Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:27, реферат
Этническая психология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающих их друг от друга. Она, в свою очередь, является отраслью социальной психологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и социологами, этнографами, философами.
Введение..........................................................................................3
1. Национально – психологические особенности грузин …….5
2. Религия в Грузии………………………………………………9
Заключение……………………………………………………….10
Литература………………………………………………………..11
Заключение.
Грузины обладают определенными качествами, отличающими их от народов других национальностей, они наделены:
высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбием и самоуважением, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;
главным образом чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;
большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально или национально предпочтительны и выгодны для них;
подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию микрогрупп по земляческому признаку.
Литература.
1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М., 1999
2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.
3. Интернет: http://ru.wikipedia.
Народы Закавказья — Грузии, Армении, Азербайджана, входившие в состав еще Российской империи, — вместе с ее народами прошли длительный путь совместных преобразований и лишений. Эти народы наделены:
o высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбием и самоуважением, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;
o главным образом чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;
o большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально или национально предпочтительны и выгодны для них;
o подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
o достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
o стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию микрогрупп по земляческому признаку.
Как мы уже сказали, в условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тенденция к образованию микрогрупп по национальному признаку. Обладая хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.
В этом проявляются особенности семейного воспитания мальчиков на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о младших братьях и сестрах. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, в условиях минимума запретов, почти не подвергаются наказаниям.
У всех народов Закавказья популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, развивают физическую активность, постоянную готовность к отпору. Такие качества представителей разных народов Закавказья позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.
Весьма своеобразно здесь понимание старшинства. Безоговорочное подчинение старшим проявляется дифференцированно. Если жители считают, что те или иные распоряжения руководителей, принадлежащих к другим этническим общностям, задевают их национальное достоинство и самолюбие, то они способны воспротивиться выполнению этих указаний. Встречая в подобии случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность, в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Закавказья быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с большим трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными, учитывая их национально-психологические особенности.
Грузины. Испокон веков в Грузии с особым уважением относились к военному делу. В тяжелые времена не раз в строй защитников страны становились даже женщины. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свою Родину, близких, самого себя. Он должен хорошо владеть оружием. Грузинам присущи смелость и воинственность. В различных ритуалах и обрядах часто используется оружие как символ борьбы со злом. Распространены различные амулеты. Существует культ креста, шашки, кинжала; ношение холодного оружия стало национальной традицией. Виноградная лоза и меч в исторической символике Грузии говорят о том почете и уважении, которыми окружен человек и как воин-защитник, и как труженик, всецело отдающий себя работе на поле.
Грузины обладают обостренным чувством национальной гордости и национального достоинства, которые порождены осознанием величия своей страны, опирающимся на героическое историческое прошлое Грузии, всегда побеждавшей своих врагов в борьбе за национальную независимость.
Высокое развитие образования, культуры в Грузии способствовало формированию в стране широкого слоя интеллигенции, позволяло выращивать многочисленные кадры высококвалифицированных научно-технических работников. В сочетании с многовековыми национальными традициями это привело к развитию в психологии населения Грузии таких черт, как уважение к людям, обладающим знаниями, остроумие, находчивость, умение применять в различных ситуациях цитаты из народного эпоса, популярны? произведений грузинских поэтов и писателей. Велика у представителей этой нации и любовь к народным мелодиям, пению.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается. Не дается тем победа, кто от клятвы отступил.
ШотаРуставели
Грузины высоко ценят дружбу. Недаром грузинская притча гласит: «Кто самый бедный и несчастный? Тот, у кого нет друга. Кто самый богатый и счастливый? Тот, у кого много верных друзей. Там, где поселились дружба и терпение – в семье, во дворе, в доме, на улице, в селе, в городе, в стране, — там все человеческие радости собираются вместе: мир и согласие, любовь и счастье».
Психология терпимости, такта и сотрудничества в межнациональном общении характерна для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость. Грузины с юмором относятся к себе и своим слабостям. Одна грузинская пословица гласит: «Если у тебя загорелся сарай и не можешь потушить пожар, то хотя бы руки погрей». Оптимизм, огромное жизнелюбие также являются их важнейшими качествами.
Известно грузинское гостеприимство. Во время застолья прежде всего ценится умение сказать хороший тост. Это своего рода искусство. Состязание гостей в произнесении тостов на любом торжестве вовсе не означает столь же активного употребления спиртных напитков. Здесь важно сохранить ясный ум, человеческое достоинство в течение всего празднества. На грузинских праздниках неизменны искреннее веселье, витиеватая, но вполне понятная игра слов, тонкий юмор, теплота, рыцарское отношение к женщине [60; 136; 203; 244].
По преданию, именно в Грузию надлежало отправиться Божьей Матери для апостольской проповеди, неся учение Христа в новые земли. Поэтому, Грузия считается избранной страной Пресвятой Богородицы, которая является покровительницей страны.
Однако по воле Спасителя Богородица в Иерусалиме. Вместо Нее отправился Святой Апостол Андрей Первозванный. Святой Апостол взял с собой нерукотворный образ Богородицы и обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В городе Ацкури (близ современного Ахалцихе) по молитве Апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Апостол оставил в городе икону Богородицы. Поэтому празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа.
В те времена на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточно-грузинское - Картли (Иверия) и западно-грузинское Эгриси (Колхида). Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии.
Это подтверждают как грузинские хроники, так греческие и латинские церковные авторы.
Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. Однако уже в 326 г .н.э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповеди Святой равноапостольской Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, Святая Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову, став инициатором строительства множества храмов в память великомученика Георгия Победоносца. Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем. Древнейшей святыней Грузии является Нешвенный Хитон Христов, хранящийся в Мцхетском соборе. Это место есть и всегда будет центром духовной жизни грузинской нации. Здесь находится кафедральный храм в честь 12 апостолов-Светицховели. Другая древняя святыня - могила Симона Кананита, ученика и спутника апостола Андрея.
В IV веке Грузия твёрдо стала на путь христианства и всегда непоколебимо защищала православное учение. В том числе и от внешних врагов-завоевателей: персов и арабов, турков-сельджуков, монголов, османов, которые насаждали свою религию в стране. За веру Христову приняло мученическую смерть множество людей, как духовного звания, так и граждан. Мировая история не знает такого примера самопожертвования, когда одновременно 100 000 человек приняли мученический венец. Жители Тбилиси, отказались выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина - пройти и осквернить иконы, положенные на мосту. Были казнены мужчины, дети и старики. Это случилось в 1226 году. Их память грузины чтят 31 октября/13 ноября. В 1386 году орда Тамерлана уничтожила монахинь Квабтахевского монастыря. В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученичество 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря.
Замученные (князья Давид и Константин Мхеидзе (VIII век) царь Арчил (VI век), убитый монголами царь Димитрий II (XIII век) погибший от рук персов царь Луарсаб II (XVII) и замученная персами царица Кетевани (XVII) - это неполный список этих святых.
Несмотря на трагическую историю страны Грузинская церковь (с XI века во главе с каталикос-патриархом) всегда занималась просветительскими делами. Территория страны полна церквами и монастырями. Множество церквей и монастырей стали просветительскими центрами. В XII веке великий грузинский царь Давид IV основал Гелатский монастырь (возле г.Кутаиси), и при нём академию, которая во всём православном мире была признана величайшей богословской и научной школой.
В начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи. Был образован Грузинский Экзархат. В марте 1917 г ., после революции была восстановлена независимость Грузинской Церкви. Первым католикос-патриархом был избран известный деятель церкви Кирион II. С 1977 года и поныне, католикос - патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским является Святейший и Блаженнейший Илья II.
На территории Грузии находится множество христианских святынь. Ежегодно паломничество к святым местам совершают сотни туристов.
Заключение.
В настоящее время экспериментальные исследования в области этнопсихологии включают в себя три главных направления. Первое из них занимается конкретно психологическим и социологическим изучением различных народов и народностей. Это работы по изучению этнических стереотипов у русских и представителей этнических групп Северного Кавказа, национально психологических особенностей якутов, бурятов, калмыков, русских и представителей зарубежных государств. Ученые, относящиеся ко второму направлению, занимаются социологическими и социально-психологическими исследованиями межнациональных отношений в России и СНГ. Представители третьего направления в отечественной этнопсихологии уделяют в своей работе главное внимание изучению социокультурной специфики вербального и невербального поведения, этнопсихо-лингвистической проблематике.
В 80-е и 90-е годы начались складываться научные коллективы и школы, которые занимаются проблемами собственно этнической психологии. В Институте этнологии и антропологии РАН был организован отдел этно-социологии, впоследствии преобразованный в отдел социально-психологических проблем национальных отношений, возглавляемый Дробижевой Л. М. В Институте психологии РАН из лаборатории социальной психологии выделилась лаборатория психологии межгрупповых отношений, работавшая под руководством П. Н. Шихирева. В Санкт-Петербургском государственном университете во главе с А. О. Бороноевым активно разрабатывает проблемы этнической психологии довольно большой научный коллектив. На изучении национально-психологических особенностей представителей различных народов специализируется профессорско-преподавательский состав кафедры психологии Северо-Осетинского государственного университета, возглавляемый Хадиковым X. X. В Академии педагогических и социальных наук занимается эффективными этнопсихологическими исследованиями творческий коллектив ученых, возглавляемый Крысько В. Г. Под руководством В. Ф. Петренко ведутся этнопсихологические исследования в МГУ, Крупнова А. И. - в Университете дружбы народов.
Предмет, основные понятия и категории этнической психологии
Предметом этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Однако эта наука, как уже подчеркивалось, формировалась под влиянием различных взглядов на ее содержание и главные феномены, которые она должна исследовать. Кроме того, в ее обиход вошли понятия, заимствованные из обыденной жизни людей, очень часто не имеющие четко выраженного смысла и не поддающиеся точному научно-психологическому описанию.
Долгое время общепризнанной категорией этнической психологии считалось понятие психологического склада, берущее свое начало из повседневной жизни. Вместе с тем, будучи заимствовано, оно до сих пор не наполнено реальным содержанием. «...Понятие «психологический склад нации» оказывается достаточно трудно поддающимся операциональному определению, — подчеркивает Г.М.Андреева. — Поэтому в этнопсихологии предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые были бы более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психологического склада нации» употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология». Однако введение множества таких понятий не поправляет дело и лишь вносит недопустимый терминологический разнобой» [10. — С. 220].
Даже на примере одного этого замечания известного российского социального психолога, во многом верно отражающего ситуацию с категориальным аппаратом этнической психологии, хорошо виден методологический казус, с которым сталкивается данная наука. Вместо того чтобы первоначально с помощью конкретных исследований изучить и понять сущность и содержание этнопсихологических феноменов, а затем на этой основе построить правильную концепцию их структуры, последняя без достаточных на то оснований заранее загоняется в жесткую схему «психологического склада нации», содержание которого оказывается аморфным, неконкретным, противоречивым.
Вот почему структура этнопсихологических явлений при наполнении ее конкретным содержанием до сих пор испытывает влияние двух тенденций. Первая из них состоит в том, что в систему элементов этой структуры включаются компоненты, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии: характер, темперамент, чувства, воля и т.д. представителей той или иной нации [12; 17; 46; 73]. Вторая тенденция предполагает изучение определенных общих и особенных черт национальной психики, национального характера людей, составляющих содержание и формы проявления этнопсихологических феноменов.
На наш взгляд, обе тенденции заслуживают серьезного отношения, безусловно, должны приниматься во внимание. Вместе с тем они еще недостаточно осмыслены и как бы существуют независимо друг от друга*. На самом же деле их можно заставить «работать» в интересах общего дела, так как они не отрицают реально существующих, проявляющихся и осознаваемых человеком национально-психологических особенностей.
Информация о работе Национально - психологические особенности грузин