Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 13:52, контрольная работа
Задачей же данного раздела является показать психологические причины девиантного поведения. Л. М. Зюбин (1963) отмечает три причины, приводящие к особенностям мотивации трудных подростков:
1) недостаток умственного развития в целом (но не патология!), что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозирования его последствий;
2) недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность;
Общие представления
о девиантном поведении
и его причинах
К отклоняющемуся поведению
относят агрессивные действия по
отношению к другим, преступность,
употребление алкоголя, наркотиков, курение,
бродяжничество, самоубийство.
Имеются две крайние
точки зрения на обусловленность
девиантного поведения: натурально-биологическая
и социологически-
На формирование
девиантного поведения влияют как внешние
(в том числе социально-экономические),
так и внутренние (в частности, психологические)
факторы. О первых много говорить не приходится
— это и безработица, и низкий уровень
жизни, и голод, и определенная субкультура
тех или иных слоев общества, анализ и
описание которых является прерогативой
социологов, экономистов, политиков.
Задачей же данного
раздела является показать психологические
причины девиантного поведения. Л. М.
Зюбин (1963) отмечает три причины, приводящие
к особенностям мотивации трудных подростков:
1) недостаток
умственного развития в целом
(но не патология!), что препятствует
правильному самоанализу
2) недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность;
3) низкая познавательная
активность, обедненность и неустойчивость
духовных потребностей.
В русле же рассматриваемой
проблемы можно назвать две основные
психологические (внутренние) причины
отклоняющегося поведения: неудовлетворенные
просоциальные потребности, создающие
внутренний конфликт личности и ведущие
к формированию деформированных и аномальных
потребностей, и наличие асоциальных личностных
диспозиций (мотиваторов), приводящих
к выбору асоциальных средств и путей
удовлетворения потребностей или избавления
от них (путем, например, самоубийства).
Неудовлетворенная
потребность ребенка в
Неправильное воспитание
приводит к формированию у ребенка
пренебрежительного или даже негативного
отношения к нормам и правилам
общественной жизни, искажению жизненных
ценностей, появлению асоциальных ценностей,
т. е. к формированию асоциальных личностных
диспозиций, влияющих на мотивацию отклоняющегося,
в том числе и преступного, поведения.
Ф. Патаки выделяет натуральные
(природные) и социокультурные диспозиции.
Натуральные диспозиции — это психопатические
явления, связанные с психофизиологическими
нарушениями в организации поведения.
К социокультурным он относит в определенных
национальных, локальных и этнических
культурах своеобразные наследуемые и
передаваемые по традиции образцы и модели
решения конфликта, которые в случае их
интериоризации личностью могут вызвать
в ней склонность к какому-то виду девиантного
поведения; это и подражание эталонам
поведения, имеющимся в определенных слоях
общества, в семье, соприкоснувшейся с
криминальностью, и т. д.
Автор справедливо
подчеркивает, что диспозиция —
это не непосредственная причина
девиантности, а всего лишь вызывающий
предрасположенность к ней фактор. Однако
если в процессе социализации, особенно
на ее раннем этапе, неблагоприятные (например,
психопатические) тенденции и склонности
совпадут с соответствующими социокультурными
образцами (антисоциальными, гедонистическими,
саморазрушительными и т. п.), то шансы
на возникновение какого-либо варианта
Девиантного поведения возрастут.
Надо отметить, что
социальные нормы поведения (социокультурные
диспозиции) могут не совпадать в
разные исторические эпохи, у разных
наций и народностей. В определенных
культурах ритуальный акт человеческого
жертвоприношения, осуществления кровной
мести, употребления наркотиков носил
обязательный характер, являясь социально
нормативным. Такой же характер имеют
в настоящее время и многие
законы шариата у мусульман. У
современных цыган мотиватором воровства
является неоформленность понятия собственности.
Алкоголизм может выступать в сознании
большинства людей как «национальное
своеобразие». В определенных культурах
наблюдается героизация самоубийства,
что вызывает даже подражание, например
у самураев или в отдельных слоях интеллигенции.
Гомельский
государственный
университет им. Ф.
Скорины
Контрольная работа студента заочного факультета, группы ПЗ-21
Козловского
Юрия Анатольевича
По теме:
Общие
представления о
девиантном поведении
и его причинах
г.Гомель 2012 г.
Информация о работе Общие представления о девиантном поведении и его причинах