Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:09, контрольная работа
Значительную часть своей научной деятельности Раймонд Кэттелл посвятил созданию полной карты возможных свойств человеческой личности. Им впервые был определен достаточно полный исчерпывающий список нормальных и аномальных темпераментных или структурных черт, в дальнейшем Р. Кеттелл переходит к измерению динамики личности, обнаружив при этом черты, названные им мотивационными. По мнению Р. Кеттелла, зная структуру и динамику личности, можно успешно предсказывать поведение конкретного человека. Р. Кеттелл отрицательно относится к клиническим методам более ранних теорий личности как ненаучным и основанным не на твердых данных
1) когнитивные способности;
2) темперамент;
3) динамические, т. е. мотивационные диспозиции, которые выходят на передний план в зависимости от побудительных характеристик актуальной ситуации.
Второй подход предполагает анализ различий между поверхностными (внешними) и исходными (глубинными) чертами. Поверхностные черты представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве, но не обязательно имеют общую причину. Поверхностные черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они – всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы.
Их можно идентифицировать
при клиническом исследовании, опрашивая
людей по поводу того, какие характеристики,
по их мнению, сочетаются. Глубинные (исходные)
черты определяют то постоянство, которое
наблюдается в поведении
Такие черты можно выявить, по мнению Р. Кеттелла, только мультивариативными статистическими методами.
С модальной точки зрения ученый различает черты:
- Динамические, приводящие к действию в определенном направлении;
- Черты-способности, определяющие эффективность достижения цели;
- Темпераментальные, связанные с внутренними мотивами личностных реакций.
Анализируя информацию о различных чертах индивидуума, Р. Кеттелл составил очень простое уравнение, характеризующее предположительное поведение человека в конкретной ситуации. Это уравнение дает возможность предсказать реакцию индивидуума в будущем на основе характеристик его личности, оцененных в настоящем. Уравнение можно использовать в тестировании. Особое внимание в своих работах Р. Кеттелл уделяет более подробному рассмотрению динамических черт. Он разделяет их на три группы: аттитюды, эрги и чувства.
1. Аттитюд – это, по определению Р. Кеттелла, видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства. Простыми словами, формула аттитюда выглядит примерно так: интерес определенной интенсивности в каком-то действии относительно определенного объекта.
2. Эрг
можно назвать
3. Чувство
– динамическая черта,
Взаимосвязь различных уровней динамических черт Р. Кеттелл представил в виде динамической решетки. Она представляет собой мотивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине – чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определенных действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов. Чувству «Я» в исследованиях Р. Кеттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством.
Изучение развития личности Р. Кеттелл производил как на уровне описания временных изменений ее структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды. Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций). Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье. Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий. Р. Кеттелл отнес это явление к закону биосоциального насилия. (2)
Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Р. Кеттелл проводит разграничения Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. Классическое обусловливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обусловливание играет значительную роль в построении динамической решетки. Особый интерес представляет одна из его форм, которую Р. Кеттелл назвал «слитным научением». При этом научении определенное поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные. (7) Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Р. Кеттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трех способов:
1. Умышленное намерение создать определенный тип личности.
2. Ситуационные
или экологические факторы
3. Индивид
может сам определить для себя
необходимость дальнейшего
Весьма важно описать и дифференцировать по определенным параметрам различные социальные группы или институты для дальнейшего исследования как отдельной личности, так и определенной социальной группы, а также взаимоотношений между ними. (4)
Результатом факторизации личностных черт является серия опросников 16PF и личностных блоков ОА (Objective Analytic). Чтобы выяснить роль наследственности и факторов окружающей среды для структуры личности, Кеттелл разработал многофакторный анализ абстрактных отклонений от нормы (MAVA, 1960), который был значительным шагом вперед по сравнению с традиционными методами того времени. В 1960-е г.г. он начал серию исследований природы и структуры способностей. Согласно его взглядам способности имеют иерархическую организацию. На вершине пирамиды находятся G – общие способности; ниже располагаются уровни все более узких способностей; в основании пирамиды располагаются специфические способности (в трактовке Спирмена). На основании эмпирических данных Р. Кеттелл утверждал, что существуют двадцать видов первичных способностей и шесть видов вторичных. В более поздних работах он стал применять динамическое исчисление (систему математических формул для оценки мотивационных факторов поведения) для того, чтобы ввести количественные оценки в психоанализ. Их использование позволило психиатрам измерять желание и состояние пациентов (в "эргах") при помощи теста мотивационного анализа.
Это исследование обеспечило определенное статистическое обоснование концепции влечений и структуры эго. Р. Кеттелл – автор большого количества статей и книг, в том числе "Personality and Learning Theory", v. 1, 2. 1979; "The Inheritance of Personality and Ability", 1982; "Handbook of Personality: Theory and Research" / ed L.A. Pervin /, 1990 и др.
К сожалению, теория Р. Кеттелла не получила должной оценки у многих персонологов, изучавших личность человека, и осталась, по сути, мало известной широкой публике. Критики указывают на то, что труды Р. Кеттелла написаны сложным языком и трудны для понимания. Имеет место и критика его чрезмерной приверженности факторному анализу, а также субъективности предложенных им формулировок, интерпретаций и названий основных черт, полученных статистическим методом.
По мнению А. Анастази, факторы, выявляемые с помощью корреляции субъективных оценок, скорее могут отражать частичное влияние социальных стереотипов и других постоянных ошибок в суждениях, нежели структуру свойств личности. Другие исследователи фактически выявили те же самые факторы при анализе субъективных оценок, даваемых как совершенно незнакомым людям, так и людям, которых оценивающий хорошо знает (F. Т. Passini, W. Т. Norman, 1966). В сущности, те же факторы были получены и когда студентов колледжа попросили оценить сходство по смыслу между всевозможными парами слов, описывающих биполярные шкалы свойств (R. G. D'Andrade, 1965). Очевидно, факторный анализ субъективных оценок скорее раскрывает самого оценивающего, нежели того, кого оценивают. (1)
Таким образом, широкое признание 16 личностных факторов ecu, не столько результат высокой инвариантности 16 факторов Кеттелла, но результат высокой международной популярности диагностического инструмента 16PF, что, в свою очередь, явилось результатом прагматической эффективности данного подхода, результатом накопления Институтом Кэттэлла IРАТ («Institute for Personality and Ability Testing») за несколько десятилетий богатых данных о типовых профилях 16PF для различных социальных и профессиональных групп, об уравнениях эффективности, супружеской совместимости и т. п. (Cattell, Eber. Tatsuoka, 1970).
Несмотря на недостаточное внимание к его работе и некоторые заслуженные упреки в его адрес, Р. Кеттелл остается убежденным приверженцем своего подхода, который, по всей вероятности, даст нам возможность понять структуру и функции личности.
Помимо Р.Р. Кеттелла, в область исследований факторной теории наибольший вклад внесли Г.Ю. Айзенк, Дж. П. Гилфорд, Уильям Стефенсон.
Среди российских исследователей данного направления мы выделяем А.Г. Шмелева, В.И. Похилько, В.Ф. Петренко.
Следует отметить
то, что факторизация различных
проявлений одного и того же
индивида представляет особый
путь исследования личности на
основе факторного анализа.
Литература
1. А. Анастази Психологическое тестирование: т. 1; пер. с англ./под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М. Педагогика,1982. – 320 с., ил.
2. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей Теории личности Перевод И.Б. Гриншпун М.: "КСП+", 1997
3. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования и применение Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой. – СПб.: Питер Пресс, 1997
4. В.М.
Мельников Л.Т. Ямпольский
5. А.Г.
Шмелев Психодиагностика
6. Robert Frager, James Fadiman Personality Personal Growth 5 th –2002 ссылка: http: //1. iesod.z8. ru /nehudlit/self0665 /reidjer.rar
7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: "БАХРАХ-М", 2001
8. Яровицкий В. 100 великих психологов. – М.: Вече, 2004
Информация о работе Научная картина мира мыслителей древности: Теория личности Р.Кеттэла