Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:20, диссертация
Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что за последние тридцать лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом и в военной психологии. Ее перемещение в центр психологической проблемы объясняется недопониманием и неделовыми отношениями среди коллег военнослужащих, в большем случае между «начальником» и «подчиненным».
Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что за последние тридцать лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом и в военной психологии. Ее перемещение в центр психологической проблемы объясняется недопониманием и неделовыми отношениями среди коллег военнослужащих, в большем случае между «начальником» и «подчиненным».
Цель статьи - показать один из видов коммуникативного процесса возникающих между военнослужащими одного подразделения.
Задачей статьи является раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе воинской коммуникации и коммуникации между военнослужащими в одном подразделении.
В свое время Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». Без преувеличения, навык эффективного общения с людьми – один из самых главных факторов успеха в любой сфере современной жизни.
На основании написанных работ многими авторами по психологии общения можно сделать вывод, что общение в той или иной сфере деятельности и в общественной жизни в целом занимает одну из главной роли для успешной работы и существования.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
На практике часто путают или отождествляют два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.
Учитывая сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру. Характеризовать структуру общения в воинской дисциплине мы будем путем выделения его видов.
. Назовем основные из них.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.
Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.
Характер служебного общения определяется принципом строгой субординации отличается категоричностью, краткостью, реализацией уставных категорий, понятий и терминов. Его главным содержанием являются проблемы организации служебной, вахтенной, боевой и другой деятельности военнослужащих, боевой учебы, воинской дисциплины и др. В таком общении основное условие успеха офицера заключается в произведении впечатления грамотного, знающего дело человека.
Военнослужащий включает
в собственную систему
Итак, механизм принятия приказа во многом определяется искусством командира донести до подчиненного положительную для него установку, которая усилит аттракцию между ними, для этого командиру необходимо пользоваться невербальными средствами коммуникации. Это приводит к возникновению новых ценностных ориентации военнослужащего в сторону задач, решаемых в процессе воинского труда, и усиливает конгруэнтность (совмещение) задач военной службы и личных интересов. В результате принятия подчиненным ценности, содержащейся в убеждающем воздействии, достигается цель управленческого воздействия.
Технология убеждающего воздействия по своей сущности выражает системное управленческое воздействие одного военнослужащего на другого. Которое достигается применением взаимосвязанной последовательности приемов техник методов невербального общения для обеспечения наиболее эффективного решения задач военной службы. Такая технология должна отвечать требованиям высокой унифицированности, экспансивности (быстрая и широкая распространяемость), продуктивности, практической целесообразности и доступности.
Информация о работе Навыки иведения эффективной коммуникации