Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа
Проблема насилия в семье далека от разрешения и требует пристального внимания к специфике социологической работы с клиентами, пережившими подобный опыт.
Введение …………………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты: насилие в семье …………………………..5
1.1 Понятие, проблемы и причины насилия в семье ……………………5
1.2 Виды, формы и последствия насилия в семье ……………………..10
1.3 Международные и российские нормативные, правовые документы в области защиты прав женщин и детей ………………………………………..17
2. Технологии социальной работы с подвергшимися насилию в семье ……………………………………………………………………………..23
2.1 Социальная работа патогенетической направленности: принципы и задачи …………………………………………………………………………..23
2.2 Центры социальной помощи семье и детям ……………………...27
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы и источников……………………………35
Принимая во внимание сложность человеческой натуры, социальное взаимодействие и социальную структуру, некоторые исследователи предложили более перспективный подход. Они создали комплексную модель насилия в семье. Их модель учитывает разнообразие семей, индивидуальные характеристики и социальные отклонения их членов, сочетание которых вызывает насилие. Эта модель придает особое значение взаимному влиянию между людьми, их поступкам, предшествующим насилию и следующим за ним.
Таким
образом, насилие - это не только физические
действия в отношении женщины
или ребенка причиняющие боль и травмы
проблема насилия в семье, существует
давно.
Виды домашнего насилие подразделяют на:
- физическое - побои, другие формы причинения телесных повреждений;
- психологическое - словесное оскорбление, угрозы, унижения и т.п.;
- экономическое - запрещение поступить на работу или принуждение оставить работу, полный контроль над расходами женщины;
-сексуальное - навязанный сексуальный контакт.4
Кроме того, по отношению к ребенку существует вид насилия, такой как пренебрежение, интересами и нуждами ребенка. Отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.5
Этапы развития жестокости.
Первая фаза: мужчина становится более агрессивным, раздражительным и напряженным. Возрастает количество оскорблений, критики и морального давления. Гнев вызывает что угодно - например, беспорядок в доме или сумма, потраченная на покупки.
Вторая фаза: напряжение нарастает. Женщина начинает спорить с ним и пытается защититься, вызывая в нем еще большее раздражение. Он может толкнуть, швырнуть на пол, ударить. Иногда мужчины в таких случаях говорят, что они хотят чему-то научить.
Третья
фаза: мужчина начинает приносить
извинения и обещает
Но, как правило, отношения, сопровождающиеся
насилием, развиваются по сценарию порочного
круга: после фазы "смягчения" наступает
новый, еще более жестокий виток.6
Формы насилия в семье весьма разнообразны. Это могут быть:
- изнасилование
-убийство на сексуальной почве
-нанесение телесных повреждений
Вышеупомянутые формы насилия наносят ущерб здоровью женщин, ставших жертвами насилия. В частности это:
-нанесения телесных повреждений разной степени тяжести
-принуждение к сексуальным контактам без использования презервативов (что может привести к ЗППП, не запланированной беременности и. т.д.)
-обострение хронических заболеваний
-стресс
-депрессия.
В случаях насилия по отношению к беременным
женщинам это может привести к:
-преждевременным родам
-анемия
-инфекции
-суицидальные попытки
Помимо вышеперечисленных проблем, так же женщины испытывают и другие проблемы. Женщина, которая подверглась любой форме насилия, в большинстве случаев реагирует на ситуацию следующим образом:
-женщина подавлена, она стыдится того, что с ней произошло.
-женщина полностью берёт на себя вину за то, что с ней произошло, или считает, что не сумела или не знала, как остановить насилие.
-женщина считает себя ответственной за поведение мужчины.
Результатами насилия, как правило, является: стресс, самоизоляция от общества, суицидальные попытки, кроме того, появляются чувство унижения и оскорбления.7
Женщины, подвергавшиеся насилию, часто оказываются отстранёнными от социальной жизни. В частности это может быть временная нетрудоспособность женщины. Многие после испытанного не желают заводить детей. Кроме того, испытав насилие, женщина может не вступать в брак либо расторгнуть уже существующий.
Ещё одной важной проблемой является экономическая зависимость женщины в случае насилия в семье.
Насилие по отношению к женщине отражает ситуацию в обществе в целом, является своеобразным социальным индикатором.
Основным социальным противоречием является то, что женщины, как правило, не знают своих законных прав и, соответственно, не могут бороться против насилия.
Разнообразные
проявления жестокого обращения
с детьми имелись и имеются
во всех странах, независимо от политического,
идеологического и
Ребенку легко причинить вред. Уязвимость
детей к насилию объясняется их физической,
психической и социальной незрелостью,
а также зависимым, подчиненным положением
по отношению к взрослым.
Жесткое
обращение с детьми и пренебрежение
их интересами могут иметь различные виды
и формы, но их следствием всегда является:
серьезный ущерб для здоровья, развития
и социализации ребенка, нередко - угроза
для жизни. Пострадавшие от насилия дети
отстают в развитии, страдают различными
физическими и психоэмоциональными расстройствами.
Различают ближайшие и отдаленные последствия
жестокого обращения к детям.
К ближайшим последствиям относятся физические
травмы, повреждения. Следствием, которых
являются головные боли, потеря сознания,
характерные для синдрома сотрясения,
развивающегося у маленьких детей, которых
берут за плечи и сильно трясут. Кроме
того, к ближайшим последствиям относятся
острые психические нарушения в ответ
на любой вид агрессии, особенно на сексуальную.
Эти реакции могут проявляться в виде
возбуждения, стремления куда-то бежать,
спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности,
внешнего безразличия. Однако в обоих
случаях ребенок охвачен острейшим переживанием
страха, тревоги и гнева. У детей старшего
возраста возможно развитие тяжелой депрессии
с чувством собственной ущербности, неполноценности.8
Среди отдаленных последствий жестокого обращения к детям выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения,
У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, наблюдаются признаки задержки физического и нервно-психического развития.
Такие дети, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки.
Заболевания
в последствии насилия над
ребенком могут носить специфический
для отдельного вида насилия характер:
например, при физическом насилии
имеются повреждения частей тела
и внутренних органов различной
степени тяжести, переломы костей. При
сексуальном насилии могут быть заболевания,
передающиеся половым путем.
Кроме того, независимо от вида и характера
насилия у детей могут наблюдаться различные
заболевания, которые относятся к психосоматическим:
Ожирение или, наоборот, резкая потеря
веса, что обусловлено нарушениями аппетита.
При эмоциональном (психическом) насилии
нередко бывают кожные сыпи, аллергическая
патология, язва желудка, при сексуальном
насилии - необъяснимые боли внизу живота.
Часто у детей развиваются такие нервно-психические
заболевания, как тики, заикание.9
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.
Некоторые
из них, напротив, чрезмерно пассивны,
не могут себя защитить. И в том,
и в другом случае нарушается контакт,
общение со сверстниками.
У эмоционально депривированных детей
проявляется стремление любым путём привлечь
к себе внимание, иногда проявляется в
виде вызывающего, эксцентричного поведения.
Наиболее
универсальной и тяжелой
Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
Если говорить о социальные последствия жестокого обращения к детям, то можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для ребенка и для общества.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.10
Как
говорилось выше, любой вид насилия формирует
у детей и у подростков такие личностные
и поведенческие особенности, которые
делают их малопривлекательными и даже
опасными для общества.
Для общества последствия насилия над
детьми проявляются, прежде всего, в потере
человеческих жизней в результате убийств
детей и подростков или их самоубийств,
а кроме того, это потери в их лице производительных
членов общества вследствие нарушения
их психического и физического здоровья,
низкого образовательного и профессионального
уровня, криминального поведения. Это
потери в их лице потенциальных родителей,
способных воспитать здоровых в физическом
и нравственном отношении детей. Наконец,
это воспроизводство жестокости в обществе,
поскольку бывшие жертвы сами часто становятся
насильниками.
Таким образом, насилие подразделяется на виды и формы. Насилия в семье по отношению к женщинам влечет за собой проблемы, такие как телесные повреждения, ушибы, переломы костей и. т.п. Что может привести к временной не трудоспособности, а так же к инвалидности. К социальным и психологическим проблемам женщин подвергшихся насилию в семье относятся: стрессы, тяжелые депрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки. Различают ближайшие и отдаленные последствия для детей, подвергшихся насилию в семье. К ближайшим относят травмы и острые психические расстройства, к отдаленным последствиям, нарушение физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, нарушение социализации и интеграции в общество.
В
отношении насилия в семье
в России и за рубежом в данной
сложившейся ситуации, позиция государства
представляется особенно важной.
1.3 Международные и российские нормативные, правовые документы
в области защиты прав женщин и детей
До
не давнего времени большинство
международных документов о правах
человека истолковывались настолько
узко, что их нельзя было приспособить
ко многим проблемам касающихся женщин
и детей, в частности насилия
в семье. Но за последние годы активисты
- правозащитники отстояли, а международные
органы признали более широкую интерпретацию
правозащитных документов и норм.
Международное законодательство, можно
условно разделить на два вида: документы,
касающиеся прав человека вообще и документы,
касающиеся прав женщин и детей.