Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:39, реферат
Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.
4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное, продуктивное (творческое).
Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.
5. По средствам мышления различают
мышление: вербальное; наглядное.
Наглядное мышление
- мышление на основе образов и представлений
предметов.
Вербальное мышление
- мышление, оперирующее отвлеченными
знаковыми структурами.
Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
6. По функциям различают мышление: критическое; творческое.
Критическое мышление
направлено на выявление недостатков
в суждениях других людей. Творческое мышление
связано с открытием принципиально нового
знания, с генерацией собственных оригинальных
идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Индивидуально-психологические особенности мышления
Мышлению конкретного
человека присущи индивидуальные особенности.
Эти особенности у различных
людей проявляются, прежде всего, в
том, что у них по-разному
При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Все указанные качества индивидуальны,
изменяются с возрастом, поддаются
коррекции. Эти индивидуальные особенности
мышления необходимо специально учитывать,
чтобы правильно оценить
Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса:
Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс.
Иначе говоря, по ходу решения
задачи человек выявляет все новые
и новые, до того неизвестные ему
условия и требования задачи, которые
причинно обусловливают дальнейшее
протекание мышления. Следовательно, детерминация
мышления не дана изначально как нечто
абсолютно готовое и уже
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз: первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации; на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу; на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта); на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач; пятый этап представляет собой реализацию гипотезы; шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
С позиции теории функциональных
систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974)
основные этапы мыслительного процесса
могут быть сопоставлены с этапами
структуры поведенческого акта. Направленность
процесса мышления определяется доминирующей
мотивацией субъекта. Афферентный синтез
выбирает зону поиска решения проблемы.
Поступающая информация анализируется
и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми
из памяти, содержание которых существенно
определяется доминирующей мотивацией.
Этапу принятия решения соответствует
выбор наиболее вероятной гипотезы
для ее последующей проверки и
доказательств. В акцепторе результатов
действия в соответствии с принятой
гипотезой формируются
Типы мыслительных действий и их содержание:
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:
Ориентировочные действия начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения.
Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.
Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.
Операции мышления
Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:
Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико- синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.
Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.
Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и; общие как существенные признаки.
Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.
Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.
Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.
Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.
Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
Проблемы для обсуждения:
1. Сущность мышления как процесса решения задач.
2. Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса.
3. Основные типы мыслительных действий, характерных для процесса решения задач и их содержание.
4. Основные операции мышления и их сущность.
5. Интеллект
Характеризуя мышление человека,
в первую очередь подразумевают
его интеллектуальные способности,
т.е. те способности, которые обеспечивают
"включение" человека в достаточно
широкий круг деятельностей и ситуаций.
Эти интеллектуальные способности человека,
прежде всего, связаны с такими его характеристиками
как: "умственное развитие" и "интеллект".
Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально- психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.
Достигнутый человеком уровень
умственного развития зависит от
его интеллектуальных способностей.
Интеллект (или общая умственная
способность)
- не сумма знаний и умственных операций,
а то, что способствует их успешному усвоению.
Если интеллект - это условие усвоения
знаний и умений, то умственное развитие
характеризует в первую очередь содержание,
способы и формы мышления. Интеллект -
относительно устойчивая структура способностей,
в основе которых лежат процессы, обеспечивающие
переработку разнокачественной информации
и осознанную оценку ее. Интеллектуальные
качества - качества личности, предопределяющие
особенности функционирования интеллекта.
Практически диагностика
умственного развития возникла как
тестирование интеллекта и в этом
русле развивалась на протяжении
первой половины ХХ века. Стало даже
довольно привычным употреблять
показатель по тесту
Стэнфорда-Бине IQ в качестве "обобщенного"
символа интеллекта и уровня умственного
развития. Коэффициент интеллектуальности
(IQ) - количественный показатель, указывающий
на общий уровень развития мышления индивида
по сравнению с выборкой, на которой проходила
стандартизация интеллектуального теста.
6. Воображение
Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.