Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:20, реферат
В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII—XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе.
В связи со всеобщим возрождением интереса
к гуманитарным, специфическим человеческим
проблемам психологии в последние
годы наблюдается повышенное внимание
к воле. Когда-то, еще в XVIII—XIX вв.,
эта проблема была одной из центральных
в психологических исследованиях. В
начале XX в. в связи с общим кризисным положением
в этой науке исследования воли отошли
на второй план. Эта проблема оказалась
самой трудной из тех, которые необходимо
было ставить и решать на новой методологической
основе. Но игнорировать ее и полностью
не замечать было невозможно, так как воля
относится к числу тех психических явлений
(наряду с воображением), жизненно важную
роль которых нет особой необходимости
доказывать.
По этой причине в начале XX в. и в последующие
десятилетия исследования воли продолжались,
правда, не столь широко и активно, как
прежде, но с использованием того же самонаб-
людения в качестве основного метода выявления
связанных с ней феноменов.
Однако вследствие неудовлетворенности
общим состоянием исследований воли многие
ученые в первые десятилетия текущего
столетия стремились вообще отказаться
от этого понятия как от якобы ненаучного,
заменить его поведенческими характеристиками
или какими-либо другими, операционализируемыми
и верифицируемыми1, т.е. такими, которые
можно наблюдать и оценивать. Так, в американской
поведенческой психологии вместо понятия
воли стали употреблять понятие «устойчивость
поведения» — настойчивость человека
в осуществлении начатых поведенческих
актов, в преодолении возникающих на их
пути преград. Эту настойчивость, в свою
очередь, объясняли такими характеристиками
личности, как целеустремленность, терпение,
упорство, стойкость, последовательность
и т.п.
Вчитываясь сегодня в работы таких замечательных
психологов прошлого, как У.Джемс в США
и СЛ.Рубинштейн в России (в годы всеобщего
отвлечения внимания от проблем воли они
продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем,
что воля — вполне реальное явление, обладающее
своими специфическими, легко обнаруживаемыми
и описываемыми научным языком признаками.
Каковы же они?
Еще Аристотель ввел понятие воли в систему
категорий науки о душе для того, чтобы
объяснить, каким образом поведение человека
реализуется в соответствии со знанием,
которое само по себе лишено побудительной
силы. Воля у Аристотеля выступала как
фактор, наряду со стремлением способный
изменять ход поведения: инициировать
его, останавливать, менять направление
и темп.
Один из существенных признаков волевого
акта заключается в том, что он всегда
связан с приложением усилий, принятием
решений и их реализацией. Воля предполагает
борьбу мотивов. По этому существенному
признаку волевое действие всегда можно
отделить от остальных. Волевое решение
обычно принимается в условиях конкурирующих,
разнонаправленных влечений, ни одно из
которых не в состоянии окончательно победить
без принятия волевого решения.
'Понятия операционализации и верификации
появились впервые в начале нашего века
как общеметодологические требования
к использованию научных терминов. Операционализируемыми
и верифицируемыми называются такие понятия,
в которых отражены явления, чье действительное
существование можно установить экспериментальным
путем и измерить (оценить и выразить в
количественных показателях).
Воля предполагает самоограничение, сдерживание
некоторых достаточно сильных влечений,
сознательное подчинение их другим, более
значимым и важным целям, умение подавлять
непосредственно возникающие в данной
ситуации желания и Импульсы. На высших
уровнях своего проявления воля предполагает
опору на духовные цели и нравственные
ценности, на убеждения и идеалы.
Еще один признак волевого характера действия
или деятельности, регулируемой волей,
— это наличие продуманного плана их осуществления.
Действие, не имеющее плана или не выполняемое
по заранее намеченному плану, нельзя
считать волевым. «Волевое действие —
это... сознательное, целенаправленное
действие, посредством которого человек
осуществляет стоящую перед ним цель,
подчиняя свои импульсы сознательному
контролю и изменяя окружающую действительность
в соответствии со своим замыслом»1.
Существенными признаками волевого действия
являются усиленное внимание к такому
действию и отсутствие непосредственного
удовольствия, получаемого в процессе
и в результате его выполнения. Имеется
в виду, что волевое действие обычно сопровождается
отсутствием эмоционального, а не морального
удовлетворения. Напротив, с успешным
совершением волевого акта обычно связано
как раз моральное удовлетворение от того,
что его удалось выполнить. У.Джемс по
этому поводу писал следующее: «Обширный
мир, окружающий нас со всех сторон, задает
нам всевозможные вопросы и испытывает
нас всеми возможными способами. Некоторые
из этих испытаний мы преодолеваем при
помощи нетрудных действий и на некоторые
вопросы отвечаем отчетливо сформулированными
словами. Но на самый глубочайший из всех
вопросов, которые когда-либо предлагаются
нам миром, не допускается другого ответа,
кроме немого сопротивления воли и сжимания
фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим:
«Пусть так, а я все же буду делать вот
этак»2.
Нередко усилия воли направляются человеком
не столько на то, чтобы победить и овладеть
обстоятельствами, сколько на то, чтобы
преодолеть самого себя. Это особенно
характерно для людей импульсивного типа,
неуравновешенных и эмоционально возбудимых,
когда им приходится действовать вопреки
своим природным или характерологическим
данным.
^Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:
В 2 т. — М, 1989. — Т. II. — С. 187.
2Джемс У. Научные основы психологии. —
СПб., 1902. — С. 363.
Ни одна более или менее сложная жизненная
проблема человека не решается без участия
воли. Никто на Земле никогда еще не добился
выдающихся успехов, не обладая выдающейся
силой воли. Человек в первую очередь тем
и отличается от всех остальных живых
существ, что у него, кроме сознания и интеллекта,
есть еще и воля, без которой способности
оставались бы пустым звуком.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.