Объект и предмет социологии и психологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:24, лекция

Описание

1 вопрос.
Функции управления в обществе.
2 вопрос
Подходы к исследованию систем управления.

Работа состоит из  1 файл

социология и психология управления (2).docx

— 49.38 Кб (Скачать документ)

Семинар 2. Тема: «Объект и  предмет социологии и психологии управления».

1 вопрос.

Функции управления в обществе.

Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основных функции  управления:

1. Планирование, заключающееся в выборе целей  и плана действий по их достижению, основываясь на оценке потребностей  и сдерживающих факторов внешней  и внутренней среды.

2. Функция  организации, посредством которой  происходит распределение задач  между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними, исходя из размера предприятия, его целей, технологии и персонала; организует работу, т.е. обеспечивает роботу необходимыми ресурсами и определяет способы выполнения.

3. Мотивация  - это совокупность внутренних  и внешних движущих сил, которые  побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

4. Контроль, заключающийся в соотнесении  реально достигнутых результатов  с теми, которые были запланированы.

Все эти  функции управления являются равно  значимыми и очень важными  для любой организации, функционирующей на реальном рынке в реальных условиях. Каждая из функций управления будет рассмотрена подробно в последующих разделах.

Основные  функции управления

Изучение  процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы  управления. Каждая управленческая функция  наполнена характерным для нее  объемом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий. Функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач и, наконец, маркетинг, выделенный недавно в самостоятельную функцию управления (рис. 7).

 

Рис. 7. Функции управления

Существует  и более детализированная классификация  функций управления. Действительно, можно выделить как самостоятельные многие производственные функции, такие, как бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции, распорядительство (командование), руководство, коммуникация, исследование, оценка, принятие управленческого решения, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Любая классификация не является абсолютной, всегда в ней могут существовать смыкающиеся и даже перекрывающие друг друга элементы. Рассматриваемая классификация управленческих функций является наиболее общей и отражает важнейшие этапы организации управленческого процесса.

Понятие функции управления появилось еще  в эпоху становления основ  научного менеджмента. Французский ученый Анри Файоль выделял следующие основные функции менеджмента: предвидение (прогнозирование), организация, распорядительская деятельность (администрирование), координация (согласование) и контроль.

Важно, что функции управления определяют деятельность, направленную на организацию  выполнения мероприятий по управлению объектом (в соответствии с происхождением самого термина от латинского functio — исполнение, деятельность, совершение). Существенно и то, что логическая последовательность выполнения работ, определяемая функциональной структурой управленческого процесса, составляет сущность технологии управления.

Основная  цель, содержание любой управленческой функции состоит из двух компонентов:

  1. анализа состояния системы, контроля ее основных параметров, количественного определения тех факторов, которые выводят систему из состояния равновесия, и причин их появления;
  2. определения состава мероприятий, направленных на оптимизацию процесса управления.

Весьма  просто эта задача решается в системах автоматического регулирования  и управления, когда датчики четко фиксируют малейшие отклонения от заданных параметров и с помощью обратной связи передают информацию управляющим органам. Но как сложны эти процессы, если элементами системы управления являются не послушные воле человека машины, а сами люди!

2 вопрос

Подходы к исследованию систем управления.

Диалектический  подход к исследованию, основные положения.

Выбор методологического подхода к  исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Данный  подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость  использования соответствующих принципов:

- непрерывного  движения и развития всех явлений;

- научности,  требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;

- взаимодействия, предполагающего использование  разнообразных связей, многовариантности, и целостности отображения и исследования явлений;

- объективности  и достоверности;

- противоречивости;

- преемственности;

- относительности;

- исторической  определенности.

Диалектический  подход к исследованию определяет практика, которая является:

1) основным  методологическим инструментом  исследования;

2) движущей  силой исследования, так как определяет  то, что может быть для нее  актуальным;

3) важнейшим  потребителем результатов исследования;

4) основным  критерием истинности результатов  исследования. Существенную значимость  при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины. 2

Диалектический  подход к исследованию в связи  с его положениями о постоянстве  происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов и методов диалектического подхода к исследованию в сочетании с методологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой. 3

Диалектический  подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и  в первую очередь системного.

Процессный  подход к исследованию, сущность и технология.

Процессный  подход (процесс - последовательная смена  состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в  целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис.1).

Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс  управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ.

Преимущество  процессного подхода состоит  в следующем:

- непрерывности  взаимосвязанного проведения исследовательских  работ;

- получении синергетического исследовательского результата;

- более  полном выполнении требований к проведению исследований;

- постоянном  улучшении процессов, основанных на объективных результатах исследования.

Ситуационный  подход к исследованию, сущность и случаи использования.

В настоящее  время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного  изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.

В общем  случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с  аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления.

Основная  принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в конкретных условиях и обстоятельствах.

Информация о работе Объект и предмет социологии и психологии управления