорится, нет ничего практичнее, чем правильная теория.

Мышление  отдельных людей также подразделяется на практически-действенное, образное и абстрактное (теоретическое).

Но в  процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид  мышления. Так, бытовые дела требуют  практически-действенного мышления, а  доклад на научную тему — теоретического мышления и т. п.

По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную.

Информация о работе Мшление человека и его вид