Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:49, доклад
Основными клиническими типами дизонтогенеза психики считаются ретардация - запаздывание либо приостановка развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики и асинхрония развития, т.е. неравномерное, диспропорциональное развитие, при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают либо происходит усиленное развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к его дисгармонии.
Основными клиническими типами дизонтогенеза психики считаются ретардация - запаздывание либо приостановка развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики и асинхрония развития, т.е. неравномерное, диспропорциональное развитие, при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают либо происходит усиленное развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к его дисгармонии.
Первый вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с психическим недоразвитием (олигофрения) и для детей с ЗПР, включая проявления общего и парциального психического инфантилизма (Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев).
Второй вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с преобладающими эмоционально-поведенческими и личностными расстройствами: для детей с РДА, с невропатией и формирующимися психопатиями, он может наблюдаться при ранней детской шизофрении, эпилепсии и некоторых демонтирующих заболеваниях раннего возраста.
Наряду с клиническими, выделяют психологические параметры психического дизонтогенеза. Так, В.В.Лебединский (1985) выделяет следующие проявления и механизмы дизонтогенеза:
Первый вариант связан с функциональными нарушениями регуляторных механизмов подкорковых и корковых систем. Нарушения проявляются, в основном, в функционально-динамических расстройствах мозговой деятельности в виде нарушений умственной работоспособности, функции активного внимания, регуляции произвольной деятельности.
Второй вариант связан с неравномерным повреждением различных функциональных систем в зависимости от этапа их созревания. Известно, что наиболее интенсивно развивающаяся функция является и более уязвимой. Поэтому при раннем повреждении ЦНС, в первую очередь, повреждаются наиболее интенсивно формирующиеся на этом этапе функции. Это прежде всего относится к функции речи.
Кроме того, многие функциональные системы
оказываются наиболее уязвимыми
в критические периоды
При третьем варианте, наряду с выраженностью первичного дефекта, значительную роль в школьной и социальной адаптации играют вторичные нарушения депривационного генеза. Например, у ребенка с церебральным параличом в результате длительной изоляции от коллектива сверстников может сформироваться вторичная аутизация личности, которая, в свою очередь, может стать решающим фактором в социальной дезадаптации.
Нарушения психического развития по В.В.Ковалеву:
2. Инфантилизм.
3. Ранний детский аутизм (синдром Каннера).
4. Гиперкинетические расстройства.
5. Нарушения поведения (
Типология непатологических вариантов психического развития:
Основой дизонтогении следует считать симптомы и синдромы нарушенного психического развития.
Симптом - суть отдельное патологическое проявление.
Синдром - группа симптомов, объединенных единой этиологией и образующих цельную клиническую картину заболевания.
Этиология - причина и условие возникновения заболевания.
Под причиной понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, который определяет специфику отклонения или патологии и без которого патология не может возникнуть.
Под условиями понимают внешние и внутренние факторы, которые способствуют (патогенные условия) или препятствуют возникновению патологии, хотя сами по себе вызвать её не могут.
Этиология дизонтогенезов может быть условно разделена на две группы: биологические и социально-психологические факторы.
Биологические факторы (органические и соматические): генетические, инфекционные, иммунологические, токсические, метаболические и др.
Социально-психические факторы (психогенные): средовые, посттравматические, стрессовые, психосоматические.
Возрастные факторы: критические периоды онтогенетического развития, включая: пренатальное, перинатальное и постнатальное развитие, кризисы 2-4 лет, 7-8 лет, 12-15 лет.
Основные возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков:
Закономерности развития ребенка с дизонтогенезом.
Общие закономерности психического дизонтогенеза были обоснованы В.И. Лубовским. Они включают:
В зависимости от характера аномального развития, проявления этих общих закономерностей имеют свою специфику:
Тема 4.1. Структура деятельности в норме:
Тема 4.2. Структура первичного и вторичного дефекта.
В русле концепции Л.С. Выготского, следует различать две группы дефектов:
См. схемы структуры дефекта и структур частных случаев дизонтогенеза
ДИЗОНТОГЕНЕЗ | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Функциональная локализация |
Нарушение межфункциональныхвзаимодействи |
Время |
Взаимосвязь первичного |
2. ОБЩАЯ СХЕМА СТРУКТУРЫ ДЕФЕКТА
Ядерный признак дефекта |
|
Несформированность личности |
Несформированность взаимодействий со средой (социальная депривация) |
Типы дизонтогенеза по В.В. Ковалеву:
Информация о работе Нарушение психического развития (дизонтогенез)