Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:08, контрольная работа
В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем, которые трудно или невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями (наркомания, алкоголизм, распад семьи и др.), возрастными кризисами. Широкий круг таких проблем и составляет предмет относительно новой профессиональной области — психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.
Введение 3
1. Понятие техники психологического консультирования 4
2. Анализ техник, используемых на разных этапах психологического консультирования 4
2.1. Встреча клиента в психологической консультации 4
2.2. Начало беседы с клиентом 5
2.3. Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди 7
2.4. Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента 10
2.5. Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций 11
2.6. Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации 13
Заключение 17
Список литературы 18
1. «Не спешить, не торопиться со своими выводами. Желательно после окончания исповеди клиента сделать паузу в общении с ним длительностью от 10 до 15 минут, заполнив ее каким-либо делом, позволяющим отвлечься от слушания, поразмышлять, сделать выводы. Такой перерыв нужен не только психологу - консультанту, но и клиенту. За время перерыва он сможет отойти от исповеди, успокоиться, психологически настроиться на выслушивание консультанта и на конструктивный диалог с ним» (3. с. 57).
2. Консультанту важно проследить за тем, чтобы при интерпретации исповеди клиента не были упущены какие-либо существенные детали и подробности, чтобы среди тех фактов, на основе которых будут сделаны выводы о проблеме клиента и о способах ее решения, не оказалось таких, которые противоречат, не согласуются друг с другом. Если при интерпретации исповеди это важное правило не будет соблюдено, то противоречия в фактах неизбежно проявятся и в противоречиях в выводах, которые следуют из этих фактов. Это – известный закон логики мышления.
3. Необходимо также следить за тем, чтобы предлагаемая интерпретация фактов не оказалась односторонней, т. е. чтобы в ней не было явного предпочтения какой-либо одной теории или интерпретации перед другими.
4. Любая из исповедей, какая бы она ни была по содержанию, не может иметь одну, единственно возможную интерпретацию. Таких интерпретаций обязательно должно быть несколько и, как правило, столько, сколько существует разных теорий личности и межличностных отношений в психологии.
Предлагая клиенту свою интерпретацию его проблемы, психолог -консультант должен все же, в конечном счете, дать единую, но не единственную (в теоретическом плане) трактовку данной проблемы.
Для того чтобы клиенту были вполне понятны предлагаемые психологом - консультантом советы и рекомендации, а также для того, чтобы клиент смог ими с успехом воспользоваться и добиться желаемого практического результата, при формулировке советов и рекомендаций психологу - консультанту следует придерживаться таких правил:
Правило 1. При формулировании советов и рекомендаций по практическому решению проблемы клиента желательно, как и при интерпретации исповеди, предлагать ему не один - единственный, а сразу несколько, по возможности – разных, советов и рекомендаций.
Это связано с тем, что разные способы решения одной и той же проблемы требуют соблюдения различных условий и выполнения разных действий. Некоторые из них в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться недоступными клиенту, что значительно снизит эффективность практического действия соответствующих рекомендаций.
В общем случае число предлагаемых клиенту различных способов решения его проблемы должно быть два или три, и все эти способы должны учитывать реальные условия жизни клиента, его возможности, а также его индивидуальные психологические особенности. Число предлагаемых способов решения проблемы также должно быть таким, чтобы клиент был в состоянии выбрать из них то, что его вполне устраивает и полностью подходит для него.
Правило 2. Психологу - консультанту следует предлагать клиенту не только советы как таковые, но также и собственные оценки этих советов с точки зрения легкости или трудности следования им в решении возникшей проблемы.
Речь идет о том, что «…клиент должен иметь достаточно полную информацию о каждой конкретной рекомендации, предлагаемой психологом - консультантом, т. е. знать, чего ему будет стоить следование той или иной рекомендации и с какой степенью вероятности такое следование приведет к решению волнующей его проблемы» (3. с. 64).
Правило 3. Клиенту необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать тот способ поведения, который он считает для себя наиболее подходящим.
Никто, кроме самого клиента, не в состоянии полностью знать его личные особенности и условия жизни, поэтому никто, кроме клиента, не сможет принять оптимальное решение. Правда, может ошибаться и сам клиент. Поэтому психолог - консультант, предоставляя клиенту возможность осуществить самостоятельный выбор, обязан все же выразить и свою точку зрения.
Правило 4. В заключение психологической консультации очень важно обеспечить клиента действенными средствами самостоятельного контроля успешности предпринимаемых практических действий по решению проблемы.
Правило 5. Предоставление клиенту дополнительной возможности получения от психолога - консультанта необходимых советов и рекомендаций уже в процессе практического решения проблемы.
Это правило связано с тем, что далеко не всегда и не сразу клиенту все бывает понятно и все без исключения полностью удается. Нередко, причем даже тогда, когда клиент, казалось бы, все достаточно хорошо понял, принял рекомендации психолога-консультанта и уже практически приступил к их выполнению, в процессе реализации полученных рекомендаций вдруг обнаруживается множество непредвиденных обстоятельств и дополнительных вопросов, требующих срочных ответов.
Правило 6. Прежде чем завершить работу и предоставить клиенту возможность действовать самостоятельно, психолог - консультант обязан убедиться в том, что клиент действительно все понял правильно, принял и без сомнений и колебаний готов действовать в нужном направлении.
Для того чтобы практически убедиться в этом, в конце консультации желательно вновь предоставить слово клиенту и попросить его ответить на следующие, например, вопросы:
1. Все ли для вас понятно и убедительно?
2. Расскажите о том, как вы собираетесь действовать дальше. Иногда полезно задать клиенту ряд конкретных вопросов, в ответах на которые выясняется степень понимания и принятия клиентом рекомендаций, полученных от психолога - консультанта.
Завершающий этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с клиентом.
Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. По желанию клиента эти рекомендации могут быть предложены ему не только в устной, но и в письменной форме.
Важно также, подводя итоги проведенной психологической консультации, совместно с клиентом наметить продуманную программу реализации выработанных рекомендаций, отметив в ней следующее: что, как, к какому конкретному сроку, и в какой форме должно быть сделано клиентом. Желательно, чтобы время от времени клиент сообщал психологу-консультанту о том, как идут дела и как решается его проблема.
Все это отмечается психологом - консультантом в регистрационной карточке клиента, причем даже в том случае, если в процессе реализации полученных клиентом рекомендаций у него самого не возникает каких-либо особенных проблем, и он фактически дополнительно не обращается в это время к психологу - консультанту.
При расставании с ним клиента обычно просят о том, чтобы он регулярно сообщал в психологическую консультацию (лучше всего – своему психологу - консультанту), как ему удается выполнять полученные рекомендации и каким является результат их практического выполнения.
В практике работы для успешного проведения психологического консультирования важна не только правильно организованная встреча клиента в консультации и хорошая, продуктивная, профессиональная работа с ним, но также и продуманная процедура расставания с клиентом по завершении консультации. Весьма существенно, чтобы клиент покинул психологическую консультацию в хорошем настроении, с полной уверенностью в том, что его проблема в результате реализации полученных рекомендаций будет успешно решена.
Безусловную уверенность в этом, прощаясь с клиентом, прежде всего должен продемонстрировать сам психолог - консультант. Ему, кроме того, следует проводить клиента до выхода из помещения психологической консультации. Хорошее завершающее впечатление на клиента обычно производит ситуация, в которой психолог-консультант, расставаясь с ним, дарит клиенту что-нибудь на память, например свою визитку или какой-либо сувенир, напоминающий о совместной работе в психологической консультации.
Наконец, очень важны самые последние слова, произносимые психологом - консультантом в тот момент, когда он расстается с клиентом. Вот примерные начала некоторых подходящих для этого случая фраз, которые соответствуют принятым нормам русского речевого этикета:
«• Я вполне удовлетворен нашей встречей.
• Мы с вами приятно провели время.
• Мне было интересно с вами общаться.
• Хорошо, что мы обо всем договорились.
• Прекрасно, что мы нашли общий язык.
• Я доволен тем, что мы с вами добились взаимопонимания.
• Спасибо, что вы прислушались к моим советам.
• Спасибо за то, что вы согласились встретиться и побеседовать со мной.
• Спасибо за доставленное удовольствие общения с вами и др.» (6. с. 97-98).
Последующее общение психолога - консультанта с клиентом, если оно необходимо, организуется и также проводится по заранее продуманному, определенному плану, который должен быть своевременно оговорен и согласован между психологом - консультантом и клиентом. В этом плане обычно фиксируются место, время и возможные темы (вопросы) для бесед психолога-консультанта с клиентом после завершения консультации. Эти беседы не обязательно должны проходить в очной форме, иногда достаточно бывает поговорить с клиентом по телефону или же обстоятельно ответить на его вопросы в письменной форме.
План возможных бесед консультанта и клиента после консультации намечается психологом - консультантом совместно с клиентом. Иногда этот план готовится в письменном виде в двух экземплярах. Один из них остается у психолога - консультанта, а другой вручается клиенту.
В работе дан обзор и характеристики техник, используемых на разных этапах психологического консультирования. В дополнение к сказанному, хотелось бы отметить следующее.
Эффективный консультант — это, прежде всего, зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его профессиональная деятельность.
Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения.
Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры.
В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок профессионального психолога - консультанта.
1. Бадхен В. Мастерство психологического консультирования. М., 2006.
2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. М., 2004.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
5. Немов Р.С. Психологическое консультирование. Учебник для Вузов. М., 2000.
6. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. М., 2006.
7. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. М., 2006.
8. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2005.
Информация о работе Обзор техник психологического консультирования