Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:51, реферат
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом..
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Введение 3
1. Психология общения и межличностные отношения 5
1.1. Межличностное общение 5
1.2. Межличностные отношения 6
2. Структура общения в межличностных отношениях 8
2.1. Коммуникативная сторона общения 9
2.2. Интерактивная сторона общени 13
2.3. Перцептивная сторона общения 14
3. Связь общения и деятельности 17
Заключение 20
Список литературы 21
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный горный университет»
РЕФЕРАТ
Выполнил студент: Звягинцева Оксана Александровна
Факультет: Финансы и кредит
Курс: 3
Специальность: 080105 с элементами ДОТ
Шифр: 9701161019
Санкт-Петербург
2012 г
Введение | 3 |
1. Психология
общения и межличностные |
5 |
1.1. Межличностное общение | 5 |
1.2. Межличностные отношения | 6 |
2. Структура
общения в межличностных |
8 |
2.1.
Коммуникативная сторона |
9 |
2.2. Интерактивная сторона общени | 13 |
2.3. Перцептивная сторона общения | 14 |
3. Связь общения и деятельности | 17 |
Заключение | 20 |
Список литературы | 21 |
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом..
Взаимодействие
человека с окружающим миром осуществляется
в системе объективных
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.
Общение
– это многоплановый процесс
развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями
Так как общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой).
Для
межличностного общения типична
такая ситуация, когда участники
общения, вступая в контакты, преследуют
по отношению друг к другу более
или менее значимые для них
цели, которые могут совпадать
по своему содержанию, а могут и отличаться
друг от друга. Цели эти - следствие
действия определенных мотивов, имеющихся
у участников общения, их достижение постоянно
предполагает использование разнообразных
способов поведения, которые у каждого
человека формируются по мере развития
у него качеств объекта и субъекта
общения. Все это означает, что межличностное
общение по основным своим характеристикам
всегда является видом деятельности, суть
которого составляет взаимодействие человека
с человеком.
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
1.1.
Межличностное общение
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.
Общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.
Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.
Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. И наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект-субъект(ы)».
Здесь
можно привести мнение В. В. Знакова,
которое отражает существующие в
современной отечественной
Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат — не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».
В
целом, теоретическая и
В
работе А. В. Брушлинского и В. А. Поликарпова
(1990) наряду с этим дано критическое осмысление
данного методологического принципа,
а также перечислены наиболее известные
циклы исследований, в которых проанализирована
вся многоаспектная проблематика общения
в отечественной психологической науке.
1.2.
Межличностные отношения
Развитие
межличностных отношений
Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.
Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т. д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон).
Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.
Условия
развития межличностных отношений
существенно влияют на их динамику
и формы проявления. В городских
условиях, по сравнению с сельской местностью,
межличностные контакты более многочисленны,
быстро заводятся и так же быстро прерываются.
Влияние временного фактора различно
в зависимости от этнической среды: в восточных
культурах развитие межличностных отношений
как бы растянуто во времени, а в западных
— спрессовано, динамично.
2. Структура общения
в межличностных
отношениях