Невербальное речевое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 04:57, реферат

Описание

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе дается общее понятие речевого воздействия, его задачи и основные приемы. Вторая глава подробно рассматривает виды невербальных сигналов, ситуации их использования. В заключении сделаны выводы.

Содержание

Введение
Глава 1. Речевое воздействие
Глава 2. Невербальные средства общения
2.1 Кинесика
2.2 Просодика
2.3 Проксимика
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

невербальное речевое взаимодействие реферат.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

    2.3 Проксимика

    Фактор  организации пространства объединяет сигналы, связанные с расположением  собеседников относительно друг друга, и является довольно значимым в процессе коммуникации. Американский антрополог Эдвард Т. Холл был одним из первых в области изучения пространственных потребностей человека. В начале 60 - х гг. он ввел в обиход слово "проксимика" (от англ. рroximity - близость).

    Размеры личной пространственной территории человека можно разделить на 4 четкие зоны дистанций (пространственные зоны).

    1. Интимная зона (от 15 до 46 см).

    Из  всех зон эта самая главная, поскольку  именно эту зону человек охраняет как собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники.

    2. Личная зона (от 46 до 1,2 метра)

    На  таком расстоянии от окружающих мы стоим на вечеринках, официальных приемах, дружеских встречах или на работе.

    3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров)

    Это расстояние, которое обычно отделяет нас от посторонних людей.

    Общественная  зона (более 3,6 метров)

    При обращении к большой группе людей, такое расстояние является наиболее предпочтительным.

    Сильная коммуникативная позиция у тех, кто легко меняет дистанцию общения - подходит к разным собеседникам, свободно отходит и вновь подходит.

    Умеренный пространственный экспансионизм (стремление сокращать дистанцию до собеседника, занять больше пространства) повышает эффективность речевого воздействия. Можно подойти поближе к аудитории, отдельным слушателям.

    Горизонтальное  расположение участников общения: люди за круглым столом непроизвольно  доброжелательны, через стол напротив друг друга - наоборот, склонны к спору, конфронтации. Самая эффективная позиция для деловой беседы - через угол стола лицом к лицу друг с другом или вполоборота друг к другу. Замечено также, что когда люди сидят рядом, то убеждать слева направо (в сторону правой руки) легче, чем справа налево.

    Вертикальное  положение: высокие люди всегда кажутся  авторитетнее. Поэтому лучше выступать  стоя, а также вставать при желании  сказать что-либо важное. На трибуне, над аудиторией, оратор обычно чувствует себя более уверенным, чем на одном уровне со слушателями.

    Влияет  на эффективность общения и само место общения: в темном и тесном помещении с низким потолком легче  убеждать, чем в большом и светлом. Дейл Карнеги советует: " Если ваши слушатели разбросаны в зале, то попросите их перейти вперед и сесть к вам поближе. Добейтесь этого прежде, чем начнете выступление".

    К невербальным сигналам, повышающим эффективность  речевого воздействия, следует отнести  и фактор внешности говорящего. Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели - это одновременно и зрители. Поэтому в первую очередь в ораторе привлекает его внешний вид. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь. В целом коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционная одежда, контраст темных и светлых тонов. Сочные цвета одежды характеризуют человека как успешного и радующегося жизни. Расстегнутый пиджак - стремление к контакту, застегнутый - стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак - готовность взаимодействовать. Американские специалисты по проведению переговоров отмечали, что, по их наблюдениям, если мужчины до конца переговоров остаются в застегнутых пиджаках, договоренность обычно не достигается.

    Большое значение имеет стиль, в котором человек одевается (его общий внешний имидж). От стиля одежды во многом зависит восприятие человека. Классический стиль подходит большинству людей и уместен в большинстве ситуаций. Обычно носителя классического стиля воспринимают как излучающего надежность, силу, внушающего доверие и уважение, вызывающего ощущение персоны значительной и респектабельной. Такого человека могут воспринимать как лидера или, по крайней мере, как достаточно квалифицированного, владеющего информацией человека, как профессионала.

    Оратор, одетый в романтическом стиле, производит впечатление человека творческого, необычного, возможно, приятного в  общении, он вызовет в культурной аудитории внешний интерес, но будет  восприниматься при этом как недостаточно компетентный и надежный человек. В малообразованной и смешанной аудитории данный стиль вызовет прямое неприятие.

    Таким образом, эффективность речевого воздействия  определяют не только чисто языковые сигналы, но и умелое пользование  невербальными средствами общения.

                                             

                              Заключение

    Искусство речевого воздействия заключается  в умении говорящего усилить свою коммуникативную позицию, защитить ее от давления собеседника. С этой целью используются различные вербальные и невербальные приемы коммуникации. Изучением невербальных сигналов занимается целый ряд наук: психология, теория массовой коммуникации, персонал - менеджмент, реклама, социология, конфликтология. Особый интерес они представляют и в лингвистических дисциплинах: традиционная лингвистика, психолингвистика, коммуникативная лингвистика, риторика.

    В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

    1. невербальные средства воздействия  могут совпадать (конгруэнтность) или не совпадать (неконгруэнтность) с речевой информацией;

    2. невербальные факторы коммуникации  имеют наиболее важное значение  при знакомстве людей друг  с другом, при первом впечатлении,  при выходе оратора на сцену  и т.д., тем самым они задают  общую картину восприятия личности;

    3. невербальные сигналы, повышающие  эффективность речевого воздействия  человека, могут быть сгруппированы  в несколько факторов: фактор  организации пространства (проксимика), фактор физического поведения  (кинесика), фактор голоса (просодика)  и фактор внешности.

    Безусловно, раскрытие значений наиболее частых поз и жестов не является универсальным; их воздействие на аудиторию может  оказаться противоположным в  различных ситуациях и будет  зависеть от состава аудитории, темы и места выступления, личных качеств говорящего. Наличие у оратора тихого голоса не указывает на провал выступления. Тем не менее, рациональное и умелое пользование невербальными средствами поможет установить необходимую атмосферу общения и создаст приятное впечатление о человеке как собеседнике.

                                                 

                           Список используемой литературы

    1. Пиз, А. Язык телодвижений, как читать мысли окружающих по их жестам / А. Пиз.  – М. : Ай – Кью, 2005. – 284 с.

    2. Карнеги, Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. – Минск. : Изд-во Современный литератор, 2006. – 247 с.

    3. Зарецкая, Е. Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. – М. : Изд – во Дело, 2001. – 358 с.

    4. Стернин, И. А. Практическая риторика / И. А. Стернин. – М. : Изд. центр "Академия", 2003. – 269 с.

    5. Введенская, Л. А. Культура речи / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д. : Изд – во Феникс, 2000. – 221 с.

    6. Толмачев, А. В. Об ораторском искусстве / А. В. Толмачев – М. : Политиздат, 1973. –342 с.

    7. Александров, Д. Н. Риторика: Учебное пособие для вузов / Д. Н. Александров. – М. : Юнити – Дана, 2000. – 534 с.

    8. Волков, А. А. Основы риторики / А. А. Волков. – М. : Академический проект, 2005. –431 с.

    9. Лабунская, В. А. Невербальное поведение / В. А. Лабунская. – Ростов-на-Дону. : издательство Ростовского университета, 1986. –234 с.

    10. Рюкле, Х. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение /  Х. Рюкле. – М. : Интерэксперт, 1996. – 432 с.

                                              

                              

     

Информация о работе Невербальное речевое общение