Наблюдение как метод исследования в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 14:00, реферат

Описание

В данной работе речь пойдет о наблюдении как методе психологического исследования. Наблюдение является не только методом исследования, но и одним из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение больного, вести следственное наблюдение или наблюдать за развитием ребенка, но при этом не проводить исследования. Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..1
2. Наблюдение………………………………………………………….2
3. Виды наблюдений…………………………………………………...5
4. Заключение……………………………………………………….….8
5. Литература………………………………………………………….10

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

Московский  государственный гуманитарный

Университет им. М. А. Шолохова.

 

Факультет психологии

Кафедра общей и практической психологии

 

Реферат

по  Общей психологии

 

 

на  тему: Наблюдение как метод исследования в психологии.

 

 

 

Выполнила студентка

заочного отделения 3/3 УКП

 М.Ш.

Проверила:

Гурьева Л.П.

 

 

 

Москва

2011 год

 

Оглавление

 

 

    1. Введение……………………………………………………………..1

2.  Наблюдение………………………………………………………….2

3.  Виды наблюдений…………………………………………………...5

4.  Заключение……………………………………………………….….8

5.  Литература………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Введение

 

В данной работе речь пойдет о наблюдении как методе психологического исследования. Наблюдение является не только методом исследования, но и одним из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение больного, вести следственное наблюдение или наблюдать за развитием ребенка, но при этом не проводить исследования. Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность. Можно предположить, что наблюдение с целью познания людьми друг друга возникло с появлением человека, поскольку необходимость во взаимодействии и получение от него желаемого результата во многом зависели от того, насколько правильно через наблюдение удавалось понять намерения и ожидания другого. Постепенно с развитием языка люди научились передавать в слове результаты своих наблюдений, где четко давалась характеристика человеческой сущности. В пословицах, поговорках фиксировались характеристики разных типов людей. Дело это не было праздным, поскольку подобные знания оказывались чрезвычайно важны для устройства общества, распределения ролей, развития взаимоотношений, а иногда - для сохранения жизни. Когда читаем пословицы, мы понимаем, насколько наблюдательны были наши предки. Обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, также являются свидетельствами прекрасной наблюдательности, благодаря которой развивалась связь времен и поколений, выделялись устойчивые, особые группы людей, а в конечном счете складывались этносы.

 

 

    1. Наблюдение

Наблюдение  является  одним из основных методов в психологии. Основными характеристиками психологического метода наблюдения являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность. С методической точки зрения наблюдение в психологии характеризуется «универсальностью», то есть применением его к изучению такого широкого круга психических явлений, какого, пожалуй, не имеет никакой друго й метод психологии, гибкостью, то есть возможностью по ходу наблюдения изменять по необходимости «поле охвата» изучаемого объекта или проверяемую гипотезу, и отсуствием или минимальными требованиями к аппаратному обеспечению проведения наблюдения. Эти характеристики  позволяют ему сохранить до сих пор свое значение, как основного метода психологии.

 Что можно наблюдать? Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение- отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности.

К достоинствам наблюдения можно отнести следующие факторы:    1.Непосредственность наблюдения - наблюдение может непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. Результаты наблюдения отображают конкретные события в конкретных ситуациях.

2. Возможность анализировать  поведение группы. Наблюдение может одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам.

3.Преимущества по сравнению  с собственным описанием своего  поведения.

4. Независимость от  готовности наблюдаемых лиц.

5. Многомерность охвата.

6. Широта наблюдения.

  К недостаткам данного метода можно отнести следующие факторы:

1. Субъективное настроение наблюдателя  во время опыта.

2. Социальное положение наблюдателя  по отношению к наблюдаемому.

3. Тенденция ожидания у наблюдателя.  Формирует определенную точку зрения со стороны наблюдателя.

4. Комплексность наблюдаемых ситуаций - охватываемое наблюдателем поле  недостаточно ограничено или  нормировано.

5. Однократность наблюдаемых обстоятельств.

6. Предшествующие личностные встречи  наблюдаемого с наблюдателем.

7. Необходимость квалифицировать  результаты наблюдения. Это приводит  к неверности в передачи деталей  результатов наблюдений.

8. Обнаружение последующих ошибок.

3. Виды наблюдения

Наблюдение имеет несколько вариантов:

 Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда. когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных  видов наблюдения имеет свои особенности  и применяется там, где он может  дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда  психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его  на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя  его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Каждый из названных  видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.

Свободное наблюдение целесообразно  проводить в тех случаях, когда  невозможно точно определить, что  следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда  психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его  на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя  его восприятие и понимание события  может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

 

 

4. Заключение

Результаты  наблюдений обычно систематизируются  в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Литература:

1. Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. указания. Часть I / Под ред. М.Б. Михалевской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. -  3-20, 24-25 с.

2. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - М., 1946. - 31-37 с.

3. Регуш Л. А.

 Практикум  по наблюдению и наблюдательности. 2-е изд., переработанное

и дополненное. — СПб.: Питер, 2008. —  16 с.

4.  Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд.,- 8-10 с.

5. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учеб. пособие. - СПб.:  Речь, 2002. – 302 с.

6. Рогов Е.И. Общая психология. - М.: ВЛАДОС, 1998. – 256 с.

7. Маклаков А.Г.  Общая психология. Учебник для  вузов.- СПб.: Питер, 2006.- 26 с.

8. Экспериментальная психология: В 6-ти вып./ Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. - М.,1966. - 611 с.


 



Информация о работе Наблюдение как метод исследования в психологии