Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:48, реферат
Потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции личности определяют, что хочет человек; его способности – что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть – каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.
У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Поэтому у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
ХОЛЕРИК - Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности, нетерпеливости холерика.
Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется.
Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается и в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Он скорее экстраверт.
МЕЛАНХОЛИК - . Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.
Повышенная чувствительность
при большой инертности приводит
к тому, что незначительный повод
может вызвать у него слезы, он
чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен.
Он легко уязвим, тяжело переносит
обиды, огорчения, хотя внешне все эти
переживания у них выражаются
слабо. Мимика и движения его невыразительны,
голос тихий, движения бедны. У меланхоликов
медленно протекают психические
процессы, они с трудом реагируют
на сильные раздражители; длительное
и сильное напряжение вызывает у
людей этого темперамента замедленную
деятельность, а затем и прекращение
ее. В работе меланхолики обычно
пассивны, часто мало заинтересованы
(ведь заинтересованность всегда связанна
с сильным нервным напряжением)
В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого
человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании
темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на
категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы
весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент
определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику
психической деятельности. "Течение психической жизни подобно водному
потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения
стремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой,
многоводной реке, психическая жизнь течет медленно, с большим внутренним
напором" ( В. С. Мельник. В сб. "Очерк теории темперамента", изд.2.
Пермское книжное издательство, 1973). В этом плане в основном и можно
говорить об индивидуальных различиях людей по свойствам темперамента.
Темперамент и деятельность
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.
Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.
Таким образом, независимо от
степени подвижности или
В зависимости от особенностей
темперамента люди различаются не конечным
результатом действий, а способом
достижения результатов. Были проведены
исследования с целью установить
зависимость между способом выполнения
действий и особенностями темперамента.
В этих исследованиях рассматривался
индивидуальный стиль деятельности
как путь к достижению результатов
или способ решения определенной
задачи, обусловленной главным образом
типом нервной системы. Результаты
исследований подавляющего большинства
авторов, независимо от особенностей исследуемых
групп и экспериментальных
Перед сангвиником следует
непрерывно ставить новые, по возможности
интересные задачи, требующие от него
сосредоточенности и
Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю.
Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
Особенности темперамента следует
учитывать при
Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например,
требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих
агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе
требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования
нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин – от
содержания деятельности.
Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее
продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова.
В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха,
продавец, врач, учитель, инженер ) одни свойства темперамента, необходимы
для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть
компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов
работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых
очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда
надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное
свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более
часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации
возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более
частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания,
так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в
массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность,
в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства
могут компенсироваться за счет других.
В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой
энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и
т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением,
риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике
очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая
помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких
профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность
человека. В этих видах
труда необходим
свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием
деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям
деятельности называется профессиональным отбором и подбором.
Каждое свойство
темперамента требует
воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны
более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента
также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность
дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.
От темперамента
зависит влияние различных
нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания
контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние дисциплинарных
воздействий ). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования
величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и
темперамента человека применяется хорошими организаторами производства.
Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в
индивидуализации
работы ( индивидуальный подход).
Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям
деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния
темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими
мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную
активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у
сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.
Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности
возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств
темперамента.
Темперамент и характер
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере
не характеризует
убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел
возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к
динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений,
и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни
человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное
значение для понимания сложного образа поведения человека, характера
человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении,
гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных
особенностях личности и ее возможностях, определенным образом
складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким
образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а
органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и
обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной
деятельности- постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и
долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы
организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей
характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера.
Развитие характера и темперамента в этом смысле является
взаимообусловленным процессом.
Заключение
Как отмечалось ранее, темперамент
отражает динамические аспекты протекания
психических процессов и