Общение и его психическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:33, реферат

Описание

Взаимодействие человека с окружающим его миром, осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….3 стр.
2. Способы общения……………………………………………………..3 стр.
3. Виды общения…………………………………………………………4 стр.
4. Стороны общения……………………………………………………..4 стр.
5. Заключение…………………………………………………………….6 стр.
Список использованной литературы……………………………………7 стр.

Работа состоит из  1 файл

Стороны общения - копия.docx

— 27.70 Кб (Скачать документ)

АКАДЕМИЯ ТРУДА  И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ И РЕКЛАМЫ

 

РЕФЕРАТ

 

ОБЩЕНИЕ И ЕГО  ПСИХИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Автор работы: студент

Шаковский С.А.

Юридический факультет,

Заочное отделение,

Политология, 2-й курс

 

Проверил Работу:

 

Оценка____________________

Допуск к экзамену__________

Подпись преподавателя

__________________________

Дата проверки_____________

 

 

 

Москва – 2012

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………….3 стр.
  2. Способы общения……………………………………………………..3 стр.
  3. Виды общения…………………………………………………………4 стр.
  4. Стороны общения……………………………………………………..4 стр.
  5. Заключение…………………………………………………………….6 стр.

Список использованной литературы……………………………………7 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Взаимодействие человека с окружающим его миром, осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и  связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают  в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений  между членами группы являются субъективные межличностные отношения.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения  внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную  совместную деятельность, если не будет  установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет  достигнуто между ними должное взаимопонимание.

Общение — это процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

 

  1. Способы общения

Существует два способа  общения:

    • Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
    • Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

 

  1. Виды общения

Так же общение подразделяется на несколько видов:

    • Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
    • Светское общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
    • Формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
    • Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
    • Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

 

 

  1. Стороны общения

 

Общение имеет три стороны:

Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.

При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация  пространственной среды и перемещение  в ней, совместное групповое или  массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.

Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

  • уместностью принятых управленческих решений;
  • четким распределением обязанностей среди сотрудников;
  • умелым разрешением конфликтов.

Перцептивная  сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Человек осознает себя через  другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

  • познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция);
  • познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
  • прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.

Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения , в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция  – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают  себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая  закономерность состоит в том, что  по мере роста значимости люди склонны  искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Успешное общение предполагает обратную связь – получение субъектом  информации о результатах взаимодействия.

Перцептивная функция  общения в совместной деятельности направлена на решение следующих  задач:

    • формирования содержания межличностного восприятия;
    • содействия установлению взаимопонимания;
    • обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния  людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения  и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и  убеждения) и ненаправленным (механизмы  заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются  открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что общение представляется тремя сторонами.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

  • познание себя в процессе общения;
  • познание и понимание собеседника;
  • прогнозирование поведения партнера по общению.

 

Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:

  • умением устанавливать психологический контакт;
  • учетом особенностей коммуникативного воздействия;
  • аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
  • эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

 

Границы между этими формами  условны, они могут сливаться  и дополнять друг друга.

 

  1. Заключение

 

Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).

Общение как продолжение  себя в другом, есть уже общение второго рода. Здесь зависимость перевертывается и уже деятельность выступает как аспект, часть, необходимая предпосылка общения.

Таким образом, с одной  стороны, деятельность выступает как  часть, сторона общения, с другой общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

 

 

Список использованной литературы

1. В. Л. Леви. Искусство быть другим - СПб. : Питер, 1993. - 191 с.

2. Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 157-159.

3. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр "Академия", 1995г.

4. Материалы с сайта  http://ru.wikipedia.org.ru/

5. Материалы с сайта  http://www.dvo.sut.ru


Информация о работе Общение и его психическая характеристика