Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:00, реферат
Подсистемы невербального общения. Общее представление об языке телодвижений.
Качество присутствия и элементы невербального общения.
внимателен к вашим чувствам”.
Хорошие консультанты часто
особых ситуаций. Это вовсе не значит, что при этом они не активны. Наиболее
полезным средством для сосредоточения внимания на текущем моменте является
молчаливое фокусирование с целью услышать эхо - эхо внутреннего отклика
как клиента, так и консультанта. Молчание также может быть использовано как
средство усиления происходящего, например, усиления определённых защитных
механизмов и паттернов поведения, чтобы затем, когда они станут более
выраженными, сделать их очевидными для клиента. Также можно говорить о
молчаливой заботе. Такое молчание имеет место, когда нет подходящих слов
для отклика на переживания клиента, например, на чувства, связанные с
болезненным опытом утраты. В такой ситуации переживание и выражение чувств
важнее всего. В данном случае молчание, прежде всего, передаёт сострадание.
Вышеперечисленные элементы
важными составляющими человеческого общения, постижение которого может
стать “царской дорогой” к внутренней жизни клиента, а также в ваш
собственный внутренний мир. Невербальные проявления более спонтанны, чем
вербальные, и их труднее контролировать. Для консультанта важно уметь
“читать” как невербальное поведение клиента, так и собственные невербальные
проявления. Отслеживание невербальных проявлений в ходе беседы позволяет их
исследовать и выявлять скрытое в них значение. Так, например, если по мере
того, как клиент говорит, вы чувствуете возрастание скованности и
напряжения в теле, вы можете спросить себя: “ Что вызвало мою тревогу?...
Какое невербальное послание я передаю сейчас клиенту?” Ваши скрытые
сообщения могут быть очень важной информацией о ваших отношениях, поэтому
поиск ответов на вопрос - “Что именно вы неосознанно хотели сообщить
клиенту, и почему эти сообщения не могут быть выражены вами открыто?”
является важной составляющей профессиональной рефлексии. Чем раньше
консультант осознает собственную невербальную реакцию, тем больше у него
времени для её понимания и возможности для сохранения контроля над ней. Так
например, если клиент сказал или сделал что-то, что вызвало у вас
враждебность, следует попытаться контролировать внешнее выражение агрессии
и некоторое время порефлексировать о произошедшем. Стремление понять
источники вашей агрессии и размышление о том, уместно ли её проявлять,
позволяет в некоторой степени отстраниться от эмоции, а значит, и
удержаться от её выражения. В обращении с внутренними реакциями консультант
сталкивается
с противоречивыми
чувствам и вместе с тем воздерживаться от их внешнего выражения. Это
трудная, но заслуживающая усилий задача.
Помимо того, что невербальное поведение само по себе является каналом
коммуникации, через невербальные проявления (мимику, жесты, телесные
движения и т.д) консультант может осознанно или неосознанно дополнять и
модифицировать своё вербальное сообщение. Кнап выделил следующие виды
невербальных проявлений:
(1) Подтверждение и повторение. Невербальное поведение может
подтверждать и повторять то, что было сказано словами. Например, если в
ответ на выражение клиентом болезненных чувств, связанных с воспоминанием
ситуации из прошлого, консультант медленно кивая головой, с сопереживающим
выражением лица говорит: “Я понимаю, как тяжело вам было в тот момент”, то
он невербально подтверждает сообщение сочувствия и понимания.
(2) Отрицание или запутывание.
Невербальное поведение может
или запутывать вербальное сообщение. Если консультант в ответ на обращённый
к нему вопрос клиента “Кажется, я задел вас своей критикой?” дрожащим
голосом отвечает, что он не расстроен и при этом отводит взгляд, избегая
визуального контакта, то его невербальное послание отрицает сказанное им.
Примером запутывания можно считать ситуацию, когда человек говорит, что он
злится на кого-то, но при этом улыбается. В таком случае невербальная
реакция запутывает другого. Улыбка в данной ситуации может означать “Я зол
на тебя, но опасаюсь, что ты от меня отдалишься” или “Я зол, но мне очень
некомфортно говорить об этом”.
(3) Усиление и акцентирование. Невербальное поведение может усиливать
и акцентировать сказанное, то есть увеличивать интенсивность сказанного и
придавать ему ту или иную эмоциональную окраску. Например, если консультант
предлагает клиенту обсудить какой-то вопрос с женой, он может ответить: “Я
не могу даже представить себе этого”, закрывая при этом глаза руками. Или,
например, если консультант отказывает в совете клиенту, пытающемуся в
очередной раз переложить ответственность на его плечи, и при этом
пристально смотрит на него хмурым взглядом, то он даёт понять клиенту, что
он решительно настроен, сердит и готов к конфронтации.
(4) Контроль и регуляция.
регуляции и контроля над тем, что происходит в процессе взаимодействия, для
контроля над поведением другого. Например, нахмуренные брови одного из
участников беседы могут служить для говорящего сообщением о том, что его
мысль не вполне понятна, что он нуждается в пояснении. И, наоборот, кивки
консультанта свидетельствуют о последовательном понимании речи клиента.
Таким образом, осуществляется регуляция темпа рассказа. А посредством
отклонения тела консультант может сообщить клиенту о нежелании углубляться
в какую-то тему, например в связи с тем, что он не знает, как реагировать и
уровень тревоги становится слишком высоким.
В заключение хочется заметить, что все эти, способствующие высокому
качеству присутствия специфические умения, несмотря на их очевидную
простоту, требуют достаточно большого времени для их практического
освоения. И хотя профессиональный тренинг навыков невербального общения
может дать хороший результат, постоянная демонстрация, с помощью выше
приведённых умений, внимательности, заботы и чувствительности, то есть
вовлечённости в контакт с клиентом - это весьма сложная задача, которая
может быть решена только тогда, когда они станут расширением человеческих
качеств консультанта, реализацией его личных ценностей, а не только
составляющими
технологии психологической помощи.
Список использованной
1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
2. Бороздина
Г.В. Психология делового
Глава 7. Имидж делового человека.
3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.
4. Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/1978.
5. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997. С.164 сл.
6. Лабунская.В.А/Экспрессия человека: общение и межличностное познание.
“Феникс”. Ростов-на-Дону.1999.
7. Лобанов
А.А. Основы профессионально-
Петербург, 2000;
8. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности
// Психология личности. - М., 1982.