Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:12, контрольная работа
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом..
Введение.
Факторы, определяющие межличностное общение.
Связь характеристик круга общения личности и ее свойств:
а) изменение круга непосредственного общения в зависимости от
возраста и окружающей обстановки;
б) проблема влияния состава людей на развитие личности.
Общение и формирование личности:
а) взаимодействие практической деятельности и общения;
б) воспитательное значение общения;
в) оценка человеком других людей;
IV. Условия психологически комфортного и личностно развивающего общения:
а) особенности познания участниками общения друг друга;
б) способы воздействия на участников общения.
Заключение.
Условием развития комфортного состояния у общающихся, поведения их на характерном для них оптимальном уровне интеллектуально-волевой активности является также проявление ими доброжелательности по отношению друг к другу при межличностных контактах, а также способности к сопереживанию и сочувствию.
Важным условием успешного общения всегда оказывается также искренность в выражении чувств, потому что лишь при наличии ее создается возможность построения по-настоящему психологически адекватного и конструктивного по своим результатам поведения участников общения по отношению друг к другу.
Общающиеся люди должны развивать в себе устойчивую привычку к творчеству, проявляющемуся в постоянном поиске и использовании при установлении и поддержании контактов друг с другом способов поведения, учитывающих индивидуальное своеобразие тех, кому они адресованы, и вместе с тем максимально работающих на достижение целей общения.
Осуществляя отбор способов воздействия на участников общения и используя их в процессе установления контактов с каждым из них, надо помнить о том, что в основе способности человека влиять на других людей лежит умение глубоко и всесторонне разбираться как в этих людях, так и в самом себе и, опираясь на эти знания, развивать со всеми участниками общения различные формы сотрудничества. И более того, наше умение понимать содержание, масштабы и причины явных и скрытых конфликтов, возникающих у нас с теми, с кем нам приходится повседневно взаимодействовать, является важнейшим условием своевременного нахождения эффективных путей ослабления или полного устранения этих конфликтов. В связи с этим можно прямо утверждать, что невосприимчивость человека к воздействиям, которым он подвергается со стороны общающегося с ним лица, обычно оказывается свидетельством того, сто последнее прибегло к способам обращения, которые не соответствуют личностным особенностям человека, по отношению к которому они были использованы.
Свидетельством психологической слепоты и глухоты к этим особенностям выступают бедность и однообразие способов воздействия, к которым прибегают представители определенного типа личности, вступая в контакты с разными людьми и с одним и тем же человеком в различных ситуациях, а также характерная для них большая возможность в использовании этих способов. Например, присущая некоторым воспитателям привычка воздействовать на учащихся с помощью наказаний и угроз вызывает, как правило, у последних оборонительную реакцию, требует от них значительных затрат энергии, чтобы совладать со страхом и опасениями, и в значительной степени подавляет их интеллектуально-волевую активность, т.е. вызывает обратный результат; с другой стороны, поведение человека в общении, ослабляющее и, еще хуже, снимающее всякий самоконтроль над своими действиями у других участников общения, имеет, как правило, негативный результат для их поведения в настоящем и будущем.
Поэтому творчество человека, направленное на обогащение способов поведения в общении, должно быть подчинено не формированию способности манипулировать людьми или, наоборот, безлико подстраиваться под их желания, обнаруживаемые в их поведении во время общения, а нацелено на овладение умением создавать своим обращением с людьми психологические условия, благоприятствующие проявлению на оптимальном уровне интеллектуально-волевого и нравственного потенциала этих людей.
Овладевая способами обращения с другими людьми, стремясь к тому, чтобы они рождали у людей доверие, настраивали на сотрудничество, необходимо помнить, что степень действенности их в большой мере зависит и от их соответствия личностным особенностям человека, использующего в своем общении с другими людьми эти способы. Поэтому каждый человека должен стремиться к тому, чтобы сформировать для себя (хотя это и не просто) стиль общения, , наиболее аккумулирующий в себе достоинства этого человека, когда ему приходится выступать в роли объекта и субъекта общения, одновременно учитывающий личностные характеристики тех, с кем ему по преимуществу приходится общаться. Причем выработка указанного стиля общения пойдет успешнее, если у нас хватит мужества и умений проявлять постоянно самокритичность по отношению к самим себе, кроме того, понимания того, что на нашем обращении с людьми могут сказываться имеющиеся у нас и не всегда осознаваемые установки, например, подстраиваться к ожиданиям других или неприятия в себе определенных характеристик.
Обдумывая и организуя обращение с другими людьми, человек делает это для достижения различных целей. И, как уже указывалась, психологический эффект действия его обращения с личностью в общении в одних случаях оказывается действительно таким, каким он его планировал, в других - достигается лишь частично, в третьих - не получается вовсе. Об условиях, которые повышают степень психологической действенности обращения или, наоборот, снижают ее в общении, речь шла выше, сейчас хотелось бы подчеркнуть следующее: чтобы обращение одного человека с другими людьми наряду с решением локальных задач (трудовых, учебных, игровых, бытовых и др.) оптимально работало на позитивное развитие личности, оно должно от начала и до конца отвечать принципу о требовательности к другому человеку и уважении к нему.
Если
иметь в виду общение, направленное на
то, чтобы помочь человеку продвинуться
вперед в его личностном развитии, то задача
помогающих ему в этом лиц заключается
прежде всего в том, чтобы своими воздействиями
на него в процессе общения они максимально
активизировали его внутренние ресурсы,
чтобы он сам на высоком нравственном
уровне мог успешно справляться с самыми
разными жизненными проблемами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все сказанное выше освещают одну мысль: поскольку общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субьектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе (с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника) развертывающегося общения, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.
Своевременно
правильно оценивать роль общения для
стимулирования оптимального эмоционального
настроя личности, максимального проявления
ее общественно одобряемых склонностей
и способностей и, наконец, для формирования
ее в целом в нужном обществу направлении
необходимо потому, что общение как ценность
в системе ценностей, имеющихся у большинства
людей, занимает очень высокое место.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА:
1.Асмолов А.Г. «Психология личности». Москва, 1990 г.
2.Зейгарник В.В. «Теории личности в зарубежной психологии». Москва, 1982 г.
3.Маслоу А. «Самоактуализация личности и образование». Киев-Донецк, 1994 г.
4.А.А.Бодалев «Психология о личности». Москва, 1988 г.
5.Немов Р.С. «Общие основы психологии». Москва, 1994 г.
6.Костюк Г.С. «Навчально-виховний процес та психічний
розвиток особистості». Київ, 1989 р.