Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:09, доклад
Окно Джохари было придумано Джозефом Лафтом и Харри Ингамом в 1950 году в процессе исследования групповой динамики. Этот метод хорошо иллюстрирует и объясняет процессы, происходящие между отдельным индивидом и группой. Модель Джохари иногда так же называют модель раскрытия /обратной связи /самосознания. Эта модель, показывающая, насколько хорошо вы знаете самого себя.
Окно Джохари было придумано Джозефом Лафтом и Харри Ингамом в 1950 году в процессе исследования групповой динамики. Этот метод хорошо иллюстрирует и объясняет процессы, происходящие между отдельным индивидом и группой. Модель Джохари иногда так же называют модель раскрытия /обратной связи /самосознания. Эта модель, показывающая, насколько хорошо вы знаете самого себя.
Модель используется для того, чтобы понять:
- как люди выстраивают контакт с самими собой и с другими
- как люди представляют себе себя и других
- как люди воспринимают свое место в мире
Окно Джохари состоит из 4-х областей:
Арена – то, что известно человеку о себе и известно другим (имя, цвет волос, пол и т.д.). Необходимо увеличивать размер этой области путем самораскрытия (я рассказываю другим о себе) и запроса обратной связи от окружающих.
Слепое пятно – что неизвестно человеку о себе, но известно другим. Пример: чувства людей в отношении вас, ваши манеры, привычка перебивать других на полуслове и т.д.
Фасад – то, что известно человеку о себе, но неизвестно другим. Пример: ваши секреты, предпочтения, надежды, страхи, мысли, чувства.
Неизвестное – то, что не знает о себе ни сам человек, ни другие. Малопонятно, как эта информация влияет на остальные части окна Джохари.
В начале процесса коммуникации, когда вы встречаете кого-то, размер области Арена не очень большой, ввиду того, что не было возможности обменяться информацией. В процессе самораскрытия и получения обратной связи область Арены увеличивается. А когда мы знаем, с чем имеем дело (с какими своими страхами, комплексами, дефектами характера), только тогда мы можем что-то изменить. Другие люди выступают для нас в качестве зеркала, позволяющего увидеть себя со стороны.
Практика
Сначала необходимо описать себя прилагательными из списка, а потом предложить проделать то же самое своим друзьям и коллегам.
Веселый, Взрослый, Внимательный, Возмужавший, Гордый, Дружественный, Доверчивый, Заботливый, Зависимый, Задумчивый, Застенчивый, Здравомыслящий, Знающий, Идеалистический, Изобретательный, Интравертный, Ищущий, Любовеобильный, Мечтательный, Мудрый, Надежный, Напористый, Напряженный, Независимый, Нервный, Осторожный, Остроумный, Отважный, Отзывчивый, Помогающий, Понимающий, Преданный, Приспосабляющийся, Радостный, Расслабленный, Рациональный, Религиозный, Скромный, Слабый, Сложный, Собранный, Сочувственный, Спокойный, Спонтанный, Счастливый, Талантливый, Тихий, Уверенный, Умный, Упорный, Храбрый, Чувствительный, Щедрый, Экстравертный, Энергичный
Далее берем лист бумаги, делим его вертикально пополам и горизонтально пополам. Получится четыре “окна”.
• В левое верхнее (Арена, "Открытая" зона) пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и общественном.
• В левое нижнее (Фасад, "Скрытая" зона) – слова, которые есть только в собственном списке.
• В правое верхнее ("Слепая" зона) – слова, которые есть только в обшественном списке.
• В правое нижнее (Неизвестное, "Черный" ящик) – слова, которых нет ни в одном списке.
Размер створок окна Джохари может изменяться: если мы разговариваем с другом, то самой большой створкой является открытое окно. Если же мы сидим на экзамене, то для нас самым большим окном может являться слепое (мы не знаем, что в этот момент думает о нас преподаватель) или закрытое (если мы списываем под партой!).
В психотерапии (а именно для этой области прилагали свой интеллектуальный труд Джо и Харри) терапевт работает над изменением слепой и неизвестной створок, переводя информацию из этих окон в открытое или закрытое окно. В простом же общении мы должны уметь контролировать размер этих створок, занимаясь нашими «играми» или «представлением себя» в различном контексте.