Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:51, реферат
Цель: Провести теоретическое исследование направленности личности и профессиональной направленности, провести практическое исследование мотивов и профессиональной направленности коллег.
Задачи исследования:
Проанализировать состояние проблемы исследования в научной психологической литературе.
Введение 3
1. Понятие направленности личности в психологической литературе 4
2. Профессиональная направленность личности 7
3. Исследование профессиональной направленности сотрудников кафе 13
Заключение 16
Список литературы 1
Обычно
мотивы, лежащие в основе профессиональной
направленности, неоднородны по происхождению,
характеру связи с профессией.
В этом плане
правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии). Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т. п.) Четвертую группу составляют мотивы , выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточно творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «мое призвание» и т. п.). Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека от внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям.
Данная
классификация, построенная по признаку
происхождения мотива, вероятно, может
быть продолжена. Существенное различие
указанных групп мотивов состоит в их
неодинаковом отношении к объективному
содержанию профессиональной деятельности.
Мотивы, отнесенные к первой группе, делают
близкими и ненужными человеку наиболее
существенное в данной деятельности, то,
в чем состоит ее объективное назначение.
Другие группы мотивов не связаны столь
тесно с основным содержанием деятельности.
Они кристаллизуют потребность не столько
в своей деятельности, сколько в различных,
связанных с нею обстоятельствах. Несомненно,
что указанные группы мотивов неравноценны
по значению для развития личности в условиях
данной деятельности. Как отмечал П. А.
Шавир: «Мотив, органический связанный
с содержанием или процессом деятельности,
обеспечивает то неустанное внимание
к ней, ту увлеченность, которая приводит
к развитию
соответствующих способностей. Этот мотив побуждает человека оценивать себя, свои знания, свое умение и нравственные качества в свете требований данной деятельности. Тем самым этот мотив является важнейшей психологической предпосылкой самовоспитания».
Таким
образом, психологически оправданным
и педагогически целесообразно различать
мотивы, органически связанные с содержанием
выполнимой деятельности (прямые мотивы
и побочные мотивы). В первом случае человек
трудится ради того дела, которым занят.
Само возникновение прямых мотивов есть
свидетельство того, что данная деятельность
приобретает непосредственную личную
значимость для человека. К числу прямых
мотивов трудовой деятельности относят
сознание своего долга, переживание общественной
значимости своего труда. Руководствуясь
в процессе неинтересной для него работы
чувством долга, человек не приспосабливается
к внешним требованиям, а усваивает их.
Чувство долга не является побочным мотивом,
так как оно глубоко связано с выполненной
деятельностью, главным образом с ее результативной
стороной. Если человек побуждается к
деятельности побочными мотивами, внутренне
не связанными с ее содержанием или результатом,
то нельзя сказать, что он трудится ради
того дела, которым занят. Он приспосабливается
к внешним требованиям, но не усваивает
их. Он побуждается к труду на основе потребностей
и чувств, которые не обязаны своим развитием
данной деятельности (например, материальная
заинтересованность, честолюбие и т. п.).
Для того чтобы в процессе труда стимулировалось
развитие человека, раскрытие и расширение
его творческих сил, необходимо, чтобы
центральными для человека были мотивы,
внутренне связанные с содержанием выполнимого
труда, а при отсутствии интереса к процессу
труда - мотивы долга и общественной необходимости.
В связи с этим, организуя практическую
деятельность студентов в соответствии
с возникшими к ним способностями, необходимо
добиваться, чтобы притягательной и побудительной
силой становилась для студентов основное
содержание выполнимой деятельности,
то, что составляет ее объективный смысл,
а не побочные сопутствующие данной деятельности
обстоятельства. Нельзя недооценивать
роли и других групп мотивов. Однако их
значимость в структуре профессиональной
направленности зависит от того, дополняют
ли они мотив, отвечающий объективному
содержанию профессии, или «конкурируют»
с ним. В случаях, когда ведущее положение
занимает мотив, относящийся ко второй -
пятой группам, уровень профессиональной
направленности в большей или меньшей
степени снижается. В ней оказывается
ослабленной ее сердцевина - увлеченность
самим содержанием труда. В мотивации
профессионального выбора должна существовать
основа (своего рода «психологический
атлас») мотивационных факторов трудовой
деятельности, охватывающая все возможные
аспекты индивидуальной жизнедеятельности,
способные определить содержание мотивации
профессионального выбора, как универсальные,
так и специфические цели разных форм
профессионального труда.
3. Исследование профессиональной
направленности сотрудников
Для исследования профессиональной направленности личности нами был проведен опрос сотрудников кафе Булочной №1. Всего было опрошено 10 человек. Были получены следующие данные.
Полученные данные можно разделить на три группы, согласно направленности:
Таким
образом, можно говорить о том, что у большинства
сотрудников – 40%, присутствует профессиональная
направленность (на дело). У 30% - на общение.
И у 30% сотрудников диагностируется направленность
на себя. Полученные данные наглядно представлены
на Рис. 1.
Рис.
1. Результаты исследования профессиональной
направленности
Следующим этапом исследования было проведение анализа влияния мотивов выбора профессии на профессиональную успешность. Для выявления уровня профессиональной успешности старшим менеджером была произведена экспертная оценка сотрудников по шкале от «0» до «10» по следующим шкалам: «отношение к должностным обязанностям», «профессионализм», «инициативность». Общей суммой баллов определялся уровень профессиональной успешности. На основании анализа можно сделать следующие выводы:
Сравнение
данных в графическом виде представлено
на рис. 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ профессиональной направленности и уровня профессиональной успешности.
Итак,
можно говорить о том, что выбор
мотива профессиональной деятельности
влияет на ее успешность. С учетом малой
выборки эксперимента, для достоверности
результатов, рекомендуется провести
исследование на более обширной выборке
респондентов.
Заключение
Итак, под уровнем профессиональной направленности понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. При высоком уровне направленности близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне направленности ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах. Основной показатель уровня - содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности, невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда. Таким образом, оптимальное развитие профессиональной направленности, основное содержание этого процесса находят в повышении ее уровня. Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне, только как проявление активности, избирательности со стороны человека.
Нами было проведено исследование профессиональной направленности
сотрудников
кафе Булочной №1. Всего было опрошено
10 человек. По результатам исследования,
у большинства сотрудников – 45%, присутствует
профессиональная направленность (на
дело). У 35% - на общение. И у 30% сотрудников
диагностируется направленность на себя.
Результаты анализа влияния мотива профессиональной
деятельности на ее успешность позволяют
сделать вывод, что выбор мотива деятельности
влияет на ее успешность. Однако, следует
учитывать небольшой объем выборки проведенного
исследования.
Список литературы