Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 13:29, лекция
1. Понятие о мышлении.
2. Виды мышления и мыслительные операции.
3. Воображение, его функции и виды.
Лекция №7 «Мышление и воображение»
План лекции:
1. Понятие о мышлении.
2. Виды мышления и мыслительные операции.
3. Воображение, его функции и виды.
Ключевые слова: мышление – М, воображение – В.
1. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения действительности, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом, слово также делает человеческое мышление опосредованным. Это процесс, выводящий человека за рамки чувственно воспринимаемых явлений, то есть человек с помощью мышления может узнавать об окружающем мире то, что недоступно органам чувств; человек способен ориентироваться в свойствах предметов, в тех явлениях, которые в принципе невозможно воспринять (размер атомного ядра).
Вместе с тем мышление – продукт исторического развития человечества, оно развивается под влиянием условий жизни, прежде всего - под влиянием требований трудовой деятельности человека (в результате взаимодействия с разными науками).
Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь (эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов). На основе мышления с речью и возникает абстрактно-логическое мышление (используется не только собственный опыт, но и опыт других людей).
СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Формами мышления являются:
Виды умозаключений (способы мышления):
Индуктивное умозаключение – это логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение – это логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Умозаключение по аналогии – это логический вывод в процессе мышления, основывающийся на сходстве с известными событиями или явлениями (используется чаще всего в том случае, когда человек не имеет точных данных, каких-либо законов, при недостатке знаний).
Начальным моментом мышления является проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью.
Этапы решения мыслительной задачи:
2. Виды мышления:
По средствам мышления: * - наглядно-действенное (НДМ), *- наглядно-образное (НОМ), * - абстрактное (АЛМ).
По характеру решаемых задач: *- теоретическое (Т), * - практическое (П).
По степени развернутости: * - аналитическое (А), * - интуитивное (И).
По
степени новизны и
НДМ – вид мышления, основанный на непосредственном восприятии предметов в процессе действий с ними (у детей раннего возраста – 1-4г.).
НОМ – вид мышления с опорой на образы, а не действия, характерный для детей 4-7 лет.
АЛМ – вид мышления без опоры на восприятие, происходит в словесной (речевой) форме.
Т – вид мышления, основанный на решении задачи теоретического характера.
П - вид мышления, основанный на решении задачи практического характера.
А – вид мышления, развернут во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлен в сознании самого мыслящего человека.
И – вид мышления, характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
ПР – вид мышления, дающий новый продукт деятельности человека.
Р – вид мышления, дающий ранее известный продукт деятельности человека.
Мыслительные операции – это умственные действия, с помощью которых человек решает поставленные мыслительные задачи теоретического или практического характера.
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно проведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Проявляется в следующих качествах мышления:
3. Воображение – психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение – это всегда определенный отход от реальности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.
Функции воображения: 1) представление действительность в образах, создавая возможность пользоваться ими, решая задачи; 2) регулирование эмоциональные состояния; 3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи; 4) формирование внутреннего плана действий (способность выполнять их в уме, манипулируя образами); 5) планирование и программирование деятельности (составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации). Изменение состояния организма в результате аутотренинга + воображение в творческих видах труда.
В психологии различают
Виды воображения: основные – пассивное и активное.
П.В. – произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, приходящая во сне фантазия).
Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.
А.В. всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинально новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями.
Пассивное
воображение подчинено
Синтез, реализуемый в процессе воображения, может быть следующим:
Агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей; гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей; схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко; типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Литература:
1. Л.Д.Столяренко. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997г. – 736с.
2. Р.С.Немов. Психология:
Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Общие основы психологии.
– 688с.