Научное наблюдение как метод психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:18, реферат

Описание

Наблюдение является одним из старых методов в психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. Определение метода наблюдения……………………………………4
2. Классификация видов наблюдения…………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

Контролируемое наблюдение:

  заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов;

  применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

Неконтролируемое наблюдение:

  применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой;

  при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

     Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

Открытое наблюдение:

  предполагает оповещение испытуемых о проводимом наблюдении,

  осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

Скрытое наблюдение - осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,

Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

  предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,

  исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

Невключенное наблюдение:

  осуществляется со стороны,

  наблюдатель не является участником происходящих событий.

Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение:

  самый распространенный вид исследования,

  протекает в естественных для наблюдаемых условиях;

  реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

При полевых обследованиях следует различать наблюдение:

  безучастное,

  пассивное,

  активно соучаствующее.

        Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей. О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака». В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.

Лабораторное наблюдение:

  характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,

  исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.

Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида. При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.

Систематическое наблюдение:

  проводится регулярно с заданной периодичностью,

  осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,

  выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),

  классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое (случайное ) наблюдение:

 обычно не планируется, является богатым источником информации,

  трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,

  продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.

      Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.

Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.

Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться. Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.

Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

«Сплошное» наблюдение - исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,

Выборочное наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

                                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение нужно еще раз подчеркнуть, что метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инст­рументом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается:

♦   проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;

♦  не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и прове­рять альтернативные предположения относительно той реально­сти, которая стоит за наблюдаемым фактом;

♦  не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого фак­та от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситу­ации;

♦  стараться быть беспристрастным;

♦  оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдате­лей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого из них должны быть независимыми.

Попытки придать этому методу формализованный характер (напри­мер, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помо­щью шкал количественных оценок) также способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. Однако пол­ностью исключить влияние личности экспериментатора на результа­ты наблюдения все же невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.

2.Басов М. Я. Избранные психологические произведения. — М., 19753. 3.Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Cловарь-справочник по психодиагностике издание 2-е, переработанное и дополненное Серия «Мастера психологии» СПб.: Питер, 2002.

4.Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 1997

5..Шмелев А.Г и коллектив. Основы психодиагностики- Учебное пособие для студентов педвузов. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.

2

 



Информация о работе Научное наблюдение как метод психодиагностики