Общее понятие о темпераменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: выявить новую актуальную информацию об индивидуально-психологических особенностях личности: темпераменте и характере.



Для реализации поставленной цели ставлю следующие задачи:

1. Сравнить концепции и теории темперамента и характера в ходе историко-психологических исследований отечественных и зарубежных психологов.

2. Рассмотреть индивидуальные особенности темперамента и характера с позиции теории.

3. Проследить влияние темперамента на формирование черт характера (теоретические наработки ученых-психологов).

Содержание

Введение.

Глава 1. Общее понятие о темпераменте.

1.1. Концепции и теории темперамента.

1.2. Основные свойства темперамента.

1.3. Физиологические основы темперамента.

1.4. Соотношение типов высшей нервной деятельности со свойствами темпераментов.

1.5. Психологическая характеристика темпераментов.

1.6. Темперамент и личность.

1.7. Роль темперамента в деятельности человека.

Вывод по главе:

Глава 2. Характер.

2.1. Общее понятие о характере.

2.2. История учений о характере.

2.3. Типология характеров.

2.4. Свойства характера.

2.5. Физиологические основы характера.

2.6. Природные и социальные предпосылки характера.

2.7. Черты характера и их связи.

2.8. Черты характера и отношения личности.

2.9. Акцентуации характера.

Вывод по главе:

Глава 3. Влияние темперамента на формирование черт характера.

3.1. Природа характера и темперамента.

3.2. Когда формируется характер?

3.3. Связь характера и темперамента.

Заключение.

Список используемой литературы:

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ.doc

— 381.50 Кб (Скачать документ)


Оглавление.

Введение.

Глава 1. Общее понятие о темпераменте.

1.1. Концепции и теории темперамента.

1.2. Основные свойства темперамента.

1.3. Физиологические основы темперамента.

1.4. Соотношение типов высшей нервной деятельности со свойствами темпераментов.

1.5. Психологическая характеристика темпераментов.

1.6. Темперамент и личность.

1.7. Роль темперамента в деятельности человека.

Вывод по главе:

Глава 2. Характер.

2.1. Общее понятие о характере.

2.2. История учений о характере.

2.3. Типология характеров.

2.4. Свойства характера.

2.5. Физиологические основы характера.

2.6. Природные и социальные предпосылки характера.

2.7. Черты характера и их связи.

2.8. Черты характера и отношения личности.

2.9. Акцентуации характера.

Вывод по главе:

Глава 3. Влияние темперамента на формирование черт характера.

3.1. Природа характера и темперамента.

3.2. Когда формируется характер?

3.3. Связь характера и темперамента.

Заключение.

Список используемой литературы:


Введение.

 

"Темперамент", "характер", "личность" – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

              Темперамент является врожденной базой, на которой строится характер человека. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности, впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Темперамент человека оказывает большое влияние на характер его общения с другими людьми.

Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.

И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.

Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

О характере человека обычно говорят тогда, когда пытаются оценить или охарактеризовать отдельного человека. В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека влияет на его познавательные процессы − восприятие, воображение, мышление, память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

 

Цель данной работы: выявить новую актуальную информацию об индивидуально-психологических особенностях личности: темпераменте и характере.

 

Для реализации поставленной цели ставлю следующие задачи:

1.                       Сравнить концепции и теории темперамента и характера в ходе историко-психологических исследований отечественных и зарубежных психологов.

2.                       Рассмотреть индивидуальные особенности темперамента и характера с позиции теории.

3.                       Проследить влияние темперамента на формирование черт характера (теоретические наработки ученых-психологов).


Глава 1. Общее понятие о темпераменте.

Среди индивидно-типических свойств человека, к которым относятся морфологическая и биохимическая конституция, нейродинамические особенности нервной системы и функциональная асимметрия полушарий головного мозга, особый интерес в течение столетий вызывает такое связанное с этими свойствами интегральное образование индивида, как темперамент ( от лат. temperamentym − надлежащее соотношение частей). Темперамент,  характеризующий преимущественно формально-динамические аспекты поведения человека, ее энергетику, «внешнюю картину поведения» человека, то исчезает из философии и психологии, то, напротив, поглощает и подменяет собой в ряде психологических направлений «личность» и «характер».

Когда говорят  о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается  в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

 

1.1. Концепции и теории темперамента.

Ранние теории темперамента.

 

Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей». Как уже указывалось выше, в Древней Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда — сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто исторический интерес.

Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма.

В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй — с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.

Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, который попытался «увязать» особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикники — люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты — агрессивны, властолюбивы  .

Американские исследователи У.Шелдон и С.Стивенс  предприняли попытку также вывести из типа телосложения определенный темперамент человека. Их схема телосложения была намного сложнее, чем у Кречмера. Они оценивали телосложение по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и эндоморфии. Согласно Шелдону и Стивенсу, эктоморфы, т. е. люди, у которых преобладают эктоморфные ткани (кожа, волосы, нервная система), характеризуются церебротоническим темпераментом, а именно: тягой к эстетическим наслаждениям и холодностью в общении с людьми. Эндоморфы, люди с хорошо развитыми внутренними органами, отличаются живым, общительным темпераментом. Лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями (мезоморфам) свойственна тяга к соревновательности, агрессивности.

 

Некоторые зарубежные подходы к анализу сущности темперамента

В зарубежных странах теоретические вопросы, касающиеся сущности темперамента, практически не ставились. Для большинства западных психологов характерна эмпирическая направленность исследований темперамента, что нашло свое яркое выражение в так называемом «факторном» подходе к изучению структуры темперамента.

Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принадлежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал только эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие, ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. На основе факторного анализа он выделил три фактора темперамента:

- общую эмоциональность,

- стенические эмоции, астенические эмоции,

- положительные эмоции, отрицательные эмоции.

Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого распространения. Это объясняется, видимо, тем, что в его классификации свойств темперамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой — не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы измерять выделенные факторы.

Следующие попытки исследования структуры темперамента принадлежат Дж.Гилфорду. Он предложил так называемую 13-факторную структуру темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Гилфордом факторы не являются независимыми друг от друга, а образуют некоторые кластеры. Его последовательница К.Лоуэлл, проведя факторный анализ второго порядка, выделила основные четыре независимых параметра темперамента:

1)              вспыльчивость-сдержанность;

2)              реализм;

3)              эмоциональность;

4)              социальную адаптируемость.

Гораздо больший успех выпал на долю факторной концепции темперамента Айзенков. Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее опора на огромный, более чем на тридцатилетний экспериментальный материал, подтвердивший существование таких фундаментальных черт темперамента (личности — по терминологии Айзенков), как экстраверсия—интроверсия, нейротицизм (эмоциональная устойчивость—эмоциональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаментальных измерения темперамента являются универсальными, присущими всем представителям Homo sapiens и могут быть положены в основу типологии темперамента.

Информация о работе Общее понятие о темпераменте