Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:58, контрольная работа
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Основными функциями общения являются:
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
формирование и развитие межличностных отношений;
познание людьми друг друга;
Введение. 3
Роль речевого общения в развитии речи детей. 5
Формы общения детей с взрослыми. 12
Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности. 18
Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками. 21
Разговор воспитателя с детьми, как метод обучения диалогической речи повседневном общении: виды, тематика, содержание, руководство разговорами. 27
Заключение. 36
36
Список литературы: 37
Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В младших группах особенно полезны игры с образными игрушками. Воспитатель разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений.
В методике разработано много
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Фанты», «Краски», «Коршун» и др.). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Методика использования
Приведем примеры ситуаций для средней группы:
Воспитатель рассказывает: «Антоша, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом. Антоша говорит: «Я предлагаю построить дом, а рядом гараж». Кирюша сказал: «Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины». В разговор вступил Незнайка: «Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много». Кирюша ему ответил: «Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать». «Очень надо! Вы еще маленькие и глупые, строить не умеете!» – возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: «Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить».
Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как надо относиться к собеседникам во время разговора?»
а) Воспитатель говорит: «У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они будут это делать».
б) «Сегодня открылся книжный магазин, я – продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом».
Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета.
В старшем дошкольном возрасте детям предлагают более сложные задачи: выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то), расспросив предварительно партнера; договориться с паромщиком о переправе на другой берег реки; поговорить с Незнайкой на определенную тему (о любимом животном); проанализировать и оценить поведение Незнайки в гостях у Чебурашки и т. п.
Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»).
Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.
Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.
К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.
Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.
Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.