Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:48, статья
Изобразительная деятельность является одной из самых любимых и интересных видов деятельности дошкольников. Именно через рисунок ребёнку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, выразить своё отношение ко всему, что его окружает. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Нетрадиционные техники изобразительного творчества.
Введение.
Изобразительная деятельность является одной из самых любимых и интересных видов деятельности дошкольников. Именно через рисунок ребёнку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, выразить своё отношение ко всему, что его окружает. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Карандаш, фломастер, краски становятся объектом изучения малыша гораздо раньше, чем пластилин или бумага. Наравне с рисованием только конструирование из строительных наборов вызывает повышенный интерес у ребенка раннего возраста. И несмотря на то что в раннем детстве дети способны создавать пусть элементарные, но интересные аппликационные и пластические образы, работа с бумагой¸ пластилином далеко не всегда захватывает малыша. Чаще он просто экспериментирует с этими материалами, чем пытается что-то изобразить с их помощью. Для него эти виды творчества носят скорее познавательный и развивающий характер, чем изобразительно-выразительный. Поэтому рисование не только первооснова в открытии ребенком изобразительного мира, но и база для освоения других видов изобразительной деятельности.
Порой педагоги сами того не осознавая, ограничивают проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности использование , Используя нетрадиционные техники в рисовании, детям не навязывается своя точка зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Нередко воспитатели сталкиваются с такой проблемой, как отказ детей от занятия рисованием. Дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в возрасте четырех лет, когда навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. А ведь главное в работе педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Оригинальное рисование привлекает детей своей простотой и легкостью. Отсутствие шаблонных действий даст возможность в каждом ребенке развить творческую личность, научит креативно мыслить, вызовет только положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования.
Техники рисования.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ. В узком смысле понятию техника соответствует прямой непосредственный результат работы художника специальными материалами и инструментами. Под техникой рисунка предлагается понимать владение материалами, инструментами; способы их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их согласованную деятельность.
Такие художественные материалы как акварель, гуашь, фломастер, карандаш, пастель обычно используются на занятиях изобразительной деятельности. Эти материалы являются традиционными, привычными, их постоянно используют на занятиях с детьми. Это классические техники, они определены в соответствии с используемым материалом.
Есть и такие художественные материалы, которые либо совсем не используют или используют редко. Например: восковые мелки, свечка, пищевая пленка, засушенные листья, соль, манная крупа, мыло, нитки, клей. Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычным материалом, помогающим ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.
Виды и техники
нетрадиционного рисования
материалами.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Монотипия.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. (с раннего возраста).
Диатипия.
На лист бумаги наносятся цветные пятна, листок прикладывается к другому, разглаживается и в определенном направлении отрывается от основного. На не сенные таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости. (с раннего возраста).
Акватипия.
На обработанный лист оргстекла наносится краска (акварельная), замешанная с мылом. На подсыхающую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдернуть лист по стеклу – оттиск получится интереснее. Полученное изображение доводится до определенного образа. ( используется с раннего возраста).
Кляксография.
Ребенок зачерпывает разведенную с водой гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Можно подуть на кляксу, потрясти лист, можно сверху капнуть другим цветом. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. ( с 2-3 лет).
Линотипия (цветные ниточки).
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. ( с раннего возраста).
Рисование по мятой бумаги.
На смятую в комок бумагу наносят цветные пятна, затем аккуратно расправляют. При при раскрашивании в местах сгибов краска становится более интересной, темной. Проявляется так называемый эффект мозаики. ( с раннего возраста).
Рисование двумя красками.
На кисточку одновременно набрать две краски. Например, на весь ворс – серая, а на кончик белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения.
Рисование двумя кисточками.
Краску наносят на две кисточки, затем кисти берут в одну руку, мазок выполняется двумя кистями одновременно, что позволяет передать элементарный объем. (с 2 – 3 лет).
Рисование по фольге.
На плотную фольгу с
помощью старых ручек нанести
изображение путем штрихования,
точечного рисования и
Граттаж (цветная восковка).
Способ получения изображения: ребенок плотно раскрашивает свечой плотный лист бумаги. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. ( с 3 лет).
Рисование цветными мелками.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. ( с раннего возраста).
Пальцеграфия.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. (возраст – любой).
Силуэтное рисование.
Изображение выполняется одним цветом, контрастным по отношению к фону. Рисунок получается из пятна, которое дорисовывается путем добавления деталей до получения целостного силуэта. ( с раннего возраста).
Невидимые картинки.
Картинки получаются после дорисовывания каракуль, получившихся в результате рисования с закрытыми глазами. ( с раннего возраста).
Набрызг.
Получение изображения путем распыления краски с помощью зубной щетки. Набрызг используется как самостоятельная техника, так и в комплексе с другими. ( с 2-3 лет).
Печатки и штампы.
Способ получения изображения:
ребенок прижимает печатку к
штемпельной подушке с краской
и наносит оттиск на бумагу. Для
получения другого цвета
Тампонирование.
Способ получения изображения: ребенок прижимает трафарет к бумаге, и заполняет его краской с помощью тампона или губки. (с раннего возраста).
Рисование солью.
Выполнить фон, на который насыпась соль. Соединяясь с краской, соль оставляет белый ореол, который может создавать эффект падающего снега. ( для всех возрастов начиная с раннего).
Рисование манкой.
Манкой посыпают подготовленный фон. Формируется фактурное пятно. ( с 2 лет).
Рисование зубной пастой.
Зубная паста выступает в качестве красящего вещества. Зубную пасту наносят на небольшой кусок бумаги, после чего прикладывают к основе, затонированным цветом. Оттиск зубной пасты создают интересные фактуры. ( с раннего возраста).
Тычок жесткой полусухой кистью.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. (возраст – любой).
Рисование восковой стружкой.
Стружку раскладывают хаотично на листе бумаге, накрывают чистым листочком, который проглаживают теплым утюгом. В результате восковая стружка расплывается, образую цветовое пятно, которое вследствие можно дорисовать до образа. (возраст – старший дошкольный).
Заключение.
Использование нетрадиционных техник в рисовании очевидно, так как нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько краски.
Нетрадиционные техники рисования оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка с ограниченными возможностями заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.
Использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Так же вышеописанные полезны и для взрослых людей, так как они не только активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое воздействие.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.