Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:18, реферат
Наблюдение является одним из старых методов в психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. Определение метода наблюдения……………………………………4
2. Классификация видов наблюдения…………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов;
применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.
применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой;
при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.
Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.
Открытое наблюдение:
предполагает оповещение испытуемых о проводимом наблюдении,
осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.
Скрытое наблюдение - осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,
Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:
предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.
Невключенное наблюдение:
осуществляется со стороны,
наблюдатель не является участником происходящих событий.
Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.
Полевое наблюдение:
самый распространенный вид исследования,
протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.
При полевых обследованиях следует различать наблюдение:
безучастное,
пассивное,
активно соучаствующее.
Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей. О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака». В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.
Лабораторное наблюдение:
характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.
Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида. При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.
Систематическое наблюдение:
проводится регулярно с заданной периодичностью,
осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
классифицирует условия внешней среды.
Несистематическое (случайное ) наблюдение:
обычно не планируется, является богатым источником информации,
трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.
Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.
Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.
Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.
Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться. Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.
Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.
Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.
«Сплошное» наблюдение - исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,
Выборочное наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
В заключение нужно еще раз подчеркнуть, что метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается:
♦ проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;
♦ не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом;
♦ не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации;
♦ стараться быть беспристрастным;
♦ оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого из них должны быть независимыми.
Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок) также способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. Однако полностью исключить влияние личности экспериментатора на результаты наблюдения все же невозможно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
2.Басов М. Я. Избранные психологические произведения. — М., 19753. 3.Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Cловарь-справочник по психодиагностике издание 2-е, переработанное и дополненное Серия «Мастера психологии» СПб.: Питер, 2002.
4.Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 1997
5..Шмелев А.Г и коллектив. Основы психодиагностики- Учебное пособие для студентов педвузов. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
2
Информация о работе Научное наблюдение как метод психодиагностики