Общие закономерности психических проявлений нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:02, реферат

Описание

Специальная психология занимается изучением того, каким образом ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных для него условиях

Содержание

1.Введение
2.Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития
3.Заключение

Работа состоит из  1 файл

общие закономерности.docx

— 18.11 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

       ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

       УНИВЕРСИТЕТ им.М.АКМУЛЛЫ»

                                               Реферат

Тема: «Общие закономерности психических проявлений нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии »

 
 

                                                               Выполнила: студентка 2 курса

                                                               группы 215 по специальности

                                                     логопедия Фокина В.Г.

                                                                Проверила: кандидат пед.наук,

                                                        доцент Хайртдинова Л.Ф.

  
 

                   

                                                Уфа 2011 г.

       Содержание:

1.Введение

2.Общие  и специфические закономерности  отклоняющегося развития

3.Заключение 

 

                                            Введение

Специальная психология занимается изучением того, каким образом ведет себя процесс  психического развития в различных  неблагоприятных для него условиях. Те особенности, которые проявляет  этот процесс в сравнении с его же параметрами в норме, и обозначаются как специфические и делятся на два класса — модально специфические и модально неспецифические. К первому относятся характеристики, свойственные определенной группе детей с отклонениями, например особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Иначе говоря — это то, что отличает одну группу от другой. Второй класс связан с теми качествами, которые наблюдаются у всех групп детей с отклонениями в развитии, это то общее, что есть между ними, и одновременно то, что их всех отличает от нормально развивающихся детей.

Историческая  последовательность изучения особенностей психического развития детей с отклонениями такова, что первоначально исследовались  модально специфические закономерности. По мере накопления знаний о них  оказалось возможным путем сопоставления  подойти к анализу модально неспецифических. Проблема состоит в том, как соотнести  общие и специфические закономерности — рассматривать ли их как два  независимых ряда, или признать специфические  особой формой проявления все тех  же общих. Долгое время в специальной  психологии преобладал первый вариант. Различиям между нормально развивающимися детьми и детьми с отклонениями придавалось  важное значение, сходства же рассматривались как несущественные. Абсолютизация различий не могла не сказаться на практике обучения и воспитания детей с различными отклонениями, на характере отношения к ним со стороны общества. Игнорирование потенциальных возможностей этих детей (или, как образно выразился Л. С. Выготский, «пудов их здоровья») приводило к тому, что процесс обучения был всецело ориентирован на зону актуального развития. В силу этого обстоятельства многие дети объявлялись в принципе необучаемыми, неспособными к развитию.

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ  ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

   Специальная психология занимается изучением того, каким образом ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных для него условиях. Те особенности, которые проявляет этот процесс в сравнении с его же параметрами в норме, и обозначаются как специфические и делятся на два класса — модально специфические и модально неспецифические. К перовому относятся характеристики, свойственные определенной группе детей с отклонениями, например особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Иначе говоря — это то, что отличает одну группу от другой. Второй класс связан с теми качествами, которые наблюдаются у всех групп детей с отклонениями в развитии, это то общее, что есть между ними, и одновременно то, что их всех отличает от нормально развивающихся детей.

    В отечественной специальной психологии впервые последовательно и доказательно идею общности законов развития в норме и патологии отстаивал видный русский психиатр Г. Я. Трошин.

Известно, что  идея общности законов нормы и  патологии была ключевой в клинико-психологических  исследованиях Л. С. Выготского.

   Действительно, если рассматривать признаки отклонения изолированно, не учитывая общих закономерностей, то они выглядят чем-то вроде особого качества. Именно преобладание того «изолированного» анализа феноменов отклонения и приводило к тому, что идея общности законов нормы и патологии так долго и так трудно пробивала себе дорогу, хотя высказывалась давно. Достаточно сослаться на одного из авторитетных представителей психиатрии XIX в. В. X. Кандинского, писавшего о подобном «изолированном» типе анализа у некоторых ученых, оценивающих «все принадлежащее к болезненному состоянию, по существу, чем-то другим, отличным от явлений нормальной жизни, — как будто болезненное состояние не есть та же жизнь, текущая по тем же самым законам, как и жизнь нормальная, но только при измененных условиях».

   Отклоняющееся развитие — это развитие, вынужденное в силу неблагоприятных условий идти обходной дорогой, во многом утрачивая характеристики оптимальности. Именно это позволяет говорить еще об одной специфической характеристике, типичной для большинства форм отклоняющегося развития. Эта характеристика связана с более высокой психофизиологической «ценой» достижения того или иного результата. Речь идет о том, что в условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти того же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме. Безусловно, в данном случае результат оправдывает вложенные в его получение ресурсы, но это не снимает вопроса об их характере и количестве, выражающихся в уровне нервно-психического напряжения в процессе реализации разных форм деятельности. Самым банальным примером способность к пространственной ориентации у лиц с глубокими нарушениями зрения. Если для зрячих ориентация в пространстве относительно проста и протекает автоматически, то для слепого — это сложный акт, требующий серьезных усилий. В данном случае достижение одного и того же результата связано с различным напряжением сил, тратами нервно-психической энергии и, стало быть, имеют разную «цену». Следствием этого является увеличение нагрузки, падающее на центральную нервную систему. Не случайно многими авторами отмечается более высокая частота проявления у лиц с отклонениями в развитии невротической симптоматики, склонность к дезадаптации и снижение фрустрационной толерантности. По всей вероятности этим же можно объяснить и иной характер протекания возрастных кризисов. Чаще всего кризисы наступают позже, что вполне понятно, если учитывать процесс замедления в развитии. Этим же может объясняться и то, что сами кризисные периоды более длительны по времени.

   Исключительным свойством развития человеческой психики сознания является принципиальная невозможность заранее предвидеть конечный продукт этого процесса. То, каким опытом будет обладать человек, то, что станет содержанием его сознания, заранее не предсказуемо, так как на определенном этапе становления человек превращается в субъект своего развития. Это дает возможность личности самой определять направление собственной самореализации. Наконец, психическое развитие осуществляется в процессе разнообразных форм предметной деятельности. 

 

                                           Заключение

Таким образом, модально специфические и  модально неспецифические особенности  представляют собой не что иное, как своеобразное проявление общих  законов развития. Более точно  можно сказать, что указанные  особенности есть закономерная реакция  процесса развития на факт неблагоприятных  условий, в рамках которых разворачивается  этот процесс. В связи с вышесказанным  о соотношении общих и специфических, мы еще раз должны подчеркнуть, что  предметом специальной психологии являются не отклонения в развитии, а само развитие и его характеристики в ситуации неблагоприятных условий. В этом смысле то, что нами обозначается как специфические закономерности, есть своеобразное проявление общих законов. Говоря об основных закономерностях психического развития, в равной мере присущих как норме, так и патологии, мы можем выделить следующие. Прежде всего, процесс развития — это перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе психогенеза происходит перестройка отношений между отдельными компонентами психики. Универсальной характеристикой развития является его неравномерность. Периоды наиболее активного развития тех или иных компонентов сознания, как уже упоминалось, обозначаются в психологии термином сензитивность. Процесс развития непрерывен и необратим. Как и генез всех живых систем, развитие психики подчинено закону целостности. Неживые системы формируются от части к целому; живые идут по пути от целого к целому. Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция). Важнейшим законом развития психики, как и всех живых систем, является принцип единства эволюционирования и функционирования. В создании неживых систем эти два процесса разведены во времени; они сначала создаются (эволюция) и только затем эксплуатируются (функционирование). Живые системы развиваются в процессе функционирования и функционируют в процессе своего развития. Вряд ли можно представить себе ситуацию, при которой мы сначала должны дождаться момента, когда у ребенка сформируется мышление или речь, и только потом позволить ему думать и говорить.

 

 

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — М., 1996.-С. 58-59. 

2. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Кузнецова Л.В., Л.И.Переслени. – М.:Академия, 2002. – 480 с.

Информация о работе Общие закономерности психических проявлений нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии