Некоторые черты испанского менталитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:05, реферат

Описание

Образ солнечной Испании ассоциируется у многих европейцев с огненным фламенко и корридой, сиестой и изумрудными виноградниками, кострами инквизиции и безудержным весельем фиесты, шедеврами Дали и каравеллами Колумба, с вечными образами Кармен, Дон Кихота и Дон Жуана. Несмотря на сложное административное деление Испании (17 автономных регионов с яркими самобытными традициями) и четыре официальных языка, всё же возможно выделить общие черты испанского менталитета, объединяющие кастильцев и каталонцев, басков и арагонцев, андалусийцев и валенсийцев.

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ИСПАНЦЕВ.docx

— 22.16 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Исторический  факультет

Кафедра истории Нового и Новейшего времени 
 
 
 
 
 

Реферат по психологии на тему

«Некоторые  черты испанского менталитета» 
 
 
 

                                                                                                                        Студента II курса

                                                                               Абрамова Виктора Андреевича  

                                                                                                            Преподаватель

                                                                              Макаров Владимир Кириллович          

                                                                           

                                                                       

                                                                   
 

Санкт-Петербург

2009

НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ИСПАНСКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Образ солнечной Испании ассоциируется  у многих европейцев с огненным фламенко и корридой, сиестой и изумрудными  виноградниками, кострами инквизиции и безудержным весельем фиесты, шедеврами  Дали и каравеллами Колумба, с  вечными образами Кармен, Дон Кихота и Дон Жуана. Несмотря на сложное административное деление Испании (17 автономных регионов с яркими самобытными традициями) и четыре официальных языка, всё же возможно выделить общие черты испанского менталитета, объединяющие кастильцев и каталонцев, басков и арагонцев, андалусийцев и валенсийцев.

Для правильного  понимания национально-психологических  особенностей испанцев следует принять  во внимание, что их страна расположена  в отдаленной части Европы, развивалась  в своеобразной физико-географической среде, прошла длительный путь исторического  и социально-политического развития, а население ее складывалось из большого числа этнических элементов в  длительной борьбе с иноземными захватчиками. 
Испанцы осознают себя представителями бывшей великой империи, определявшей длительное время международную политику. Для них свойственна психологическая обращенность в славное историческое прошлое, когда Испания, изгнав врагов-язычников со своей территории, стала державой, открывшей Америку и начавшей ее колонизацию.
В различные периоды страна была отрезана от всего мира. Арабская культура оставила стране огромное наследие - особенно на юге, где мавры в течение более семи столетий оставались непокоренными. Говорили, что Африка началась на юге Пиренеев. Знаменитая испанская гордость, чувство юмора и machismo ведут начало именно с того периода. Борьба за власть между различными претендентами была причиной завоевания Испании на многие годы, а страх Церкви перед ересью не давал пробиться новым взглядам и идеям. В ХХ веке Франко, установив диктатуру, также отгородил страну от остального мира, однако уже в это время началось постепенное переосмысление общественных ценностей; этот процесс продолжается и по сей день. Сотни тысяч людей были вынуждены покинуть сельскую местность и отправиться в города на поиски работы. Многие испанцы эмигрировали во Францию, Германию и Швейцарию и, находясь далеко от своей родины, они пересматривали свои взгляды. Затем в страну устремилось все возрастающее число туристов. Наряду с деньгами они привозили в Испанию идеи материализма и демократические ценности Северной Европы.

Важнейшими  особенностями национальной психологии испанцев являются их неприхотливость  относительно материальных условий  жизни, ориентированная на приоритет  духовных и идеальных ценностей  и дополнявшаяся во все времена  культивированием в обществе набожности, религиозности, духа благородства, чести и доблести. Испанцам нравится риск - они восхищаются теми, кто рискует жизнью на арене для боя с быками (Впрочем, в 21 веке, согласно статистическим данным, 80% испанцев не любят корриду, считая, что коррида - жестокость).

Своеобразно отношение испанцев к любой работе. У них сформировалось устойчивое предубеждение по отношению к  напряженной трудовой деятельности, основывающееся на представлениях о  ее несовместимости с благородством  и достоинством человека. Нужно также  при этом помнить и о присущей испанцам склонности к авантюристическим  способам достижения богатства и  приобретения материальных благ, которая закрепилась во времена покорения и колонизации Америки. Дух поиска приключений стал неотъемлемой чертой национального сознания испанцев. 
Для представителей испанской нации является типичным преобладание духовности и эмоциональности над логикой и рационализмом. Соотношение этих качеств в комплексе с другими причинами обусловило культурное богатство и относительную научную бедность Испании. Эти же причины явились источником творческих успехов испанцев в литературе, поэзии, драматургии, живописи.

Средиземноморский климат Испании также оказывает  существенное влияние на формирование характера испанцев, их менталитет. Летняя жара не располагает к работе, а прохладные вечера, напротив, приглашают выйти на улицу и насладиться  жизнью. Как и во многих других странах, чем дальше на юг, тем меньше суеты в жителях.

Испанский философ и культуролог Сальвадор  де Мадариага считал, что основной принцип испанского характера – «el honor» (в переводе с испанского языка – «честь»). Однако, в отличие от китайцев или, например, англичан, для которых «потеря лица» так же недопустима, у испанцев доминирует не воля или рассудок, а моральная интуиция и страсть. По мнению Мадариаги, основной жизненный принцип англичан - делать вещи, для француза - жить, значит познавать вещи, испанцы же живут, реализуя свою энергию в страстных порывах. Для испанца жизнь – драма, где роль главного героя играет он сам, соответственно личный опыт, симпатии, привязанности приобретают большую значимость, чем абстрактные идеи и принципы.                                                                     

Важнейшими  национально-психологическими особенностями  испанцев являются непредусмотрительность, отсутствие привычки к долгосрочному  планированию действий и перспективному прогнозированию развития происходящих событий. Это качество гармонично сочетается с неприхотливостью испанцев, их безразличием к материальным условиям своего существования, а также с эмоционально-волевым  динамизмом, быстрой сменой объектов внимания и деятельности, спонтанностью  решений, принимаемых под влиянием сиюминутных настроений. Непредусмотрительность испанцев дополняется их консерватизмом, выражающимся в стремлении сохранить  без изменения существующее положение дел, в настороженном отношении к нововведениям, в приверженности старым традициям, устоявшимся принципам жизни и деятельности.

Испанцам  свойственна непродолжительность  волевых усилий, обусловленная быстрой  сменой эмоциональных состояний, реактивным переходом внимания с одного объекта  на другой, что особенно ярко проявляется  в их трудовой деятельности. В то же время это не означает, что  представители испанской нации  не способны прилагать длительные усилия ради достижения целей, представляющих для них большой интерес. В  области межличностных отношений  характерная для испанцев непродолжительность  волевых усилий в сочетании с  другими качествами находит свое выражение в их личной необязательности. 
Для испанца в повседневной жизни нехарактерна чрезмерная эмоциональность и впечатлительность. Вместе с тем в определенных ситуациях он эмоционален до предела. Однако всплеск эмоций затухает столь же быстро, как и возникает. Процесс протекания эмоциональных состояний и переживаний у испанцев носит пикообразный характер, что гармонирует с непродолжительностью их волевых усилий и сочетается с азартностью.

Испанцам  присущ благородный стиль поведения, выражающийся в обостренном чувстве  личного достоинства, гордости, в  поступках, манере общения, свойственных скорее грандам и королям, чем  обычным людям. Примеры этого  так многочисленны в повседневной жизни испанцев и столь типичны  для людей из самых разных социальных групп и слоев общества, что  можно говорить о традиционном стиле  жизни и поведения, который вряд ли встречается в подобном виде у  народов, не имеющих общих этнических корней с испанцами.

«Бог знает, как и чем живут люди на этой каменной почве, а кажется, у них только и дела, что петь, танцевать, играть на гитаре, нисколько не заботясь о том, что в других странах называется жизнью».  
Такой фразой охарактеризовал испанский менталитет известный русский литературный критик, переводчик, автор труда «Письма об Испании» В. П. Боткин.

Для испанского общества характерно и такое социально-психологическое  явление, как игуалитаризм, суть которого заключается в принятом в этой стране формальном уравнивании людей с разным социально-экономическим положением, но одинаково знатным происхождением. Испанцам присущ и ярко выраженный индивидуализм, главным содержанием 
которого является не абсолютизация позиции одного человека в противовес другим и всему обществу в целом, а постоянное стремление показать себя личностью с большой буквы, непременное подчеркивание своей значимости и индивидуального достоинства. В целом можно говорить о недостаточном чувстве коллективизма испанцев и их обостренном самолюбии. Отношение испанцев к окружающей действительности формируется исходя из позиции «Я и мир», в центре внимания всегда находится сам испанец с его богатой шкалой ощущений, его близкие, друзья и только затем – страна и образ человечества в целом. Все это приводит к тому, что в отношениях между собой они зачастую испытывают зависть, если ощущают чье-либо превосходство. К проявлениям индивидуализма следует относить и определенное недоверие испанцев друг к другу. Такой стиль их межличностного взаимодействия резко контрастирует с отношением к иностранцам, при общении с которыми испанцы проявляют истинное дружелюбие и образцовое гостеприимство.

Однако  испанцы очень общительны, и, как греки, они проводят массу времени в общественных заведениях (барах, ресторанах, кофейнях и т.д.), для них это самая удобная среда для встреч с друзьями, близкими или коллегами, дающая возможность максимального эмоционального самовыражения.

Не стоит  ждать немецкой пунктуальности от испанцев, их шкала ценностей не включает точность и обязательность. Испанцы не выносят  ограничения личной свободы, даже если это может принести весомую прибыль. В Испании никто никуда не спешит и никого не торопит. Если попытаться напомнить о давно запланированном  деле, испанцы дадут вполне традиционный для них ответ: «маньяна» (по-испански manana), что в таком контексте может означать «завтра» или «как-нибудь», «при случае». Причем, подобный стереотип поведения абсолютно не зависит от социального положения.

Контрастируя  со сдержанными англичанами и  голландцами, темпераментные испанцы  открыто демонстрируют свои чувства  и эмоции с помощью выразительной  жестикуляции, громкого голоса, живой  мимики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вунд В. Проблемы психологии народов. СПб., 2001
  2. Крысько В. Г. Этническая психология. М., 1992
  3. Фетисов И.В. Особенности национальной психологии испанцев. М., 1995.

Информация о работе Некоторые черты испанского менталитета