Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:21, реферат
Невербальное общение присуще не только людям, но и животным. Хозяин без труда понимает, что хочет его собака. Собака же предугадывает многие поступки хозяина (когда он идет гулять с ней или отправляется на улицу без нее). Но у животных, живущих в одиночку, данная форма общения развита плохо или отсутствует вообще. К примеру, добродушный с виду медведь, может отвесить оплеуху дрессировщику.
Введение
1. Виды невербального общения
2. Голос
3. Внешний вид
4. Визуальный контакт
5. Выражение лица (мимика)
6. Жесты
7. Поза
8. Межличностное пространство
9. Рукопожатие
10. Объятия
11. Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Виды невербального общения 2. Голос 3. Внешний вид 4. Визуальный контакт 5. Выражение лица (мимика) 6. Жесты 7. Поза 8. Межличностное пространство 9. Рукопожатие 10. Объятия 11. Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям. Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны. Невербальное общение состоит из тона голоса, интонации, тембра, высоты, внешнего вида, позы, выражения лица, походки, глубины и скорости дыхания, поведения. Мимика, интонация, жесты – наиболее важная часть общения. Зачастую, с помощью этих средств, можно сказать больше, чем словами. А. Пиз пишет, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств( в том числе тог голоса, тембр и т.п.) – 38%, невербальным общением – 55%. То есть, важно не что мы говорим, а как мы это делаем. Невербальное
общение возникает Невербальное общение – наиболее древняя форма коммуникации. Невербальное общение присуще не только людям, но и животным. Хозяин без труда понимает, что хочет его собака. Собака же предугадывает многие поступки хозяина (когда он идет гулять с ней или отправляется на улицу без нее). Но у животных, живущих в одиночку, данная форма общения развита плохо или отсутствует вообще. К примеру, добродушный с виду медведь, может отвесить оплеуху дрессировщику. Невербальное общение менее упорядочено, чем вербальное: нет общепринятых словарей, правил компоновки жестов, с помощью которых мы можем однозначно передать свои чувства. Часть
невербального общения Есть первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика, и вторичные – азбука Морзе, музыка, языки программирования. Существует ряд подходов к невербальному общению: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Наиболее древнее направление изучения невербального общения – изучение его в связи с речевым поведением человека. Подход
к невербальному общению Термин
«экспрессия» переводится на русский
язык как выразительность, яркое
проявление чувств, настроений. Экспрессия
толкуется также как Экспрессивность означает степень выраженности того или другого чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. В отечественной психологии принят термин «выразительность движения», который используется для того, чтобы отделить от других видов движений движения, выполняющие функции выражения во внепсихологических, личностных особенностей человека. В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своеобразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д. В
рамках психологии экспрессивного или
невербального поведения в В
каждой из этих областей ставятся задачи
определить степень устойчивости взаимосвязей
между экспрессивным Слова хорошо передают логическую информацию. Но чувства лучше передаются не вербально. Согласно исследованиям, 93% информации, передающейся при эмоциональном общение, проходит с помощью невербальных средств коммуникаций. Невербальное общение сложно поддаётся контролю: даже профессиональным артистам нужно входит в образ, перевоплощаться, что является очень сложным творческим процессом. Поэтому невербальное общение надежнее вербального. Но человек никогда не сможет полностью его контролировать – оно состоит из множества параметров, а наш мозг может удерживать не более 5-7 факторов. Невербальное
общение спонтанно и С помощью него человек может: -подтверждать
/опровергать словесную -передавать
информацию сознательно/ -выражать эмоции, чувства; -восполнять недостаток слов (например, при обучение езде на велосипеде). Невербальное
общение помогает составить более
точный образ собеседника, а для
людей, владеющих им, помогает создать
о себе нужное впечатление. ВИДЫ
НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Невербальное общение – вид общения без использования слов. Оно играет большую роль в обмене эмоциями, как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и дрессированными животными. Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения. Его составляют: · голос, песня, · внешний вид, одежда, поза · выражения лица, улыбка, взгляд, · движения, · танец, походка · жесты, · кивок и мотание головой, покачивание конечностями, направление конечностей, имитация некоторого поведения (например, качание двумя направленными вниз пальцами напоминает идущее ноги); · аплодисменты; · прикосновения; · рукопожатие; · объятия; · поведение, действия: уверенность, осторожность, безразличность, агрессивность; · мимика – подражание поведению · межличностное пространство ·
флирт ГОЛОС Голос – это звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые связки вибрируют и создают звуковые волны в проходящем через них воздухе. В
голосовой аппарат человека входят
ротовая и носовая полости
с придаточными полостями, глотка, гортань
с голосовыми связками, трахея, бронхи,
легкие, грудная клетка с дыхательными
мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной
полости. Центральная нервная система
организует их функции в единый,
целостный процесс Существует непосредственная взаимосвязь между голосом и слухом: голос не может развиваться без участия слуха, слух не может развиваться без участия голосовых органов. У глухого голос не функционирует, т. К. нет слуховых восприятий, и, соответственно, стимуляции речедвигательных центров. Голосом человек способен производить огромное множество самых разных звуков, часто довольно сложных. В речи едва заметное изменение в технике произнесения, во взаиморасположении частей голосового аппарата может создать совершенно иной по смыслу, значению звук. С помощью одной только интонации голоса в речи можно передать вопросительный характер высказывания, не используя какие-то дополнительные грамматические средства. По тону, интонации, с которой была высказана просьба, можно сказать, насколько важна эта просьба для говорящего, и является ли это просьбой сделать дружеское одолжение или скорее похожа на приказ. Например, выражение «Извините» может быть произнесено с множеством различный интонаций и иметь, соответственно, совершенно разный смысл: это может быть просьба о прощении, а может значить: «Я имею право сделать это, даже если Вам это не нравится». В голосе выражается эмоциональное состояние человека: рассерженость, удивление, радость и т. П… Певцы используют голос как музыкальный инструмент для исполнения музыки. Голос человека – сложный инструмент. Люди имеют голосовые связки, которые могут растягиваться и сжиматься, менять свою толщину; человек может произвольно менять давление воздуха, интенсивность воздушного потока, подаваемого на голосовые связки. Форма грудной клетки, гортани, положение языка, степень натяжения других мышц может изменяться. Результатом любого из этих действий будет изменения в высоте, силе, тембре, эмоциональной окраске извлекаемого звука. Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечет частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения. Тон голоса – особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Один известный психиатр часто спрашивает себя: «Что говорит голос, когда я кончаю слушать слова и слушаю только тон?» Чувства находят свое выражение независимо от значения слов. Можно ясно выразить чувства даже при чтении алфавита. Легко распознаются гнев и печаль, нервозность и ревность относятся к тем чувствам, которые распознаются труднее. Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом. Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но более в широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Скорость речи также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Так неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть. Важно
также помнить значение междометий,
вздохов, нервного кашля, фырканья и
т.п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки
могут означать больше, чем слова. ВНЕШНИЙ
ВИД Внешний вид – то, как другие люди видят и воспринимают другого человека. Это важная часть невербального общения. Внешний вид человека начинает говорить прежде, чем заговорит сам человек. Например, излишняя озабоченность внешностью, как и пренебрежение к ней, обычно говорят не в пользу человека. Однако чтобы извлечь максимальную пользу из невербального общения, нужно оценивать людей стразу по нескольким критериям. Так, черная одежда может говорить о мрачном настроении, трауре, но она может выражать и сосредоточенность на работе, и готовность к флирту, и многое другое. Также, яркие цвета отнюдь не обязательно говорят о жизнерадостном настроении. Хороший внешний вид сильно зависит от характеристик: · опрятный и чистый внешний вид · свободное естественное поведение · грамотная речь · достойные манеры · спокойная реакция на похвалу и критику · харизма. Одним
из невербальных средств получения
информации является также и наша
одежда. В одежде и в том, как
человек хотел бы выглядеть, проявляется
та роль, которую он хотел бы играть
в обществе, и его внутренняя позиция.
Крылатое выражение "По одежке встречают..."
подразумевает, что человек, его
внутренняя сущность таковы, какова его
одежда. Одежда является некой условностью.
Разъяснение может дать не мода, а направление
стиля и его уровень. ВИЗУАЛЬНЫЙ
КОНТАКТ Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора ли после нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге. Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение или воспринимается как вмешательство в личные переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно воспринимается как признак враждебности. Необходимо
знать, отдельные аспекты Визуальный
контакт помогает регулировать разговор.
Если говорящий то смотрит в глаза слушающего,
то отводит глаза в сторону, это значит,
что он еще не закончил говорить. По завершении
своей речи говорящий, как правило, прямо
смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая:
«Я все сказал, теперь Ваша очередь». ВЫРАЖЕНИЕ
ЛИЦА (МИМИКА) Выражение лица – главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции – счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции – печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека ассиметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по разному. Недавние исследования объясняют это тем, то левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения. Особенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы – сомнение и сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимика и поведения зависят от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Поскольку улыбка может отражать разные мотивы, следует бы осторожным в истолковании улыбки собеседника. Однако чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность в одобрении и почтении перед начальством. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиняться, в то время как улыбка с опущенными бровями выражает превосходство. Лицо
экспрессивно отражает чувства, поэтому
говорящий обычно пытается контролировать
или маскировать выражение Часто можно слышать фразу – по глазам прочитал. Исследователи считают, что с помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческого общения, поскольку они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо. При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от смены отношения к беседе. Если человек возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза против нормального состояния. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться, при этом получаются как бы «змеиные глаза». Когда Вы разговариваете с людьми или ведете переговоры, смотрите в зрачок человеку, и зрачок расскажет вам о мыслях собеседника. Ели человек несчастен или скрывает что-то, его глаза встречаются с вашими менее, чем одной трети времени общения. Если глаза человека встречаются с вашими более двух третей времени общения, а зрачки расширены, это означает, что вы нравитесь. Если же зрачки сужены, это означает негативное отношение к Вам. Но важны не только долгота и частота взгляда, но и та географическая площадь лица и тела, на которую направлен взгляд, так как это влияет на исход переговоров. Требуется долгая практика общения с людьми для того, чтобы эффективно применять язык телодвижения и улучшить характер общения с другими людьми. Деловой взгляд. Ведя деловые переговоры, представьте, что на лбу Вашего собеседника находится треугольник. Направив взгляд на этот треугольник, Вы создадите серьезную атмосферу, и Ваш собеседник почувствует, что Вы настроены по-деловому. При условии, что ваш взгляд не опускается ниже глаз собеседника, Вы сможете контролировать ход переговоров при помощи взгляда. Социальный взгляд. Если Ваш взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Исследования показали, что во время социального общения, собеседники также смотрят в условный треугольник, только в данном случае он находится на линии глаз и области рта. Взгляд искоса. Используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, то означает заинтересованность. Если сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение. Прикрытые веки. Этот жест подсознательный и является попыткой человека убрать Вас из поля зрения, потому что Вы надоели, или стали неинтересными или он чувствует свое превосходство над Вами. Если человек подчеркивает свое превосходство над Вами, его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как взгляд с высока. Если Вы заметили такой взгляд у своего собеседника, учтите, что Ваше поведение вызывает отрицательную реакцию и нужно что-то изменить, если Вы заинтересованы в успешном завершении разговора.
ЖЕСТЫ Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Особое значение имеет это для политика и дипломата, бизнесмена и актера, преподавателя вуза и ведущего телевизионной передачи, судьи и адвоката. Психологи выделяют обычно, во-первых, коммуникативные средства общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства общения, понимая под ними такие, которые «читаются» вторым партнером помимо желания первого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях. Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно поэтому они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания. Невольная брезгливая гримаса, поданная с опозданием рука, нежелание посмотреть вам в глаза – все это подчас скажет вам гораздо больше, чем самые горячие заверения в дружбе или желании сотрудничать. Научившись «читать» жестикуляцию других людей, вы можете распознать, искренни они или лживы, относятся к вам дружественно или враждебно. Нужно также помнить, что и ваши знакомые могут делать подобные наблюдения над вашим собственным поведением. Понимать так называемый body language (язык тела) совершенно необходимо тому, кто по роду своей деятельности должен убеждать в чем-либо своих собеседников, склонять их к совершению определенных поступков, таких как заключение торговых сделок или вложение денег в какие-либо предприятия. Добиться этого вам будет гораздо легче, если удастся внушить к себе симпатию и доверие. Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки (или ноги) обычно указывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости. Стоять, подбоченившись, –признак неповиновения или, наоборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Во время разговоры головы собеседников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головы не всегда означает согласие, оно действительно помогает в беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывает на то, что слушающий хочет высказаться. Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности. ЖЕСТЫ РУК И КИСТЕЙ РУК. Потирание ладоней. С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные ожидания. Скорость,
с которой выполняется этот жест,
сигнализирует о человеке, предполагающем
получить положительные результаты в
данной ситуации. Сцепленные пальцы рук. На первый взгляд это может показаться доверительным жестом, поскольку, когда люди прибегают к нему, они улыбаются, но на самом деле через этот жест выражаются разочарование и враждебность. Исследования, проведенные Ниренбергом и Калеро по изучению жеста сцепленных пальцев рук, позволили им заключить, что этот жест обозначает желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук лежат на столе, на коленях в сидячем положении, подняты на уровне лица или находятся внизу перед собой в стоячем положении. Существует зависимость между положением рук и силой негативного чувства. Шпилеобразное положение рук. «Шпилеобразное»
положение рук часто Этот жест имеет два варианта: руки шпилем вверх (рис. 20) и руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение или полагается на свои идеи, второе положение используется, когда человек не говорит, а слушает. Хотя
в целом шпилеобразный жест расценивается
как положительный сигнал, он может
быть использован как при Закладывание рук за спину. Этот жест считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открывать свои ранимые части тела, такие как желудок, сердце, горло. Жест
«руки в замок за спиной» отличается
от жеста «закладывание рук за
спину с захватом запястья», который
говорит о том, что человек
расстроен и пытается взять себя
в руки. В этом случае одна рука захватывает
запястье так крепко, как будто
она пытается удержать вторую от нанесения
удара. Акцентирование больших пальцев. Выставление больших пальцев рук говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Открытые большие пальцы являются положительным сигналом. Ухаживающий за женщиной мужчина использует этот жест в ее присутствии, а наиболее типичен он для людей, одетых в официальные и престижные одежды. Большие пальцы рук часто выглядывают из карманов человека, иногда даже из задних карманов брюк, чтобы скрыть доминантность человека в данной ситуации. Женщины тоже прибегают к этому жесту. Другой популярный жест – скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами. Этот жест передает двойной сигнал: о негативном или оборонном отношении (скрещенные руки) плюс чувство превосходства. Жест
с акцентированием больших ПОЗА Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. П. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно. Поэтому при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Избегайте надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена общая атмосфера общения. В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая субординация – стремление доминировать или напротив, подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: первый – подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей). О
стремлении к доминированию Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким положением, вероятно, потому, что они больше уверенны в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем под час не прямо, а откинувшись назад или склонившись на бок.) Наклон,
при котором сидящие или Когда
Вы не знаете, в каком положении
ваш собеседник чувствует себя наиболее
удобно, понаблюдайте, как он стоит,
сидит, передвигает стул или как
движется, когда думает, что на него
не смотрят. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
ПРОСТРАНСТВО Другим важным фактором в общении является межличностное пространство – как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравиться, или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг к другу. Однако существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками, он зависит от вида взаимодействия и определяется следующим образом:
Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как чрезмерно удаленное, положение отрицательно сказывается на общении. Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре. Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держаться ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тога как беспокойные, нервные люди держаться от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чьё положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии. На
расстояние между собеседниками
может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется
с высоким положением и властью, поэтому,
когда слушающий садится сбоку от стола,
то отношения принимают вид ролевого общения.
По этой причине некоторые администраторы
и руководители предпочитают проводить
личные беседы, сидя не за своим столом,
а рядом с собеседником – на стульях, стоящих
под углом друг к другу. РУКОПОЖАТИЕ Динамические
прикосновения в форме В деловом разговоре рукопожатие играет очень важную роль как в начале, так и в конце беседы. Но оно используется не только при приветствии. Это еще и символ заключения соглашения. Знак доверия и уважения к партнеру. Таким образом, рукопожатие - очень важное невербальное средство, свидетельствующее о внутреннем состоянии собеседников и их внешней культуре. Рассмотрим наиболее распространенные в деловом мире рукопожатия, каждое из которых имеет вполне определенное значение. Жест, когда рука подается вперед прямо, а кисть служит продолжением линии руки (при этом руки остаются в одинаковом положении), говорит о том, что встретились равные люди, испытывающие друг к другу чувство уважения и взаимопонимания. Рука подается твердо и в тоже время как-то ласково-галантно. Мы чувствуем, что она очень подходит к вашей. Так подает руку уверенный в себе человек, который знает, чего хочет, но может и приспосабливаться к нам. Если
рука подается твердо, но в рукопожатии
есть что-то застывшее, и нам приходиться
как бы приспосабливать свою руку,
чтобы не чувствовать в пальцах
кусок дерева - с нами здоровается
жесткий человек, знающий, чего он хочет,
в критических ситуациях Когда партнер подает руку твердо, но в том, как он берет и держит нашу, есть что-то собственническое и нам приходиться слегка дернуть свою руку, чтобы освободиться от захвата, можно предположить, что этот человек хочет легкой добычи, и то, что «попало в его руки», не выпустит. С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Когда ваша рука захватывает руку другого человека так, что та оказывается повернутой вниз своей ладонью - это властное рукопожатие. Оно свидетельствует о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партнером. В том случае, если перед вами женщина, которая так же подает ладонью вниз, то это, наоборот, означает ожидание поддержки или является провоцирующим намеком на поцелуй руки и своего рода кокетством. Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, - это покорное рукопожатие. Оно бывает необходимой в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения. Пожатие прямой, несогнутой рукой, как и властное рукопожатие, является признаком неуважения. Его главное назначение в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве. Пожатие кончиками пальцев напоминает пожатие прямой, несогнутой рукой: вместо руки в ладонь заключаются только пальцы. Цель инициатора этого рукопожатия заключается в том, что бы держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии. Более мягкий вариант такого рукопожатия заключается в том, что партнер подает руку, кисть которой отклонена вниз от линии прямой руки. При
рукопожатии следует обратить внимание
на положении корпуса Рукопожатие с использованием обеих рук (иногда его называют «перчаткой») встречается довольно часто. Смысл заключается в демонстрации того, что его инициатор честен и ему можно доверять. При таком рукопожатии вы берете руку партнера правой рукой и дополнительно охватываете ее левой. Другая форма этого жеста: пожимая руку партнера своей правой, похлопываете еще и левой. Для передачи переполненности чувств используется левая рука, которая сверху кладется на правую руку. Степень глубины чувств зависит от того, на какое место кладется рука. Если рука кладется на локоть партнера, то это выражает больше чувства, чем при захватывании запястья. Если рука кладется на плечо, то это означает больше чувства, чем когда она находиться на предплечье. Рукопожатие с использованием обоих рук применимо только по отношению к близким друзьям и хорошим знакомым людям. Применять этот жест к клиентам и партнерам не следует, ибо они в подобной ситуации чувствуют себя крайне неудобно. Тем не менее, многие политические деятели упорствуют в его использовании. Достаточно вспомнить телерепортажи о встречах политиков и руководителей нашего недалекого прошлого, да и настоящего. Существует также несколько рукопожатий неформального общения. Прежде всего, это жест, когда рука подается сбоку широким движением. Если он характерен ля данного человека, то это говорит о стремлении к навязыванию себя или о простоватости характера. Если такой жест в целом не типичен для данного человека, то это показатель (иногда демонстративный) близости отношений. Жест,
когда в качестве рукопожатия
делается быстрый взаимный хлопок,
по кончикам пальцев, используется обычно
в ознаменование успешного Чтобы получить более исчерпывающую информацию о человеке по его рукопожатию, нужно также учитывать его интенсивность и длительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, длительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Чуть-чуть удлиненное по времени рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрируют дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения- он как будто попал в капкан. Следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатия у иностранцах. Например, при встрече с бизнесменами из Азии не надо сжимать им ладонь слишком сильно и долго. Наоборот, западноевропейские и американские предприниматели терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку у них очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руку энергично и сильно. Испокон веков открыта ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Клятвы даются с ладонью на сердце, а присяга – поднятием открытой ладони. Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с Вами человек в данный момент – это понаблюдать за положением его ладоней. Например, когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают Вам одну или обе ладони. При откровенном разговоре ладони полностью или частично открыты. Как и другие жесты языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает Вам, что собеседник говорит в данный момент правду. Если человек пытается что-то скрыть, то во время объяснений он будет прятать руки в карманы или держать их скрещенными. Напрашивается вопрос – если держать ладони открытыми, то можно врать, и никто этого не заметит. Ответом служат другие жесты, которые становятся видны наблюдательному человеку. Было проведено интересное исследование, что большинство людей не могут говорить неправду, если их ладони открыты. С помощью открытых ладоней можно заставить других людей меньше лгать. Существует 3 основных жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указывающего перста. Положение открытой ладони вверх есть доверительный, не угрожающий жест, напоминающий жест просящего на улице. При этом жесте человек не чувствует никакого давления, и при условии субординации он воспринимает это как просьбу с вашей стороны. Когда ладонь опущена вниз, в Вашем жесте немедленно появляется оттенок начальственности. При этом может возникнуть чувство враждебности у человека, к которому вы обращаетесь. Если этот жест обращен к вашему сослуживцу, то он может и не выполнить этой просьбы, как если бы он это сделал при поднятой ладони вверх. При
сжатой ладони в кулак с выставленным
указательным пальцем, вы принуждаете
человека к подчинению. Если у Вас
есть привычка указывать пальцем, постарайтесь
заменить этот жест положением ладони
вверх или вниз, и Вы увидите, что
добьетесь больших успехов в
общении с другими. ОБЪЯТИЯ По характеру объятий, их силе, длительности определяют значение выражаемых человеком чувств. Закадычные друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть ли не душат друг друга в крепких объятиях. Влюбленные задерживаются в нежных объятиях продолжительное время. Объятия между дальними родственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов, могут быть как сдержанными, холодными, так и пылкими. Между близкими людьми они носят мягкий задушевный смысл. Такое
средство невербального общения
как объятия чаще встречаются
у представителей сильной половины
человечества, между женщинами они
встречаются немного реже. Сейчас
можно на улицах увидеть двух девчонок-подростков,
бегущих друг к другу с распростертыми
объятиями. В этом возрасте частота подобных
контактов, как между мальчиками, так и
между девочками носит экспрессивный
характер, когда хочется выплеснуть наружу
избыток радости, восторга и восхищения
встречей. Если вы видите однополые пары,
медленно прохаживающиеся по тротуару
в сплетенных объятиях, это невольно может
навести на мысль о нетрадиционной ориентации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи - это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая путаница в понятиях "невербальное общение", "невербальная коммуникация", "невербальное поведение" чаще всего использующихся как синонимы. Нам представляется важным дифференцировать эти понятия и уточнить контекст, в котором предполагается дальнейшее их употребление. Понятие "невербальное общение" является более широким, чем "невербальная коммуникация". Мы придерживаемся определения, предложенного В.А. Лабунской, согласно которому, «невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система". В
невербальном поведении традиционно
выделяется экспрессивная и СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 1. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000; 2. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? - М.: Дело, 1997. 3. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999. 4. Mark L., Hickson III and Don W. Stacks. Nonverbal communications: studies and applications. (Dubuque, Iowa: Brown, 1984). 5. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979. 6. Малая энциклопедия этикета.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,2000 7. Иствуд Атватер. Я Вас слушаю… М.: «Экономика», 1988 | ||||||
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ГБОУ ВПО РязГМУ им. акад. И.П. Павлова
Кафедра
педагогики и психологии и ТСО
– ФПДО
Курсовая
работа
На тему: «Невербальное
общение»
Исполнитель:
Врач-интерн по специальности «Общая гигиена»
Кувшинова Т.С.
Рязань, 2012