Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:40, доклад
Мышление – это одна из высших психических функций, обобщенная форма восприятия и отражения познаваемых объектов. Процесс мышления происходит в результате реакции коры головного мозга на внешние раздражители. При психических расстройствах, вызванных некоторыми заболеваниями, имеет место нарушение мышления, выражающееся в разнообразных формах.
Нарушение мышления
Мышление – это одна из высших психических функций, обобщенная форма восприятия и отражения познаваемых объектов. Процесс мышления происходит в результате реакции коры головного мозга на внешние раздражители. При психических расстройствах, вызванных некоторыми заболеваниями, имеет место нарушение мышления, выражающееся в разнообразных формах. Признаки таких нарушений требуют обязательной консультации психиатра.
Различают следующие виды нарушения мышления:
При нарушениях динамики мышления характерны следующие проявления
Признание рефлекторной
природы мышления означает признание
его как процесса. Мы можем проанализировать
внутренние закономерности мышления,
исследовать структуру мыслительных операций,
с помощью которых происходит отражение
объективных свойств предмета, если проанализируем
процессуальную сторону мыслительной
деятельности. Использование обобщенных
способов решения задач, актуализация
адекватных знаний о предметах требуют
не только сохранности интеллектуальных
операций, но и динамики мышления.
Определение мышления как процесса применимо
не только к общей теоретической характеристике
мышления, но и к каждому отдельному мыслительному
акту. Для успешного выполнения интеллектуального
акта необходимо выделять адекватные
системы связей, отбрасывать побочные,
оценивать каждую мыслительную операцию
по ходу ее выполнения.
Скачка идей или ускорение мышления
Нарушение мышления протекает в форме беспрерывного потока ассоциаций и речевого выражения. Мыслительный процесс и речь постоянно скачут, они бессвязны. Ассоциации, образы и умозаключения возникают спонтанно, они поверхностны и могут быть вызваны любым раздражителем. Человек разговаривает, не останавливаясь, в результате чего может даже охрипнуть и потерять голос. Однако, в отличие от бессвязности мышления, в высказываниях прослеживается определенный смысл.
При ускоренном мышлении характерны такие проявления как:
Инертность мышления
Характерные признаки данного нарушения мышления – замедление ассоциативного процесса, общая заторможенность, отсутствие каких-либо самостоятельных мыслей. Человек затрудняется с ответом на вопрос, задержка речевой реакции существенно отличается от нормы, ответы кратки и односложны. Затруднено переключение мыслительного процесса на новые темы.
Инертность мышления характерна при следующих заболеваниях:
Непоследовательность суждений
Данное отклонение
характеризуется
Подобное нарушение мышления происходит при таких заболеваниях как:
Откликаемость
Данное нарушение
выражается в повышенной откликаемости
на любые раздражители внешнего мира,
как имеющие отношение к
Соскальзывание
Данное нарушение
мышления характеризуется внезапными
отклонениями от основной линии рассуждения,
соскальзывание на случайные ассоциации.
В дальнейшем возможно возвращение к основной
теме без исправления ошибок. Такие проявления
отличаются эпизодичным, внезапным характером.
Зачастую эти нарушения выявляются при
выполнении заданий на ассоциативный
ряд. Наблюдаются случайные сопоставления,
ассоциации подменяются созвучиями (например,
«палка-галка»). Соскальзывание, как правило,
наблюдается при шизофрении.
При нарушениях операциональной стороны мышления встречаются следующие отклонения
Снижение уровня обобщения
Для подобного нарушения характерно затрудненное обобщение признаков. Человек не в состоянии отобрать свойства и признаки, характеризующие понятия в общем. Обобщения заменяются отдельными признаками, случайными сторонами явлений, конкретными связями между предметами.
Данное отклонение встречается при следующих заболеваниях:
Искажение процесса обобщения
Данное нарушение
мышления проявляется как неспособность
установить определяющую, основную связь
между предметами. Человек замечает
только случайные стороны явления, второстепенные
связи между объектами. Для больного отсутствуют
культурно принятые обобщения. Объекты
могут быть объединены по цвету, материалу
или форме, вне зависимости от их назначения
и других основных функций. Суждения этих
больных отражают лишь случайную сторону
явлений, а не существенные отношения
между предметами. При решении экспериментальных
заданий актуализируются случайные ассоциации,
оторванные от конкретного опыта больного.
Связи, которыми оперирует больной, не
отражают ни содержания явлений, ни смысловых
отношений между ними.
Подобные нарушения мыслительной деятельности
встречаются чаще всего у больных шизофренией
простой, вялотекущей и при галлюцинаторно-параноидальной
форме течения болезни. Подобные больные
живут в мире своих бредовых переживаний,
мало интересуются реальной обстановкой,
пытаются к незначительным, обыденным
явлениям подходить с «теоретических
позиций». В беседе они способны затронуть
вопросы общего характера, но часто не
в состоянии ответить на конкретный вопрос.
Классификацию больные проводят либо
на основании столь общих признаков и
свойств, что выходят за пределы содержательной
стороны явлений, либо на основании чисто
внешних, несущественных признаков.
Эти больные с легкость составляют пиктограммы,
т.к. они могут образовать любую связь
безотносительно к содержанию поставленной
перед ними задачи. Условность рисунка
становится столь широкой и беспредметной,
что он не отражает реального содержания
слова, запоминание которого он должен
опосредовать; больные могут, не задумываясь,
предложить любую схему в качестве условного
обозначения слова. Таким образом,
реальные различия и сходства между предметами
не принимаются больными во внимание,
не служат контролем и проверкой их суждений
и действий. Важно отметить, что у подобных
больных речь не облегчает выполнение
задачи, а затрудняет его: произносимые
больным слова вызывают новые, часто случайные
ассоциации, которые больными не оттормаживаются.
Выполнив в реальном действии задание
правильно, больные нелепо рассуждают
по поводу него.
Подобное нарушение
свойственно при таких
При нарушениях мотивационного компонента мышления наблюдаются следующие проявления.
Мышление является
сложной саморегулирующейся формой
деятельности. Оно определяется целью,
поставленной задачей. Существенным этапом
мыслительной деятельности является сличение
получаемых результатов с условиями задачи
и предполагаемыми итогами. Для того чтобы
акт сличения выполнился, человеческая
мысль должна быть активной. Направленной
на объективную реальность. Утеря целенаправленности
мышления приводит не только к поверхностности
и незавершенности суждений, но и к тому,
что мышление перестает быть регулятором
действий человека.
Связь нарушения мышления с изменением
мотивационной сферы наблюдается при
разных формах душевных болезней. Уже
при анализе «искажения уровня обобщения»,
можно говорить о нарушении мотивационного
компонента мышления.
Значимым, существенным является для человека
то, что приобрело смысл в его жизнедеятельности.
Не частота появления того или иного признака
или свойства предмета делает его значительным
или существенным, а та осмысленность,
та роль, которую этот признак сыграл в
жизни человека. Существенность признака
и свойства, значимость самого предмета
или явления зависят от того, какой смысл
они приобрели для него. Явление, предмет,
событие могут в разных жизненных условиях
приобретать разный смысл, хотя знания
о них остаются те же. А. Н. Леонтьев прямо
указывает, что явление меняется со стороны
"смысла для личности".
Вместе с тем значение вещей, совокупность
наших знаний о них остаются устойчивыми.
Несмотря на то что личностная направленность
и содержание мотивов могут оказаться
различными, основная практическая деятельность
формирует устойчивость предметного значения
вещей.
Наше восприятие мира всегда включает
в себя и смысловое отношение к нему, и
его предметно-объективное значение. При
известных обстоятельствах превалирует
то одна, то другая сторона, но обе они
слиты в гармоническом единстве.
Разноплановость мышления
Этот вид характеризуется отсутствием целенаправленности действий. Человек не в состоянии классифицировать предметы и явления, выявлять общие признаки. В то же время, такие умственные операции как сравнение, обобщение, различение сохранены, инструкции воспринимаются, но не выполняются. Суждения о предметах и явлениях протекают в разных плоскостях, отличаются непоследовательностью. Классификация и отбор предметов или явлений может производиться на основе личных особенностей восприятия, вкусов, привычек. Объективность суждений отсутствует.
Резонерство
Данный тип отличается бессмысленным, пустым многословием. Человек пускается в длительные бесконечные рассуждения, не имеющие определенной цели и не подкрепленные какими-либо конкретными идеями. Речь человека, страдающего резонерством, отличается разорванностью, нить рассуждения постоянно теряется. Зачастую отдельные высказывания в длительных мудрствованиях не связанны между собой, не несут какой-либо смысловой нагрузки. Как правило, объект мысли также отсутствует. Характер высказываний риторический, оратору не требуется внимание или ответная реакция собеседника.
Такая патология мышления характерна для больных шизофренией.
Некритичность. Патология, характеризующаяся поверхностностью, незавершенностью мышления. Процесс мышления перестает быть целенаправленным и не регулирует действия и поступки человека.
Бред. Данное нарушение мышления проявляется как умозаключение, идеи или представления, не связанные с информацией, поступившей из окружающего мира. Соответствие бредового умозаключения действительности не имеет значения для больного. Человек руководствуется такими умозаключениями и, таким образом, отстраняется от реальности, уходит от действительности в бредовое состояние. Больного невозможно разуверить в ошибочности бредовых идей, он твердо уверен в их истинности. По содержанию бред отличается огромным разнообразием.
Современная медицина
описывает несколько групп
К распространенным в настоящее время бредовым состояниям относится и анорексия – иллюзия лишнего веса, сопровождающаяся маниакальным желанием похудеть.
От свойственных здоровому человеку заблуждений бред отличается тем, что больной абсолютно убежден в своих идеях, коррекция и разубеждение невозможны, бредовые идеи имеют чрезвычайную значимость для человека и определяют характер его поведения.
Навязчивые состояния. Подобная патология характеризуется непроизвольно возникающими в сознании человека мыслями, переживаниями или фобиями. Такое состояние не поддается осмысленному контролю и характеризуется также как расстройство личности. Навязчивые мысли, как правило, ведут к определенным ритуалам (например, мысль о нечистоте окружающего мира заставляет человека мыть руки после прикосновения к любым предметам).