Общие представления о девиантном поведении и его причинах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 13:52, контрольная работа

Описание

Задачей же данного раздела является показать психологические причины девиантного поведения. Л. М. Зюбин (1963) отмечает три причины, приводящие к особенностям мотивации трудных подростков:
1) недостаток умственного развития в целом (но не патология!), что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозирования его последствий;
2) недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность;

Работа состоит из  1 файл

Общие представления о девиантном поведении и его причинах.docx

— 19.58 Кб (Скачать документ)

          Общие представления о девиантном поведении и его причинах 

К отклоняющемуся поведению  относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство. 

Имеются две крайние  точки зрения на обусловленность  девиантного поведения: натурально-биологическая и социологически-редукционистская. Первая пытается объяснить причины девиантного поведения исключительно свойственными личности природно-биологическими факторами (своеобразной генетической организацией, нарушениями биохимического регулирования, механизмами работы нервной системы). Вторая прибегает к социолого-экономическим объяснениям, исключая роль любых внутренних, в том числе и психологических факторов (личностных диспозиций). В действительности же девиантное поведение, как отмечает венгерский психолог Ф. Патаки (1987), это системное или полидетерминированное явление, в формировании которого принимают участие исторические, макросоциологические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы. 

На формирование девиантного поведения влияют как внешние (в том числе социально-экономические), так и внутренние (в частности, психологические) факторы. О первых много говорить не приходится — это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод, и определенная субкультура тех или иных слоев общества, анализ и описание которых является прерогативой социологов, экономистов, политиков. 

Задачей же данного  раздела является показать психологические  причины девиантного поведения. Л. М. Зюбин (1963) отмечает три причины, приводящие к особенностям мотивации трудных подростков: 

1)  недостаток  умственного развития в целом  (но не патология!), что препятствует  правильному самоанализу поведения  и прогнозирования его последствий;

2)  недостаточная  самостоятельность мышления и  поэтому большая внушаемость  и конформность;

3) низкая познавательная  активность, обедненность и неустойчивость духовных потребностей. 

В русле же рассматриваемой  проблемы можно назвать две основные психологические (внутренние) причины  отклоняющегося поведения: неудовлетворенные  просоциальные потребности, создающие внутренний конфликт личности и ведущие к формированию деформированных и аномальных потребностей, и наличие асоциальных личностных диспозиций (мотиваторов), приводящих к выбору асоциальных средств и путей удовлетворения потребностей или избавления от них (путем, например, самоубийства). 

Неудовлетворенная потребность ребенка в обладании  собственностью, которая может быть следствием недостатка игрушек в  детском саду или же бесцеремонного вторжения взрослых в мир любимых  и необходимых ребенку вещей, может способствовать развитию агрессивности, вызывать стремление компенсировать потери своей собственности путем присвоения чужой. Агрессивности, протестам против всех, демонстративному неподчинению социальным нормам и требованиям, побегам  из дома способствует неудовлетворенная  потребность в свободе. Неудовлетворенное стремление занять достойное место в группе сверстников и в семье {в последнем случае — в связи с появлением второго ребенка, которому родители начинают уделять больше внимания) приводит к негативным формам самоутверждения: шутовству, отчаянности, оппозиционерству. 

Неправильное воспитание приводит к формированию у ребенка  пренебрежительного или даже негативного  отношения к нормам и правилам общественной жизни, искажению жизненных ценностей, появлению асоциальных ценностей, т. е. к формированию асоциальных личностных диспозиций, влияющих на мотивацию отклоняющегося, в том числе и преступного, поведения. 

Ф. Патаки выделяет натуральные (природные) и социокультурные диспозиции. Натуральные диспозиции — это психопатические явления, связанные с психофизиологическими нарушениями в организации поведения. К социокультурным он относит в определенных национальных, локальных и этнических культурах своеобразные наследуемые и передаваемые по традиции образцы и модели решения конфликта, которые в случае их интериоризации личностью могут вызвать в ней склонность к какому-то виду девиантного поведения; это и подражание эталонам поведения, имеющимся в определенных слоях общества, в семье, соприкоснувшейся с криминальностью, и т. д. 

Автор справедливо  подчеркивает, что диспозиция —  это не непосредственная причина  девиантности, а всего лишь вызывающий предрасположенность к ней фактор. Однако если в процессе социализации, особенно на ее раннем этапе, неблагоприятные (например, психопатические) тенденции и склонности совпадут с соответствующими социокультурными образцами (антисоциальными, гедонистическими, саморазрушительными и т. п.), то шансы на возникновение какого-либо варианта Девиантного поведения возрастут. 

Надо отметить, что  социальные нормы поведения (социокультурные  диспозиции) могут не совпадать в  разные исторические эпохи, у разных наций и народностей. В определенных культурах ритуальный акт человеческого  жертвоприношения, осуществления кровной  мести, употребления наркотиков носил  обязательный характер, являясь социально  нормативным. Такой же характер имеют  в настоящее время и многие законы шариата у мусульман. У  современных цыган мотиватором воровства является неоформленность понятия собственности. Алкоголизм может выступать в сознании большинства людей как «национальное своеобразие». В определенных культурах наблюдается героизация самоубийства, что вызывает даже подражание, например у самураев или в отдельных слоях интеллигенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гомельский  государственный  университет им. Ф. Скорины 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа студента заочного факультета, группы ПЗ-21

Козловского Юрия Анатольевича 
 
 

По  теме:

Общие представления о  девиантном поведении и его причинах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Гомель  2012 г.


Информация о работе Общие представления о девиантном поведении и его причинах