Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 16:07, контрольная работа
Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который возникает с целью установления контактов при осуществлении совместной деятельности и поведения. Общаясь люди занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение.
Введение.
I. Факторы, определяющие межличностное общение.
II. Связь характеристик круга общения личности и ее свойств:
а) изменение круга непосредственного общения в зависимости от
возраста и окружающей обстановки;
б) проблема влияния состава людей на развитие личности.
III. Общение и формирование личности:
а) взаимодействие практической деятельности и общения;
б) воспитательное значение общения;
в) оценка человеком других людей;
IV. Условия психологически комфортного и личностно развивающего общения:
а) особенности познания участниками общения друг друга;
б) способы воздействия на участников общения.
Заключение.
2) у общающихся
должен быть сформирован
3) одни участники
общения постоянно должны
4) общающиеся
должны располагать, по
Условием развития
комфортного состояния у
Важным условием успешного общения всегда оказывается также искренность в выражении чувств, потому что лишь при наличии ее создается возможность построения по-настоящему психологически адекватного и конструктивного по своим результатам поведения участников общения по отношению друг к другу.
Общающиеся люди должны развивать в себе устойчивую привычку к творчеству, проявляющемуся в постоянном поиске и использовании при установлении и поддержании контактов друг с другом способов поведения, учитывающих индивидуальное своеобразие тех, кому они адресованы, и вместе с тем максимально работающих на достижение целей общения.
Осуществляя отбор способов воздействия на участников общения и используя их в процессе установления контактов с каждым из них, надо помнить о том, что в основе способности человека влиять на других людей лежит умение глубоко и всесторонне разбираться как в этих людях, так и в самом себе и, опираясь на эти знания, развивать со всеми участниками общения различные формы сотрудничества. И более того, наше умение понимать содержание, масштабы и причины явных и скрытых конфликтов, возникающих у нас с теми, с кем нам приходится повседневно взаимодействовать, является важнейшим условием своевременного нахождения эффективных путей ослабления или полного устранения этих конфликтов. В связи с этим можно прямо утверждать, что невосприимчивость человека к воздействиям, которым он подвергается со стороны общающегося с ним лица, обычно оказывается свидетельством того, сто последнее прибегло к способам обращения, которые не соответствуют личностным особенностям человека, по отношению к которому они были использованы.
Свидетельством
психологической слепоты и
Поэтому творчество человека, направленное на обогащение способов поведения в общении, должно быть подчинено не формированию способности манипулировать людьми или, наоборот, безлико подстраиваться под их желания, обнаруживаемые в их поведении во время общения, а нацелено на овладение умением создавать своим обращением с людьми психологические условия, благоприятствующие проявлению на оптимальном уровне интеллектуально-волевого и нравственного потенциала этих людей.
Овладевая способами обращения с другими людьми, стремясь к тому, чтобы они рождали у людей доверие, настраивали на сотрудничество, необходимо помнить, что степень действенности их в большой мере зависит и от их соответствия личностным особенностям человека, использующего в своем общении с другими людьми эти способы. Поэтому каждый человека должен стремиться к тому, чтобы сформировать для себя (хотя это и не просто) стиль общения, , наиболее аккумулирующий в себе достоинства этого человека, когда ему приходится выступать в роли объекта и субъекта общения, одновременно учитывающий личностные характеристики тех, с кем ему по преимуществу приходится общаться. Причем выработка указанного стиля общения пойдет успешнее, если у нас хватит мужества и умений проявлять постоянно самокритичность по отношению к самим себе, кроме того, понимания того, что на нашем обращении с людьми могут сказываться имеющиеся у нас и не всегда осознаваемые установки, например, подстраиваться к ожиданиям других или неприятия в себе определенных характеристик.
Обдумывая и организуя обращение с другими людьми, человек делает это для достижения различных целей. И, как уже указывалась, психологический эффект действия его обращения с личностью в общении в одних случаях оказывается действительно таким, каким он его планировал, в других - достигается лишь частично, в третьих - не получается вовсе. Об условиях, которые повышают степень психологической действенности обращения или, наоборот, снижают ее в общении, речь шла выше, сейчас хотелось бы подчеркнуть следующее: чтобы обращение одного человека с другими людьми наряду с решением локальных задач (трудовых, учебных, игровых, бытовых и др.) оптимально работало на позитивное развитие личности, оно должно от начала и до конца отвечать принципу о требовательности к другому человеку и уважении к нему.
Если иметь в
виду общение, направленное на то, чтобы
помочь человеку продвинуться вперед
в его личностном развитии, то задача помогающих
ему в этом лиц заключается прежде всего
в том, чтобы своими воздействиями на него
в процессе общения они максимально активизировали
его внутренние ресурсы, чтобы он сам на
высоком нравственном уровне мог успешно
справляться с самыми разными жизненными
проблемами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все сказанное выше освещают одну мысль: поскольку общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субьектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе (с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника) развертывающегося общения, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.
Своевременно
правильно оценивать роль общения для
стимулирования оптимального эмоционального
настроя личности, максимального проявления
ее общественно одобряемых склонностей
и способностей и, наконец, для формирования
ее в целом в нужном обществу направлении
необходимо потому, что общение как ценность
в системе ценностей, имеющихся у большинства
людей, занимает очень высокое место.
Список литературы:
1.Асмолов А.Г. «Психология личности». Москва, 1990 г.
2.Зейгарник В.В.
«Теории личности в
3.Маслоу А. «Самоактуализация личности и образование». Киев-Донецк, 1994 г.
4.А.А.Бодалев
«Психология о личности».
5.Немов Р.С.
«Общие основы психологии».
6. П.А. Сорокун. Основы психологии Псков: ПГПУ, 2005 г
Информация о работе Общение как основа межличностных отношений