Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:25, реферат
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Общение - это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны. Коль скоро существует как минимум два участника, объединенных какой-то ситуацией, то возникает передача информации, а значит, и процесс общения.
В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона, которая состоит в обмене информации между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции, или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. И третья, перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Введение
1 Виды общения
2 Функции общения
3 Средства общения.
Заключение
Список литературы
Е) ошибки в построении высказывании: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность;
Ж) неверный выбор стратеги и тактики общения.
Каждый из видов общения имеет свою стратегию и тактику.
Стратегии общения:
1) открытое - закрытое общение. При открытом общении проявляется желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение предполагает нежелание либо неумении понятно свою точку зрения, свое отношение, а также имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в таких случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметно компетентности и бессмысленно тратить время силы на поднятие компетентности низкой стороны; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств и планов противоборствующей стороне нецелесообразно.
2) Существуют полузакрытые
коммуникации, например, по типу
одностороннего спрашивания,
3) Монологическая-диалогическое общение.
4) Ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).
Различные виды общения предполагающие выбор той или иной стратегии, подчиняются своим специфическим правилам.
Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.
В общении выделяют следующие позиции:
- доброжелательная
позиция по отношению к
- нейтральная позиция;
- враждебная позиция, неприятие собеседника;
- доминирование, или «общение сверху»;
- общение «на равных»;
- подчинение, или общение «снизу».
Следующая функция общения - познание людьми друг друга в процессе общения, или перцептивная (от лат. - психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Перцептивная сторона общения - это во многом сложный и уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психологические процессы - память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, воля, внимание. С. Л. Рубинштейн писал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы «читаем», то есть расшифровываем значение внешних данных и раскрываем смысл образа в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» происходит бегло, так как в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматический, функционирующий подтекст к поведению окружающих.
Чтобы развивать перцептивную способность, умение быстро и точно воспринимать собеседника, его поведение, нужно этому учиться. Для этого нужно быть внимательным к собеседнику: развивать коммуникативную память (необходимо помнить предшествующую тональность общения с этим человеком); развивать наблюдательность в процессе общения; стремиться предугадать реакцию собеседника; уметь анализировать внешнее поведение людей - позу, жесты, мимику, экспрессию - то есть внешние проявления обратной связи. В процессе общения нужно постоянно думать о партнере. В этом случае процесс общения становится более целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и одновременно эффективным. Единство собственной личности и личности партнера в процессе общения чрезвычайно важный фактор, который, тем не менее, не совсем очевиден для участников процесса общения. Действительно, если человек не ориентируется в психическом состоянии своего собеседника, то акт коммуникации оказывается неудачным, а это в свою очередь может привести к ухудшению межличностных отношений.
Следующая функция общения - это организация межличностных отношений. Канн-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. С. 18.
Процесс формирования плодотворных взаимоотношений предполагает:
- подлинный интерес к другому человеку, стремление познать и понять его;
- осознания себя как части целого - частички человеческого взаимодействия;
- стремление так
организовать взаимоотношения,
- взаимоотношения
не должны складываться
Еще одной функцией общения является взаимовлияние людей друг на друга (т.е. интерактивная сторона общения). В процессе общения собеседник всегда пытается, как бы внедрить свои чувства, мысли и переживания, т.е. подать предмет разговора так как он его видит и привлечь таким образом собеседника на свою сторону. Причем эту задачу стремятся решить как люди эмоциональные, так и внешне спокойные, даже кажущиеся равнодушными. Эффект этот понятен - это желание влиять на собеседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние.
Взаимодействие людей всегда есть борьба - борьба мотивов, установок, позиций. Общаясь с человеком существует желание «спровоцировать» его поведение в интересующем направлении, найти в системе его контраргументов слабые точки, воздействовать на них и добиться взаимопонимания; определить факторы, которые помогут управлять поведением партнера при самом доброжелательном отношении к нему. В этих случаях используются разнообразные неречевые средства общения.
3 Средства общения
Общение, будучи сложным
социально психологическим
- речевой (вербальный);
- неречевой (невербальный).
Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации и как способ воздействия на собеседника.
В структуру речевого общения входит:
- значение и смысл слов и фраз;
- речевые и звуковые явления - темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная манера речи.
- выразительные качества
голоса: характерные специфические
звуки, возникающие при
- разделительные звуки, например, кашель, нулевые звуки - паузы.
Спектр неречевых средств общения, достаточно широк:
- чувства и эмоции
(их проявления изучает
- движения мышц лица (изучает мимика);
- жестовые движения отдельных частей тела (изучается жестикой);
- моторика всего тела - позы, осанка, поклоны, походка (изучается понтамимикой);
- прикосновения в ситуации общения - рукопожатия, дотрагивания, поглаживания, поцелуи, отталкивания и т.д. (изучается такесикой);
- расположение людей в пространстве также несет определенную информацию (изучается проксемикой).
Ученые установили, что цели и задачи общения существенным образом влияют на дистанцию между партнерами. Выделяют следующие зоны дистанции между партнерами:
- интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерно доверительное общение, исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
- личная или персональная
зона (45-120 см), для обыденной беседы
с друзьями и коллегами,
- социальная зона (120-400 см), обычно соблюдается во время официальных встреч, как правило с теми, кого не очень знают.
- публичная зона (свыше
4 м), подразумевает общение с
Мимика - движение мышц лица, отражающее внутреннее состояние говорящего. Мимика способна дать информацию о том, что на самом деле переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
Взгляд по своей специфике может быть:
- деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
- светским, взгляд
опускается ниже уровня глаз
собеседника, до уровня губ.
Такой взгляд способствует
- интимным - направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном настрое к собеседнику.
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Причем легче всего распознаются положительные эмоции - радость, любовь, удивление, труднее всего воспринимаются отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Много информации несут жесты. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на пять групп:
1. Жесты-иллюстраторы - это жесты-сообщения - указатели, пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы - движения телом; жесты - биты («жесты-отмашки»); идеографы, т. е. Своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые движения вместе.
2. Жесты-регуляторы. Это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивки, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
3. Жесты-эмблемы- это заменпители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне руки во многих случаях означают «здравствуйте», а поднятые над головой - «до свидания».
4. Жесты-адапторы - специфические
привычки человека, связанные с
движением рук. Это могут быть
почесывания, подергивания
5. Жесты-аффекторы
- жесты, выражающие через
Существуют и микрожесты - движения глаз, покраснения щек, слушателя важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. подергивания губ и т. д.
Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Поэтому для проницательного слушателя важно понимать притворные, ложные жесты. Особенность их в том, что они направлены на преувеличение слабого волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.
При общении чаще всего возникают следующие виды жестов:
- жесты оценки - почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки;
- жесты уверенности
- раскачивание на стуле,
- нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами и т. д.
- жесты самоконтроля
- например, заведение рук за спину,
поза сидящего в кресле
- жесты ожидания - потирание ладоней, медленное вытирание ладоней о ткань;
- жесты отрицания- сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;
- жесты расположения
- прикладывание руки к груди,
прерывистое прикосновение к
собеседнику; жесты
Умение понимать популярные
жесты позволяет лучше
Заключение
Общение - сложный и многогранный процесс, который является основополагающим в совместной деятельности людей.
В работе дана характеристика общения именно как процесса деятельности человека; были рассмотрены основные виды общения, функции общения как вида деятельности человека, а также средства общения. Средства общения достаточно разнообразны, предполагают неречевые и речевые формы взаимодействия. Речь - далеко не лидирующее средство социального взаимодействия. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации слова составляют 7%, звуки интонации 38%, а неречевое взаимодействие 53%.