Мышление как процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 16:41, контрольная работа

Описание

Мышление является активностью, продуцирующей образы, представления, мысли и прочие элементы сознания, т.е. внутренние, "идеальные" продукты, результаты деятельности мозга, сама мыслительная деятельность может включать в себя отдельные внешние действия и операции, поскольку она возникла в результате интериоризации, т.е. перехода "внешних по своей форме процессов с внешними, вещественными предметами в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания".

Содержание

Мышление 3
Виды мышления 4
Формы мышления 6
Мыслительные операции 9
Творческое мышление 10
Тест 12
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контр психология.docx

— 41.29 Кб (Скачать документ)

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без  синтеза приводит к механическому  сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа

Сравнение - установление сходства или различия между объектами  мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов и явлений.

Обобщение - имеет  место вслед за тем, как человек, проанализировав материал, и, путем  сравнения, изолировав отдельные детали, свойства из числа этих последних, начинает выделять то общее и главное, что  может быть характерным для определенного  круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Обобщение может  совершиться путем сравнения, при  котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция - возможность  ее появляется после того, как человек  найдет и исключит все случайное, частное и несущественное в предмете, явлении. Отвлечение от отдельных конкретно-чувственных  свойств объекта и называется абстракцией.

Конкретизация - необходимость ее появляется иногда в том случае, если нужно какое-либо положение показать, раскрыть на примере  действительно существующего в  объективном мире предмета, явления.

Абстракция и  обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного  процесса, при помощи которого мысль  идет к познанию. Познание совершается  в понятиях, суждениях и умозаключениях.  

Все охарактеризованные выше мыслительные операции и составляют основу мышления. 

Творческое  мышление 

Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально  новым результатам. Творческое мышление связано с воображение и интуицией.  

Творческое мышление имеет свои отличительные черты:

пластичность, то есть творческие люди предлагают множество  решений в тех случаях, когда  обычный человек может найти  лишь одно или два;

подвижность, то есть для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь  одной единственной точкой зрения;

оригинальность, то есть порождаются неожиданные, небанальные, непривычные решения. 

Каждый нормальный человек обладает творческим потенциалом. Но реализация этого потенциала зависит  от того, какие возможности предоставит  окружение. Как отмечает психологи, "творческие способности не создаются, а высвобождаются". Поэтому игровые  и проблемные методы обучения способствуют "высвобождению" творческих возможностей учащихся.  

В отечественной  психологии наиболее целостную концепцию  творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев, который  разработал структурно-уровневую модель творческого мышления. Верхний уровень  в этой модели занимает логическое мышление (за ним простирается сфера  строго логического мышления современных  электронных вычислительных машин). Нижний уровень занимает интуитивное  мышление (за ним простирается сфера  строго интуитивного мышления животных). Межу ними находятся промежуточные  уровни. Во время решения творческой мыслительной задачи, человек начинает с логического уровня, затем спускается на интуитивный, а затем снова  поднимается на логический уровень.  

Творческий акт  в его модели состоит из четырех  этапов:

Подготовка (сознательная работа) - постановка задачи, попытки  ее решить известными способами, ознакомление с условиями решения проблемы;

Созревание (бессознательная  работа) - решение проблемы откладывается, но человек носит ее в себе, периодически думает о ней;

Вдохновение или  инсайт (переход из бессознательного в сознание) - человеку приходит в  голову идея решения проблемы пока в виде предположения;

Проверка гипотезы и оформление решения (сознательная работа). 

На основе различных  экспериментов была установлена  последовательность творческого мыслительного  процесса. Данный процесс начинается со столкновения со сложной проблемой, которая не решается традиционными  способами. Далее человек на некоторое  время откладывает решение этой проблемы, но она переходит на бессознательный  уровень. Если жизнь подбрасывает человеку какой-то образ, наводящий на решение  данной проблемы, то возникает озарение. Человек выдвигает идею, на основе которой он на сознательном уровне доводит эту идею до реального  воплощения. Таким образом, в творческом мышлении взаимодействуют как интуитивное, так и логическое мышление, хотя они во многом противоположны друг другу. 

ТЕСТ     "УСПЕХ" 

  Вам предлагаются 45 утверждений. Определите свое отношение к каждому из них. Для этого пользуйтесь шкалой; "а" - никогда; "б" - иногда; "в" - часто; "г" - всегда. Перед началом работы с тестом проговорите фразу: "Как я поступаю в жизни?"

1. Стараюсь все делать лучше,  чем мои коллеги а б в г
2. Мне больше нравится давать  советы, нежели спросить у кого-то  совета а б в г
3. Мне нравится быть в центре  внимания а б в г
4, Мне нравится поступать оригинально а б в г
5. Я эмоционально привязан(а) к  коллективу а б в г
6. Радуюсь, когда другие интересуются  мной и моими проблемами а б в г
7. Играю в коллективе первую  роль а б в г
8. Всегда благодарю за внимание  и мелкие услуги а б в г
9. Одеваюсь как все а б в г
10. Бросаю неоконченную работу а б в г
11. Открыто говорю, если мое мнение  отличается от мнения других а б в г
12. Мне трудно скрывать свои чувства а б в г
13. Я легко поддаюсь чужому мнению а б в г
14. Имею склонность к риску  а б в г
15. Коллеги считают меня прямым(ой) а б в г
16. Чувствую потребность осуществить  какое-то большое начинание а б в г
17. Легко решаюсь руководить другими  людьми а б в г
18. Способен(а) на все, лишь бы  обратить на себя внимание а б в г
19. Люблю ситуации, когда требуется  посторонняя помощь а б в г
20. Мне нравится чувствовать себя  полноправным членом коллектива, я легко вхожу в приятельские отношения                    а б в г
21. Ищу понимания и помощи у  других а б в г
22. Предъявляю свои претензии другим а б в г
23. Охотно помогаю тем, кто имеет  меньшие шансы, чем я а б в г
24. Работаю усердно, но никогда  не беру несколько заданий  сразу а б в г
25. Если меня обидят, ищу случая  отплатить тем же а б в г
26. Смущаюсь, когда на меня обращают  внимание а б в г
27. Думаю, что следует быть скромным  и не подчеркивать свои способности а б в г
28. Сумею преодолеть самые сложные  ситуации а б в г
29. Я способен(а) быстро разгорячаться  и оказывать влияние на коллектив а б в г
30. Уверен(а), что сумею выполнить  намеченное а б в г
31. Легко принимаю и исполняю  указания своих руководителей а б в г
32. Мне нравится рассказывать о  себе а б в г
33. Критикую других, даже начальника а б в г
34. Для друзей сумею сделать и  невозможное а б в г
35. Люблю, чтобы меня хвалили а б в г
36. Обо всем хочу узнать и руководить  другими а б в г
37. Радуюсь, если люди делятся  со мной своими проблемами и я могу им помочь а б в г
38. Люблю переезжать с места на  место а б в г
39. Мне нравятся сложные проблемы а б в г
40. В определенных ситуациях быстро  начинаю сердиться и свой гнев вымещаю на окружающих а б в г
41. В напряженной или небезопасной  ситуации сразу теряюсь и не  знаю, что делать а б в г
42. В большой компании становлюсь  несмелым(ой) и держусь в стороне а б в г
43. Сознательно принимаю участие  в начинаниях, которые могут создать  большие проблемы а б в г
44. Мне нравятся перемены и эксперименты а б в г
45. Я по натуре - необычным человек,  зачастую рассчитывающий на внешний  эффект а б в г
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подсчитайте баллы  по таблице:

  Никогда

а

Иногда

б

Часто

в

Всегда

г

  Никогда

а

Иногда

б

Часто

в

Всегда

г

1 1 2 3 4 24 4 3 2 4
2 4 3 2 1 25 1 2 3 4
3 1 2 3 4 26 4 3 2 1
4 1 2 3 4 27 4 3 2 1
5 4 3 2 1 28 1 2 3 4
6 4 3 2 1 29 1 9 3 4
7 1 2 3 4 30 1 2 3 4
8 4 3 2 1 31 4 3 2 1
9 1 2 3 4 32 I 2 3 4
10 4 3 2 1 33 1 2 3 4
11 1 2 3 4 34 4 3 2 1
12 4 3 2 1 35 4 3 2 1
13 4 3 2 1 36 1 2 3 4
14 1 2 3 4 37 4 3 2 1
15 1 2 3 4 38 1 2 3 4
16 1 2 3 4 39 1 2 3 4
17 4 3 2 1 40 1 2 3 4
18 1 2 3 4 41 4 3 2 1
19 1 2 3 4 42 4 3 2 1
20 4 3 2 1 43 1 2 3 4
21 4 3 2 1 44 1 2 3 4
22 1 2 3 4 45 4 3 2 1
23 4 3 2 1          
 
 
 
 

  45-68. Вы относитесь к типу людей,  которые обычно ищут покоя.

  69-92. Вы проявляете активность. Однако вам вряд ли удается реализовать свои замысли.

  93-116. Вам благоприятствует успех, однако для этого нужно еще приложить усилия.

117-140. Ваша активность похвальна. Вы двигаетесь к успеху.

141-161. Вы набираете скорость. Успех не заставит вас ждать.

  161-180. Вы очень самолюбивы. Знаете, что хотите. Вы достигните успеха. Однако остерегайтесь. Вас подкарауливают неприятности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Завалишина  Д.Н. Практическое мышление: Специфика  и проблемы развития. - М.: Институт  психологии РАН, 2005.

2.Кашапов  М. Психология педагогического  мышления. - СПб.: Алетейя, 2000.

3.Соколов  А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 1998.

4.Тихомиров  О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005.

Информация о работе Мышление как процесс