Общее представление о темпераменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:48, реферат

Описание

Потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции личности определяют, что хочет человек; его способности – что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть – каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.

Работа состоит из  1 файл

Общее представление о темпераменте. Характеристика 4 типов темпераментов.docx

— 46.91 Кб (Скачать документ)

 

У человека флегматического  темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Недостатком  флегматика является его инертность, малоподвижность. Поэтому у флегматика следует развивать недостающие  ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень  легко могут сформироваться в  определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться  безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и  даже к самому себе.

 

 

ХОЛЕРИК - Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности, нетерпеливости холерика.

Отсюда и выразительная  мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется.

Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается и в  его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с  подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом  запас нервной энергии может  быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление  исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик  допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что  часто не дает ему возможности  объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Он скорее экстраверт.

 

МЕЛАНХОЛИК - . Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.

Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод  может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Он легко уязвим, тяжело переносит  обиды, огорчения, хотя внешне все эти  переживания у них выражаются слабо. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. У меланхоликов медленно протекают психические  процессы, они с трудом реагируют  на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у  людей этого темперамента замедленную  деятельность, а затем и прекращение  ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связанна с сильным нервным напряжением). Он неэнергичен, ненастойчив, легко  утомляется, мало работоспособен, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое  и неустойчивое внимание. Меланхолик обычно неуверен в себе, робок, нерешителен, склонен к замкнутости и одиночеству, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущается, проявляет  большую неловкость в новой обстановке. Всё новое, необычное вызывает у  меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной  обстановке люди с таким темпераментом  чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Чувство и  эмоциональное состояние у меланхолика  возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Большинство меланхоликов интроверты.

 

 

   В  чистом  виде  темпераменты  практически  не  встречаются.  У  каждого

человека  преобладают  черты  какого-то  одного  темперамента  в   сочетании

темперамента  другого.   Приведенные   характеристики   не   претендуют   на

категоричность, так как  деление темперамента всех  людей  на  четыре  группы

весьма условно. Более  широко можно говорить  лишь  о  том,  что  темперамент

определяет главным образом  течение  психической  жизни  человека,  динамику

психической  деятельности.  "Течение  психической  жизни   подобно   водному

потоку. У одних, как в  горной реке, образы и  мысли,  чувства  и  настроения

стремительно и  быстро  сменяют  друг  друга.  У  других,  подобно  широкой,

многоводной реке, психическая  жизнь течет  медленно,  с  большим  внутренним

напором" (  В.  С.  Мельник.  В  сб.  "Очерк  теории  темперамента",  изд.2.

Пермское книжное издательство, 1973).  В  этом  плане  в  основном  и  можно

говорить об индивидуальных различиях людей по свойствам  темперамента.

 

 

 

Темперамент и  деятельность

 

 

 

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней  манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей  работоспособности. Естественно, особенности  темперамента сказываются в учебных  занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это  различия не по уровню возможности  психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости  между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями  темперамента, если деятельность протекает  в условиях, которые можно определить как нормальные.

Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в  принципе будут одинаковыми, поскольку  уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации  и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости  от темперамента изменяется способ осуществления  самой деятельности.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены  исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов  или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом  типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства  авторов, независимо от особенностей исследуемых  групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для  данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип  нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного  стиля деятельности.

Перед сангвиником следует  непрерывно ставить новые, по возможности  интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.

Необходимо постоянно  включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь  в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать  с одной задачи на другую. В отношении  меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его  за проявленные успехи, решительность  и волю.

Отрицательную оценку следует  использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует  свои действия, но при этом не зависит  их содержательная сторона. Темперамент  проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность  запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость  внимания.

Особенности темперамента следует  учитывать при профессиональном  отборе.

Профессия оператора  пульта  управления  автоматической  системы,  например,

требует своевременного и  быстрого реагирования на изменения  в работе  многих

агрегатов и  быстрого  принятия  правильных  решений;  дисциплина  в  классе

требует, чтобы ученик мог  сдерживать свои чувства и желания. Эти  требования

нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных  причин –  от

содержания деятельности.

   Темперамент,  влияя   на  динамику  деятельности,  может   влиять  на   ее

продуктивность. В разных видах деятельности роль  темперамента  неодинакова.

В учебной деятельности и  в массовых профессиях  (токарь,  слесарь,  ткачиха,

продавец, врач, учитель, инженер ) одни  свойства  темперамента,  необходимы

для успешной деятельности и слабо выражаются у данного  человека, могут  быть

компенсированы у него за счет других свойств  и  обусловленных  ими  приемов

работы. Например, ткачихи-многостаночницы  инертного типа,  внимание  которых

очень устойчиво, в процессе работы  редко  отвлекаются.  В  ситуации,  когда

надо  ликвидировать  простой  станков  или  обрыв  нити,  это  положительное

свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не  менее  устойчиво,  более

часто, чем инертные, переключаются  от одного станка к  другому.  В  ситуации

возможных неполадок это  также положительное свойство. Таким  образом,  более

частое переключение внимания компенсирует  большую  отвлекаемость  внимания,

так как эти  работницы  быстрее  обнаруживают  неполадки.  Следовательно,  в

массовых профессиях и  в учебе свойства темперамента, влияя  на  деятельность,

в конечном счете, не определяют ее продуктивности,  так  как  одни  свойства

могут компенсироваться за счет других.

   В   таких   профессиях,   как   летчик-испытатель,   диспетчер   большой

энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса  и

т.  п.,  чья  деятельность  связана  с  регулярным  экстренным  напряжением,

риском, опасностью, большой  ответственностью, уровень требований  к  психике

очень  высок.   Свойства   темперамента   –   высокая   тревожность,   малая

помехоустойчивость –  не могут компенсироваться другими  свойствами.  В  таких

профессиях свойства  темперамента  определяют  профессиональную  пригодность

человека. В этих видах  труда необходим предварительный  отбор людей  по  ряду

свойств,  чтобы   особенности   темперамента   соответствовали   требованием

деятельности.  Такой  путь   приспособления   темперамента   к   требованиям

деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

   Каждое свойство  темперамента требует индивидуальных  приемов  работы  или

воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают.  Поэтому  им  нужны

более частые перерывы для  отдыха, чем другим лицам. Зависит  от  темперамента

также  и  эмоциональная   сфера   личности,   а   отсюда   и   эффективность

дисциплинарных воздействий  или побудительная сила мотива.

   От темперамента  зависит влияние различных факторов, определяющих уровень

нервно-психического  напряжения  (например,  оценка  деятельности,  ожидания

контроля  деятельности,  ускорение  темпа  работы,  влияние   дисциплинарных

воздействий ).  Такое  регулировании  деятельности  путем  дифференцирования

величины действующих  раздражителей в зависимости  от типа нервной  системы  и

темперамента  человека  применяется  хорошими  организаторами  производства.

Этот  путь  приспособления  темперамента  к   деятельности   заключается   в

индивидуализации предъявляемых  к человеку  требований,  условий  и  способов

работы ( индивидуальный подход).

   Существуют  и   третий  тип  приспособления  темперамента  к  требованиям

деятельности.  Он   заключается   в   преодолении   отрицательного   влияния

темперамента положительным  отношением  к  деятельности  и  соответствующими

мотивами.  Например,  на  очень  интересном  уроке,  вызывающем   повышенную

активность  учащихся,  степень  сдержанности  холерика  не  меньше,  чем   у

сангвиника, а работоспособность  меланхолика не ниже, чем флегматика.

   Известная степень  приспособления темперамента к  требованиям деятельности

возможна  также  благодаря  перевоспитанию  (тренировки)  отдельных  свойств

темперамента.

 

 

 

 

Темперамент и  характер

 

 

 

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере

не характеризует содержательную сторону  личности  (мировоззрение,  взгляды,

убеждения интересы и т.п.),  не  определяет  ценность  личности  или  предел

возможных для  данного  человека  достижений.  Он  имеет  лишь  отношение  к

динамической стороне  деятельности.

  Хотя темперамент,  не может определять отношений  личности, ее  стремлений,

и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства  содержания  внутренней  жизни

человека, однако  характеристика  динамической  стороны  имеет  существенное

значение  для  понимания  сложного  образа  поведения  человека,   характера

человека. То, насколько  человек  проявляет  уравновешенность  в  поведении,

гибкость, динамичность и  экспансивность в реакциях, говорит  о  качественных

особенностях   личности   и   ее    возможностях,    определенным    образом

складывающихся на трудовой   и  общественной  деятельности  индивида.  Таким

образом, темперамент не является чем-то  внешним  в  характере  человека,  а

органически входит в его  структуру.  Жизненные  впечатления,  воспитание  и

обучение на естественной основной ткани темперамента - типе  высшей  нервной

деятельности- постепенно ткут узоры.

  Отношение личности, ее убеждения, стремления,  сознание  необходимости  и

долга  позволяют  преодолевать  одни  импульсы,  тренировать  другие,  чтобы

организовать свое поведение  в соответствии с общественными  нормами.

  Темперамент  не  определяет  путь  развития  специфических   особенностей

характера, темперамент сам  преобразуется  под  влиянием  качеств  характера.

Развитие   характера    и    темперамента    в    этом    смысле    является

взаимообусловленным процессом.

 

 

 

 

Заключение 

 

 

 

Как отмечалось ранее, темперамент  отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения  человека, преимущественно врожденного  характера, т.е. свойства личности, которые  мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и  воспитания.

Информация о работе Общее представление о темпераменте