Невербальное поведение в межличностном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:36, доклад

Описание

Невольная брезгливая гримаса, поданная с опозданием рука, нежелание посмотреть в глаза — все это подчас скажет вам гораздо больше, чем самые горячие заверения в дружбе или желании сотрудничать. Научившись «читать» жестикуляцию других людей, можно распознать, искренни они или лживы, относятся дружественно или враждебно. Нужно также помнить, что и ваши знакомые могут делать подобные наблюдения над вашим собственным поведением.

Содержание

Введение.
Немного истории.
Невербальное общение.
Составляющие невербального общения.
Таблица №1.
Таблица №2.
Словарик.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Невербальное поведение в межличностном обществе.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

Муниципальное образовательное учреждение общего(полного) среднего образования с углубленным изучением отдельных предметов

школа № 25 имени сестер Харитоновых. 
 
 

Проект  по ОПД 

Тема: Невербальное общение  в межличностном  обществе. 
 
 
 
 
 

Выполнила: ученица 9 Б класса

Кузнецова Влада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2011г. 

Введение 

Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. К примеру

о счастливых людях мы говорим, что они "переполнены" счастьем или "сияют" от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они "замерли" или "окаменели". Гнев или злость описываются такими словами, как "лопнуть" от злости или "дрожать" от ярости. Нервничающие люди "кусают губы", т. е. чувства выражаются средствами невербального общения. Можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника, поэтому означает также понимать язык невербального общения.

Невольная брезгливая гримаса, поданная с опозданием рука, нежелание посмотреть в глаза — все это подчас скажет вам гораздо больше, чем самые горячие заверения в дружбе или желании сотрудничать. Научившись «читать» жестикуляцию других людей, можно распознать, искренни они или лживы, относятся дружественно или враждебно. Нужно также помнить, что и ваши знакомые могут делать подобные наблюдения над вашим собственным поведением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • Поза
 

   Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. п. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно. Поэтому при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Избегайте надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена общая атмосфера общения. 
В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая субординация — стремление доминировать или напротив подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей
 

очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: первый — подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей). 
О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты». Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию.
 
 
 
 
 
 
 

Немного истории 

   Изучение невербальных сигналов общения основательно  началось в ХХ столетии (примерно с 1970 года), когда психологи, нейрофизиология, социология и ряд других наук накопили достаточно знаний для того,  чтобы изучать мир жестов, мимики, интонаций и телодвижений, их роль в процессе общения. Специалисты в области изучения невербальных сигналов общения, работают в режиме наблюдения. Они  фиксирую особенности невербального общения между людьми разного возраста, статуса и пола. Ситуации, в которых отслеживались жесты, мимика и прочие невербальные сигналы, тоже были достаточно разнообразными. Это дало возможность отследить многие особенности несловесного общения, установить закономерности между поведением человека, его словами и невербальными сигналами. Невербальный язык существует столько, сколько и человек как высшая форма разума. Невербальное общение является естественными, и некоторые его особенности проявляются у человека за долго до того, как он начинает разговаривать, то есть осваивать вербальную речь 

      Помимо ученых невербальными сигналами общения интересовались актеры. В то время, когда существовало немое кино, мимика и жесты были едва ли не единственными способами передачи информации от актеров к зрителям. Чтобы быть правильно понятыми аудиторией, актеры путем наблюдения за разными людьми изучали невербальную речь и с ее помощью демонстрировали в фильмах и представлениях всевозможные сюжетные линии. Настоящим талантом в тот период являлось умение правильно изобразить чувства и эмоции персонажа, передать с помощью жестов и пантомимики происходящее в картине. Но с появлением озвучиваемых фильмов люди актерской профессии стали забывать о важности невербальных сигналов, речь, как главный инструмент для передачи информации, стала  центральным методом, используемым для передачи сюжета фильма. 
 
 
 
 
 
 

Невербальное  общение 

   Психолог Альберт Мейерабиан задался вопросом: на сколько важны жесты, сигналы мимики и пантомимики для совершения акта общения? и что произойдет, если выключить невербальное общение из процесса коммуникативной связи? В ходе исследований Мейерабиан установил, что вербальное общение, лишенное интонации голоса, логических акцентов, эмоциональных включений (смех, вздохи, стоны), которое происходит на одном тоне и громкости, является информативным лишь на 12 %. Это значит, что после такого разговора, в котором будут отсутствовать не только мимика и жесты, но и звуковые сигналы, в памяти собеседников останется лишь незначительная часть информации, которую они услышат друг от друга. Их сознание не воспримет все те слова, которые прозвучат без сопровождения невербальных сигналов. Сталкиваемся ли мы с таким общением в обыденной жизни? Вспомните, приходилось ли вам когда-нибудь слушать скучную монотонную лекцию, лишенную выделений с помощью интонации и громкости голоса, а также эмоциональных сигналов и каких-либо телодвижений оратора? К сожалению,  так выступают некоторые лекторы, в результате чего слушатели уходят с мероприятия с чувством абсолютного замешательства. В дальнейших исследованиях Мейерабиан установил процент информативности слов, произнесенных с добавлением звуковых невербальных сигналов. Он составляет 38. Это значит, что 38% из всего услышанного люди запоминают и полностью осознают, если, разговаривая, их оппонент выделяет голосом важные фрагменты текста, делает смысловые акценты на словах, позволяет себе паузы, смены темпа речи и другое. Если же в разговоре используется весь арсенал вербальных и невербальных сигналов доступных человеку, его речь становится максимально информативной – на 55%.  Единомышленник Мейерабиана, психолог Бердвислл, проводил подобные исследования и заявлял о том, что невербальное общение является результативным на 65%, в то время, как вербальное несет только 35% информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Составляющие невербального общения: 

  • Голос, песня
  • Внешний вид, одежда, поза;
  • Выражение лица, улыбка, взгляд;
  • Движения;
  • Танец, походка;
  • Жесты;
  • Кивок, мотание головой, покачивание конечностями, направление конечностей, имитация некоторого поведения (например, качание двумя направленными вниз пальцами напоминает идущее ноги);
  • Аплодисменты;
  • Прикосновения;
  • Рукопожатия;
  • Объятия;
  • Поведение, действия: уверенность, осторожность, безразличность, агрессивность;
  • Мимика - подражание поведению;
  • Личное пространство;
  • Флирт.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Голос 

   Голос — это звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Певцы используют голос как музыкальный инструмент для исполнения музыки. Голосом человек способен производить огромное множество самых разных звуков, часто довольно сложных. В речи едва заметное изменение в технике произнесения, во взаиморасположении частей голосового аппарата может создать совершенно иной по смыслу, значению звук. С помощью одной только интонации голоса в речи можно передать вопросительный характер высказывания, не используя какие-то дополнительные грамматические средства. По тону, интонации, с которой была высказана просьба, можно сказать, насколько важна эта просьба для говорящего, и является ли это просьбой сделать дружеское одолжение или скорее похожа на приказ. Например, выражение "Извините" может быть произнесено с множеством различный интонаций и иметь, соответственно, совершенно разный смысл: это может быть просьба о прощении, а может значить: "Я имею право сделать это, даже если Вам это не нравится". 
В голосе выражается эмоциональное состояние человека: рассерженость, удивление, радость и т. п.Голос человека — сложный инструмент. Люди имеют голосовые связки, которые могут растягиваться и сжиматься, менять свою толщину; человек может произвольно менять давление воздуха, интенсивность воздушного потока, подаваемого на голосовые связки. Форма грудной клетки, гортани, положение языка, степень натяжения других мышц может изменяться. Результатом любого из этих действий будет изменения в высоте, силе, тембре, эмоциональной окраске извлекаемого звука.
 

Внешний вид

Внешний вид — то как другие люди видят и воспринимают другого человека. Это важная часть невербального общения
Хороший внешний вид сильно зависит от характеристик:

  • опрятный и чистый внешний вид
  • свободное естественное поведение
  • грамотная речь
  • достойные манеры
  • спокойная реакция на похвалу и критику
  • харизма.
 
 

Жесты 

    Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Особое значение имеет это для политика и дипломата, бизнесмена и актера, преподавателя вуза и ведущего телевизионной передачи. Психологи выделяют обычно, во-первых, коммуникативные средства общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства общения, понимая под ними такие, которые «читаются» вторым партнером помимо желания первого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях. Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения — жестов, мимики, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно поэтому они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания. Целостность, динамичность — главные характеристики лица, так как во многих исследованиях показано, что опознание эмоций зависит мимики как элемента невербального поведения личности. Поэтому за единицу анализа собственно мимического выражения должна быть принята совокупность координированных движений мышц всего от участия всех лицевых мышц. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, посвященной систематизации описания мимики шести эмоциональных состояний (радости, гнева, страха, страдания, удивления, отвращения эмоций и их лицевых выражений, нами была создана схема). За единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношение между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак представляет следующее: «брови подняты вверх, губы плотно сжаты» и т.д. сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, но в то же время могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи с этим постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики. Предлагаемая схема описаний мимики шести эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, удивление, отвращение) строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить универсальные признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приобретают значение только в контексте с другими признаками. Табл. 1 наглядно демонстрирует константные комплексы признаков для каждого состояния. Петр Кузьмич Анохин. 

Информация о работе Невербальное поведение в межличностном обществе