Общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:25, реферат

Описание

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Общение - это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны. Коль скоро существует как минимум два участника, объединенных какой-то ситуацией, то возникает передача информации, а значит, и процесс общения.
В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона, которая состоит в обмене информации между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции, или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. И третья, перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Содержание

Введение
1 Виды общения
2 Функции общения
3 Средства общения.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

общение.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

Е) ошибки в построении высказывании: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность;

Ж) неверный выбор  стратеги и тактики общения.

Каждый из видов  общения имеет свою стратегию  и тактику.

Стратегии общения:

1) открытое - закрытое  общение. При открытом общении  проявляется желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение предполагает нежелание либо неумении понятно свою точку зрения, свое отношение, а также имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в таких случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметно компетентности и бессмысленно тратить время силы на поднятие компетентности низкой стороны; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств и планов противоборствующей стороне нецелесообразно.

2) Существуют полузакрытые  коммуникации, например, по типу  одностороннего спрашивания, когда  человек пытается выяснить позиции  другого, в тоже время не  раскрывая свои позиции. «Истерическое  предъявление проблемы» - человек  открыто предъявляет свою проблему, выражает чувства, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в чужие обстоятельства, слушать «излияния».

3) Монологическая-диалогическое  общение.

4) Ролевое (исходя  из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).

Различные виды общения предполагающие выбор той или иной стратегии, подчиняются своим специфическим правилам.

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной  стратегии на основе владения техниками  и знания правил общения. Техника  общения - совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В общении выделяют следующие позиции:

- доброжелательная  позиция по отношению к собеседнику

- нейтральная позиция;

- враждебная позиция,  неприятие собеседника;

- доминирование, или «общение сверху»;

- общение «на равных»;

- подчинение, или общение  «снизу».

Следующая функция  общения - познание людьми друг друга  в процессе общения, или перцептивная (от лат. - психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной  действительности органами чувств). Перцептивная сторона общения - это во многом сложный и уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психологические процессы - память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, воля, внимание. С. Л. Рубинштейн писал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы «читаем», то есть расшифровываем значение внешних данных и раскрываем смысл образа в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» происходит бегло, так как в процессе общения у нас вырабатывается определенный, более или менее автоматический, функционирующий подтекст к поведению окружающих.

Чтобы развивать перцептивную способность, умение быстро и точно  воспринимать собеседника, его поведение, нужно этому учиться. Для этого нужно быть внимательным к собеседнику: развивать коммуникативную память (необходимо помнить предшествующую тональность общения с этим человеком); развивать наблюдательность в процессе общения; стремиться предугадать реакцию собеседника; уметь анализировать внешнее поведение людей - позу, жесты, мимику, экспрессию - то есть внешние проявления обратной связи. В процессе общения нужно постоянно думать о партнере. В этом случае процесс общения становится более целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и одновременно эффективным. Единство собственной личности и личности партнера в процессе общения чрезвычайно важный фактор, который, тем не менее, не совсем очевиден для участников процесса общения. Действительно, если человек не ориентируется в психическом состоянии своего собеседника, то акт коммуникации оказывается неудачным, а это в свою очередь может привести к ухудшению межличностных отношений.

Следующая функция  общения - это организация межличностных отношений. Канн-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. С. 18.

Процесс формирования плодотворных взаимоотношений предполагает:

- подлинный интерес  к другому человеку, стремление  познать и понять его;

- осознания себя  как части целого - частички человеческого взаимодействия;

- стремление так  организовать взаимоотношения, чтобы  общение с вами было приятным  для другого;

- взаимоотношения  не должны складываться стихийно, необходимо направленно их формировать,  тогда быстрее и приятнее пройдет взаимопонимание.

Еще одной функцией общения является взаимовлияние  людей друг на друга (т.е. интерактивная  сторона общения). В процессе общения  собеседник всегда пытается, как бы внедрить свои чувства, мысли и переживания, т.е. подать предмет разговора так как он его видит и привлечь таким образом собеседника на свою сторону. Причем эту задачу стремятся решить как люди эмоциональные, так и внешне спокойные, даже кажущиеся равнодушными. Эффект этот понятен - это желание влиять на собеседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние.

Взаимодействие людей  всегда есть борьба - борьба мотивов, установок, позиций. Общаясь с человеком  существует желание «спровоцировать» его поведение в интересующем направлении, найти в системе  его контраргументов слабые точки, воздействовать на них и добиться взаимопонимания; определить факторы, которые помогут управлять поведением партнера при самом доброжелательном отношении к нему. В этих случаях используются разнообразные неречевые средства общения.

3 Средства общения

Общение, будучи сложным  социально психологическим процессом  взаимопонимания между людьми осуществляется по следующим основным каналам:

- речевой (вербальный);

- неречевой (невербальный).

Речь как средство общения одновременно выступает  и как источник информации и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входит:

- значение и смысл  слов и фраз;

- речевые и звуковые  явления - темп речи, модуляция  высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция  речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная манера речи.

- выразительные качества  голоса: характерные специфические  звуки, возникающие при общении:  смех, хмыканье, плачь, шепот, вздохи  и т.д.;

- разделительные звуки, например, кашель, нулевые звуки - паузы.

Спектр неречевых  средств общения, достаточно широк:

- чувства и эмоции (их проявления изучает специальная  наука кинестика);

- движения мышц  лица (изучает мимика);

- жестовые движения  отдельных частей тела (изучается жестикой);

- моторика всего  тела - позы, осанка, поклоны, походка  (изучается понтамимикой);

- прикосновения в  ситуации общения - рукопожатия,  дотрагивания, поглаживания, поцелуи,  отталкивания и т.д. (изучается  такесикой);

- расположение людей  в пространстве также несет определенную информацию (изучается проксемикой).

Ученые установили, что цели и задачи общения существенным образом влияют на дистанцию между  партнерами. Выделяют следующие зоны дистанции между партнерами:

- интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерно доверительное общение, исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

- личная или персональная  зона (45-120 см), для обыденной беседы  с друзьями и коллегами, предполагает  только визуально-зрительный контакт  между партнерами, поддерживающими разговор.

- социальная зона (120-400 см), обычно соблюдается во  время официальных встреч, как  правило с теми, кого не очень  знают.

- публичная зона (свыше  4 м), подразумевает общение с большой  группой людей.

Мимика - движение мышц лица, отражающее внутреннее состояние говорящего. Мимика способна дать информацию о том, что на самом деле переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Взгляд по своей  специфике может быть:

- деловым, когда  он фиксируется в районе лба  собеседника, это предполагает  создание серьезной атмосферы делового партнерства;

- светским, взгляд  опускается ниже уровня глаз  собеседника, до уровня губ.  Такой взгляд способствует непринужденной  светской обстановке.

- интимным - направлен  не в глаза собеседника, а  ниже лица - на другие части  тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном настрое к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Причем легче всего распознаются положительные эмоции - радость, любовь, удивление, труднее всего воспринимаются отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Много информации несут  жесты. В языке жестов, как и  в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно  разбить на пять групп:

1. Жесты-иллюстраторы - это жесты-сообщения - указатели, пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы - движения телом; жесты - биты («жесты-отмашки»); идеографы, т. е. Своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые движения вместе.

2. Жесты-регуляторы. Это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивки, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы- это  заменпители слов или фраз  в общении. Например, сжатые вместе  руки на манер рукопожатия на уровне руки во многих случаях означают «здравствуйте», а поднятые над головой - «до свидания».

4. Жесты-адапторы - специфические  привычки человека, связанные с  движением рук. Это могут быть  почесывания, подергивания отдельных  частей тела, касания, пошлепывания партнера, перебирания предметов руками и т. д.

5. Жесты-аффекторы  - жесты, выражающие через движения  тела и мышц лица определенные  эмоции.

Существуют и микрожесты - движения глаз, покраснения щек, слушателя  важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. подергивания губ и т. д.

Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Поэтому для проницательного  слушателя важно понимать притворные, ложные жесты. Особенность их в том, что они направлены на преувеличение слабого волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении чаще всего возникают следующие виды жестов:

- жесты оценки - почесывание  подбородка, вытягивание указательного  пальца вдоль щеки;

- жесты уверенности  - раскачивание на стуле, соединение  пальцев в купол;

- нервозности и  неуверенности - переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами и т. д.

- жесты самоконтроля - например, заведение рук за спину,  поза сидящего в кресле человека. Вцепившегося в подлокотник;

- жесты ожидания - потирание ладоней, медленное  вытирание ладоней о ткань;

- жесты отрицания-  сложенные на груди руки, отклоненный  назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание  до кончика носа;

- жесты расположения - прикладывание руки к груди,  прерывистое прикосновение к  собеседнику; жесты неискренности  - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о о сомнении в чем-то, поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и т. д.

Умение понимать популярные жесты позволяет лучше разбираться  в людях.

Заключение

Общение - сложный  и многогранный процесс, который  является основополагающим в совместной деятельности людей.

В работе дана характеристика общения именно как процесса деятельности человека; были рассмотрены основные виды общения, функции общения как  вида деятельности человека, а также средства общения. Средства общения достаточно разнообразны, предполагают неречевые и речевые формы взаимодействия. Речь - далеко не лидирующее средство социального взаимодействия. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации слова составляют 7%, звуки интонации 38%, а неречевое взаимодействие 53%.

Информация о работе Общение