Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:15, реферат
Решающий сдвиг в понимании биоло¬гических основ темперамента произошел в
начале 30-х гг. нашего века благодаря ра¬ботам И.П. Павлова. Он впервые
высказал мысль о том, что в ос¬нове темперамента лежат не свойства жид¬костей
или телесных тканей, а особен¬ности функционирования нервной системы. Павлов
пытался показать, что физиологическую основу темперамента составляют не
жидкостные компоненты внутренней среды организма, а свойства нервной системы,
тип высшей нервной деятельности.
3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;
4) может проявляться уже в детстве;
5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;
6) высоко коррелирует
со свойствами биологических
подсистем (нервной,
7) передается по наследству.
В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, - В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:
эргичность (выносливость),
пластичность,
скорость,
эмоциональность (чувствительность).
В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:
1. Предметная эргичность - желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.
2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.
3. Предметная пластичность - вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.
4. Социальная пластичность - сдержанность или расторможенность в общении.
5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп - речедвигательная активность, способность вербализации.
7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.
8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.
На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику ``Опросник структуры темперамента'' (ОСТ).