Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:55, доклад
Псевдонаука — деятельность, имитирующая научную деятельность, но по сути таковой не являющаяся. Характерными чертами псевдонаучной теории являются игнорирование или искажение фактов, нефальсифицируемость, отказ от сверки теоретических выкладок с результатами наблюдений в пользу апелляциям к «здравому смыслу» или «авторитетному мнению», использование в основе теории не подтверждённых независимыми экспериментами данных, невозможность независимой проверки или повторения результатов исследований, использование в научной работе политических и религиозных установок, догм.
НАУКА И ПСЕВДОНАУКА
Псевдонаука — деятельность, имитирующая научную деятельность, но по сути таковой не являющаяся. Характерными чертами псевдонаучной теории являются игнорирование или искажение фактов, нефальсифицируемость, отказ от сверки теоретических выкладок с результатами наблюдений в пользу апелляциям к «здравому смыслу» или «авторитетному мнению», использование в основе теории не подтверждённых независимыми экспериментами данных, невозможность независимой проверки или повторения результатов исследований, использование в научной работе политических и религиозных установок, догм.
Разработчики непризнанных научным сообществом теорий нередко действуют как «борцы с закостенелой официальной наукой». При этом они считают, что представители «официальной науки», например, члены комиссии по борьбе с лженаукой, отстаивают групповые интересы (круговая порука), политически заангажированы, не желают признавать свои ошибки и, как следствие, отстаивают «устаревшие» представления в ущерб новой истине, которую несёт именно их теория.
Часть ненаучных концепций получили название паранаука.
Зарубежный социолог У. Ламберт рассматривал религию нового времени и определял паранаучность как новую форму религиозности, которая не основывается ни на сверхъестественном откровении, ни на личном специфическом опыте, а на опыте, который доступен всем и каждому. Возможно ли отнести паранаучные организации к сфере религиозного как новой форме религии или же эта форма хоть и носит статус «паранаучности», исходит от самой науки и религиозной не является, т.к. использует научные методы познания области паранормального?
Паранаука как форма знания важна для понимания проблемы. А.А. Ивин отмечает, что все многообразные теоретические исследования можно разделить на научные, паранаучные и псевдонаучные. Под паранаукой понимается «все многообразие сопутствующих науке теоретических течений и направлений, существующих за пределами науки, но связанных с нею определенной общностью проблематики или методологии». Наука разнообразна и поначалу некоторые идеи могут не соответствовать научному методу, т.е. не очень тщательно быть обоснованными, противоречить известным, хорошо проверенным фактам. Предположительно со временем такие системы идей будут адекватно обоснованы и согласованы с имеющейся научной базой и войдут в состав науки. Однако за последние 300 лет с помощью научного метода были достигнуты впечатляющие успехи в самых различных областях знаний, огромное количество фактов были эмпирически доказаны, однако же те гипотезы, которые выдвигают представители паранаук за достаточно немалое количество лет так и не были доказаны, чем вызывают недоверие, сомнение.
Парапсихология – типичный пример паранауки. Она занимается изучением необычных феноменов предвидения, телепатии, левитации, которые представляются не подпадающими под обычное физическое или психологическое объяснение. К парапсихологии также относятся исследования, связанные с другими областями психологии: трансперсональную психологию, изучающую трансцендентальные или духовные аспекты человеческого разума, а также аномальную психологию, исследующую не поддающиеся объяснению верования и субъективные аномальные события в традиционных психологических условиях.
Большинство учёных считают парапсихологию псевдонаукой, поскольку за более чем столетие исследований в рамках этой дисциплины не представлено ни одного приемлемого доказательства существования заявляемых психических способностей. На мой взгляд, парапсихологию действительно нельзя отнести к научному знанию, так как ее предмет не поддается эмпирическому доказательству, это лишь некоторые предположения, домыслы, представляющиеся мне весьма сомнительными.
К псевдонауке А.А. Ивин относит идеи и подходы, которые в принципе не совместимы с научным знанием. Они сильно противоречат научному подходу, используют иные категории, «пренебрегают» принципами научного обоснования и научной критики. Распространенными примерами псевдонауки являются хиромантия, физиогномика, френология, астрология. Наука и псевдонаука не противоречащие, а противоположные понятия. Псевдонауки, по мнению автора, не просто бесполезны, но и вредны, потому что создают видимость понимания и обоснованности тех явлений, которые не могут быть объяснены и обоснованы. Представители паранаучных организаций считают, что занимаются научной деятельностью, хотя и отдают себе отчет в том, что она не признается как наука.
Многие направления, рассматриваемые в паранаучных организациях, имеют место в новых религиозных движениях (буддизм, нью эйдж, Общество сознания Кришны), но паранаучные организации не рассматриваются представителями религии как религиозные, можно предположить, что данные организации – это «один из шагов на пути объединения науки и религии», о чем говорили представители религии.