Нарушения развития памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:49, реферат

Описание

Цель данной работы - раскрыть один из важнейших психических процессов, таких как память, выявить типичные расстройства памяти.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть виды памяти;

- изучить характерные расстройства памяти.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

1 Общие сведения о памяти ………………………………………………….4

2 Нарушения развития памяти ………………………………………………7

2.1 Нарушения памяти на события ……………………………………7

2.2 Нарушения памяти на восприятия ………………………………...9

2.3 Нарушения памяти на действия ………………………………….9

2.4 Нарушения памяти на слова …………………………………….10

2.5 Расстройства активной речи …………………………………….10

3 Воздействия на процессы памяти ……………………………………..12

Заключение …………………………………………………………………..14

Список использованных источников и литературы ………………………16

Приложение…………………………………………………………………..17

Контрольные вопросы ……………………………………………………....19

Работа состоит из  1 файл

Нарушение развития памяти.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

  При зрительной агнозии больной видит то или иное лицо или предмет, но не может его распознать. Например, он зрительно не узнаёт вилку, но если его попросить принести эту вещь, то он тут же выполняет приказание (так как слуховое восприятие остается нормальным).

        Напротив, при слуховой агнозии выдающийся музыкант, например, 
может после травмы не узнать мелодию, которую он много раз слышал и играл, однако при чтении партитуры он будет ее прекрасно узнавать. Больные с тактильной агнозией не могут на ощупь с завязанными глазами узнать  предметы,  которые  они раньше  много  раз держали в  руках. Но стоит снять повязку с глаз, и предмет тотчас же узнается.
 
 

  2.3  Н а р у ш е н и я    п а м я т и    н  а    д е й с т в и я     Апраксии – это  нарушения программирования движений. Невозможность выполнять какие-то движения иногда может быть обусловлена повреждением тех зон мозга, где в норме эти движения программируются или координируются. Однако некоторые симптомы позволяют отнести подобную патологию к нарушениям памяти.

  При апраксии больные порой не могут осуществлять такие простые 
действия, как одевание, или же теряют способность правильно обращаться с бытовыми предметами. Например, один из таких больных пытался зажечь свечку, чиркая  ею по спичечной коробке.
 

   2.4  Н а р у ш е н и я     п а м я т и     н а    с л о в а   У словесного общения есть две стороны: экспрессивная (передача информации путем устной или письменной речи) и рецептивная (восприятие и расшифровка устной или письменной информации). При любом повреждении нервных центров, ответственных за речевые функции (а тем самым и за механизмы общения), какая-либо из этих функций может существенно нарушаться.

  Гудгласс (Goodglass, 1980) рассматривает такого рода расстройства, называемые афазиями, как нарушение способности пользоваться языком или «вспоминать» его. В зависимости от того, какие именно области мозга поражены (см. приложение 1; 2), у больного может быть нарушено либо произнесение слов (при повреждениях в лобных долях), либо письмо (в теменных долях), либо понимание речи - устной (в височных долях) или письменной (в затылочных долях). Важно отметить, что в большинстве случаев нарушения возникают при поражении левого полушария. 

  2.5  Р а с с т р о й с  т в а    а к т и  в н о й    р е ч  и (устной или письменной) Нарушения артикуляции - если повреждение локализовано в лобной доле в области центра устной речи, то у больных возникают серьезные расстройства, связанные с невозможностью называть буквы или числа и особенно с колоссальными затруднениями при попытках произнести слово, которое они, тем не менее, хорошо узнают.

  Нарушения письма (аграфии). Практически такое состояние представляет собой апраксию, затрагивающую письменную речь, и выражается в том, что мозг не может «вспомнить», как надо программировать и координировать движения руки при письме. Так бывает при повреждениях в верхней части лобной доли или в задней части теменной доли. (См. приложение 1).

  Расстройства  понимания устной речи (афазия Вернике). Они возникают при повреждениях слуховой коры в задних отделах височной доли. При этом больной говорит более или менее нормально, если не считать тогo, что порой он начинает заговариваться, подменять слова или составлять новые слова из различных «кусочков». Однако главная особенность такой афазии - то, что больной слышит почти все обращенные к нему слова, однако испытывает неимоверные затруднения в их понимании: он не может правильно расшифровать услышанное. Такое расстройство - частный случай слуховой агнозии - может доходить до полной «речевой глухоты».

  Нарушения чтения (алексия). При повреждении в области зрительной коры (затылочная доля) у некоторых больных возникают затруднения и распознавании букв и слов, хотя они их видят. Если при этом чтение становится совершенно невозможным, то говорят о полной алексии. При этом больные чувствуют себя перед письменным текстом так, как чувствовал бы себя абсолютно не знающий французского языка немец перед французской книжкой. Однако разница между таким больным и иностранцем, не знающим того или иного языка, состоит в том, что у больного утрачивается восприятие текста на родном языке, на котором он говорил с самого раннего детства. 
 
 
 
 
 

  1. ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ
 
 

  Установлено, что повреждения затылочных долей  мозга вызывает нарушение зрения, лобных долей — эмоций, разрушение левого полушария негативно влияет на речь и т. п. Но, ко всеобщему удивлению, до самого последнего времени приходилось констатировать тот факт, что не только животные, но и люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственно обнаруженная закономерность носила самый общий характер: чем обширнее повреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти, ряд психологов однозначно утверждали, что органом памяти следует считать весь мозг.

  При прямом воздействии на некоторые  участки мозга в сознании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, т. е. человек вдруг вспоминает то, что давно забыл, и легко продолжает помнить «забытое» после операции. Во-вторых, был найден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регулирующий перевод данных из кратковременной памяти в долговременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможно. Этот центр называется «гиппокамп» и расположен в височной доле мозга. После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминание новых данных не наблюдалось.

  На  процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими  факторами. Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения (скажем, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков и др.), на создание и формирование энграмм — веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы).

  Сейчас  изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительно. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. «Короткие» цепочки из аминокислот — пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

  Согласно  гипотезе о физической структуре  памяти, в основе феномена памяти лежит пространственно-временной паттерн  биоэлектрической активности нервных популяций — дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью более адекватно воздействие на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными факторами. Успеха можно добиться путем влияния на мозг различными физическими факторами — электрическими и акустическими.

  Все это говорит о реальной возможности  управления памятью.

  Память  можно развивать, тренировать, значительно  улучшать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относятся: интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, применяемые приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим на продуктивность памяти, относятся: характер материала, количество материала, наглядность материала, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

  Подводя итог, подчеркнем, память — один из важнейших психических процессов. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память необходима для накопления знаний, успешной и продуктивной работы и является непременным условием обучения и развития индивида, становления его как личности.

  За «стандартную» модель  принята модель подсистем памяти, согласно которой наша память  состоит из трех компонентов — сенсорной памяти, кратковременной памяти и долговременной памяти. Модель одной из трех подсистем — кратковременной памяти — была пересмотрена, в результате чего создана модель рабочей памяти.

  Проявления  расстройств памяти чрезвычайно  разнообразны,  выделяют два основных варианта патологии памяти. Первый  вариант  - это дисмнезии, к которым относятся гипермнезия, гипомнезия и амнезия. Вторым вариантом патологии памяти являются парамнезии — ошибочные, ложные, превратные воспоминания. Человек может вспоминать действительно имевшие место события, только относить их к совсем иному времени.

 При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем сокращаются информационные запасы памяти. Выделяют несколько вариантов амнезий: ретроградная, антероградная,  фиксационная, прогрессирующая, аффектогенная или психогенная.

   Выделяют  также нарушения памяти на события и восприятие, нарушения памяти на действия  и на слова. 

   Память  нужно  развивать, тренировать, значительно  улучшать, повышать ее продуктивность.

 На  процессы памяти пытаются воздействовать  фармакологическими и физическими факторами. Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения.

  Таким образам, наша память, одна из уязвимых способностей человека, обеспечивает целостность и  развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  1  Годфруа Ж. Что такое психология. Т1.  - М.: 1994

  2  Немов Р.С. Психология: Кн.1: Общие  основы психологии М.: 2003

  3  Психология   /Под общ. Ред. Н.В. Дружинина. - СПб.: Питер, 2003

  4  Практическая психология   /Под  ред. М.К. Тутушкиной – СПб.: 2004

  5  Стюарт-Гамильтон Ян. Что такое  психология. - СПб.: 2002 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ПРИЛОЖЕНИЕ 1 
 

    

    Рис.1   Локализация в коре головного мозга зон, ответственных за восприятие (1, 2, 3), программирование движений (I и I`) и речь (А, В, С, D). При повреждениях этих участков может возникнуть зрительная агнозии (1),  слуховая агнозия (2), тактильная агнозия (3), апраксия (I и I`), нарушения устной речи (А),  письма (D и I`), понимания устной речи (В) или чтения (С).

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  2 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

Рис.2 Кора большого мозга 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

  1. Какую роль играет память  в познавательной деятельности?
  2. Из каких компонентов состоит наша память?
  3. Какие бывают виды памяти?
  4. Как проявляются расстройства памяти?

  5  Что такое амнезия?

   6   Какие бывают нарушения памяти на восприятие?

 7   Охарактеризовать  нарушения памяти на действия? 

8   Что такое афазия?

  9   Какие существуют методы воздействия на память?

    10  Можно ли управлять памятью?

Информация о работе Нарушения развития памяти