Нарушение психического развития (дизонтогенез)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:49, доклад

Описание

Основными клиническими типами дизонтогенеза психики считаются ретардация - запаздывание либо приостановка развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики и асинхрония развития, т.е. неравномерное, диспропорциональное развитие, при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают либо происходит усиленное развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к его дисгармонии.

Работа состоит из  1 файл

Дизонтогенез.docx

— 21.19 Кб (Скачать документ)

Нарушение психического развития (дизонтогенез).

Основными клиническими типами дизонтогенеза  психики считаются ретардация - запаздывание либо приостановка развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики и асинхрония развития, т.е. неравномерное, диспропорциональное развитие, при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают либо происходит усиленное развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к его дисгармонии.

Первый вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с психическим недоразвитием (олигофрения) и для детей с ЗПР, включая проявления общего и парциального психического инфантилизма (Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев).

Второй вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с преобладающими эмоционально-поведенческими и личностными расстройствами: для детей с РДА, с невропатией и формирующимися психопатиями, он может наблюдаться при ранней детской шизофрении, эпилепсии и некоторых демонтирующих заболеваниях раннего возраста.

Наряду с клиническими, выделяют психологические параметры психического дизонтогенеза. Так, В.В.Лебединский (1985) выделяет следующие проявления и механизмы дизонтогенеза:

Первый вариант связан с функциональными нарушениями регуляторных механизмов подкорковых и корковых систем. Нарушения проявляются, в основном, в функционально-динамических расстройствах мозговой деятельности в виде нарушений умственной работоспособности, функции активного внимания, регуляции произвольной деятельности.

Второй вариант связан с неравномерным повреждением различных функциональных систем в зависимости от этапа их созревания. Известно, что наиболее интенсивно развивающаяся функция является и более уязвимой. Поэтому при раннем повреждении ЦНС, в первую очередь, повреждаются наиболее интенсивно формирующиеся на этом этапе функции. Это прежде всего относится к функции речи.

Кроме того, многие функциональные системы  оказываются наиболее уязвимыми  в критические периоды развития, так как именно на этих этапах гетерохрония развития выражена в наибольшей степени. Эти данные показывают важность составления так называемого профиля развития.

При третьем варианте, наряду с выраженностью первичного дефекта, значительную роль в школьной и социальной адаптации играют вторичные нарушения депривационного генеза. Например, у ребенка с церебральным параличом в результате длительной изоляции от коллектива сверстников может сформироваться вторичная аутизация личности, которая, в свою очередь, может стать решающим фактором в социальной дезадаптации.

 

Нарушения психического развития по В.В.Ковалеву:

  1. Умственная отсталость (олигофреническое слабоумие).

2.  Инфантилизм.

3.  Ранний детский аутизм (синдром  Каннера).

4.  Гиперкинетические расстройства.

5. Нарушения поведения (девиантное  поведение).

 

Типология  непатологических  вариантов  психического  развития:

  1. Задержка  психического  развития  различного  генеза (клинические  и субклинические  формы).
  2. Минимальная  мозговая  дисфункция.
  3. Иррегулярность  психического  развития (при  сохранности  мозга).
  4. Синдром дефицита  внимания.
  5. Нарушения  эмоций  и  воли.

Основой дизонтогении следует считать симптомы и синдромы нарушенного психического развития.

Симптом - суть отдельное патологическое проявление.

Синдром - группа симптомов, объединенных единой этиологией и образующих цельную клиническую картину заболевания.

Этиология - причина и условие возникновения заболевания.

Под причиной понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, который определяет специфику отклонения или патологии и без которого патология не может возникнуть.

Под условиями понимают внешние и внутренние факторы, которые способствуют (патогенные условия) или препятствуют возникновению патологии, хотя сами по себе вызвать её не могут.

Этиология дизонтогенезов может быть условно разделена на две группы: биологические и социально-психологические факторы.

Биологические факторы (органические и соматические): генетические, инфекционные, иммунологические, токсические, метаболические и др.

Социально-психические факторы (психогенные): средовые, посттравматические, стрессовые, психосоматические.

 

Возрастные факторы: критические периоды онтогенетического развития, включая: пренатальное, перинатальное и постнатальное развитие, кризисы 2-4 лет, 7-8 лет, 12-15 лет.

 

Основные возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков:

  • соматовегетативный (0-3 года) – реагирует организм в целом;
  • психомоторный (4-10 лет) – реакция моторного возбуждения или торможения;
  • аффективный (7-12 лет) – истерика, бурный протест или бурная радость;
  • эмоционально-идеаторный(12-16 лет) – на вербальном уровне и уровне представлений.

 

 

Закономерности развития ребенка  с дизонтогенезом.

Общие закономерности психического дизонтогенеза были обоснованы В.И. Лубовским. Они включают:

  1. нарушения приема и переработки поступающей информации;
  2. нарушения хранения и использования информации;
  3. нарушения словесной регуляции деятельности.

В зависимости от характера аномального  развития, проявления этих общих закономерностей  имеют свою специфику:

  • снижение психической активности в познании окружающего мира - т.е. в познании, учении, познавательной активности, мотивации к учению, но достаточно высокая адаптивность на бытовом уровне;
  • особенности (гипо- и гипер-) принятия, обработки, сохранения и выдачи сенсорно-знаковой информации: у слепых - гипер-, и ЗПР и У.О. - гипо-;
  • недостаточная (специфичная) представленность речевых характеристик в структуре сознания и личности ("плоскость" личности);
  • большая зависимость чем в норме психических функций друг от друга, т.е. конгламеративность психики;
  • иной темп психического развития ребенка.

 

Тема 4.1. Структура деятельности в  норме:

 

  1. Система целеполагания работает как целостная и подвижная, но выделяются ее компоненты или блоки:
  • идеи или цели (способность создавать замысел (идею) можно описать как: творчество, потребность в решении задачи, стереотипность, чувство юмора;
  • мотивы (нужды, потребности);
  • программа;
  • контроль;
  • оценка.
  1. Система операциональная, в которой различают 4 уровня действий или операций:
  • материальное действие (операция);
  • внешнеречевое действие;
  • умственное действие (категория сознания - "значение");
  • перцептивное действие.

 

 

Тема 4.2. Структура первичного и  вторичного дефекта.

 

В русле концепции Л.С. Выготского, следует различать две группы дефектов:

  • первичный - следствие недоразвития либо повреждения мозга, к которым относят:
  • частные (анализаторы) и общие (регуляторные системы) нарушения функций ЦНС;
  • несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвития, задержка, асинхрония, регресс);
  • нарушение межфункциональных связей (временная независимость или изолированность функций, стереотипность);
  • вторичный - возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений:
  • вторичное недоразвитие функции непосредственно связанной с поврежденной (речь у глухих);
  • вторичное недоразвитие функций, находившихся во время повреждения в сензитивном периоде (менингит у дошкольника);
  • социальная депривация;
  • личностные реакции на первичный дефект: игнорирование, вытеснение (непризнание), компенсация (замещение сохранной функцией), гиперкомпенсация (усиленное развитие сохранных), астенический тип (осознание неполноценности).

 

 

См. схемы структуры  дефекта и структур частных случаев  дизонтогенеза

 

ДИЗОНТОГЕНЕЗ

1

2

3

4

Функциональная локализация

Нарушение межфункциональныхвзаимодействий

Время 
поражения

Взаимосвязь первичного 
и вторичных проявлений в структуре дефекта


 

2. ОБЩАЯ  СХЕМА   СТРУКТУРЫ  ДЕФЕКТА

 

Ядерный признак дефекта

Несформированность когнитивных функций и деятельности

 

Несформированность личности

Несформированность взаимодействий со средой

(социальная депривация)


 

 

Типы дизонтогенеза по В.В. Ковалеву:

  1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма.
  2. Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности (алалии, дисграфия, дискалькулия, дислексия, задержке моторного развития).
  3. Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма).

 

 


Информация о работе Нарушение психического развития (дизонтогенез)