Московский
Институт Экономики Менеджмента
и Права.
Факультет: Управления.
Дисциплина: Психология и педагогика.
Кафедра: Маркетинг.
Контрольная
работа.
Эссе на тему:
«Дать характеристику операциям мышления»(перечислить
мыслительные операции).
ФИО
студента: Раззакова Д.А.
№
группы: УВс 51/0-09
2009 г.
г. Москва.
Мышление.
Мышление — совокупность умственных процессов,
лежащих в основе познания; к мышлению именно
относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций,
образование понятий и суждений. В более
тесном логическом смысле мышление заключает
в себе лишь образование суждений и умозаключений
путём анализа и синтеза понятий.
Мышление — опосредованное и обобщённое
отражение действительности, вид умственной
деятельности, заключающейся в познании
сущности вещей и явлений, закономерных
связей и отношений между ними.
Мышление (психология) (одна из психических
функций) —
психический процесс отражения и познания
существенных связей и отношений предметов
и явлений объективного мира.
Особенности
мышления.
Первая особенность мышления — его опосредованный
характер. То, что человек не может познать
прямо, непосредственно, он познаёт косвенно,
опосредованно: одни свойства через другие,
неизвестное — через известное. Мышление
всегда опирается на данные чувственного
опыта — ощущения, восприятия, представления —
и на ранее приобретённые теоретические
знания. Косвенное познание и есть познание
опосредованное.
Вторая особенность мышления — его обобщённость.
Обобщение как познание общего и существенного
в объектах действительности возможно
потому, что все свойства этих объектов
связаны друг с другом. Общее существует
и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Виды
мышления.
Выделяют следующие
виды мышления:
- Логическое
мышление
- Панорамное
мышление
- Комбинаторное
мышление
- Нестандартное
мышление
- Латеральное
мышление
- Концептуальное
мышление —
методология анализа и проектирования
сложных систем. Особенность
подхода состоит в том, чтобы для описания
любого объекта очень дисциплинированно
использовать крайне ограниченный круг
понятий, глубоко осмысливая каждое из
них, другими словами, отражая смысл и
содержание понятия в некоторой системе
других взаимосвязанных понятий.
- Дивергентное
мышление
- Практическое
мышление
- Oбходное
мышление
- Саногенное
мышление
- Патогенное
мышление
Согласно другой классификации,
мышление делится на:
- Наглядно-образное
(Способность припоминать и осуществлять
при помощи представления различные манипуляции
в сознании.)
- Абстрактно-логическое
(Мышление абстракциями — категориями,
которых нет в природе. Формируется в возрасте
4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного
мышления.)
- Предметно-действенное
(Задачи решаются с помощью существующего,
реального объекта.)[2]
В психологии существует
различная классификация
видов мышления, поэтому
рассмотрим ещё несколько
видов или как их классифицируют
«основополагающие
типы» мышления.
-
Аутистическое мышление - данный тип мышления
направлен на удовлетворение собственных
интересов. Потребности в данном случае
более личностно ориентированы. Во многих
отношениях аутистическое мышление противоположно
реалистическому. При аутистическом типе
мышления актуальные, общепринятые ассоциации
тормозятся, как бы отодвигаются на второй
план, личностные ориентиры в свою очередь
доминируют, в отдельных случаях преобладают
аффекты. Таким образом, личные интересы
получают простор для ассоциаций, даже
если порождают логические несоответствия.
Аутистическое мышление порождает иллюзии,
а не истины.
-
Реалистическое мышление - правильно отражает
действительность, делает поведение человека
в различных ситуациях разумным. Целью
операций реалистического мышления является
создание правильной картины мира, нахождение
истины.
-
Эгоцентрическое мышление - характеризуется,
как правило, тем, что человек не способен
принять точку зрения не совпадающую с
его «эго». Как правило, логические принципы
соблюдаются, но они не ведут к рациональному
решению задачи, противоречат общепринятым
законам, не соответствуют временным тенденциям.
Такие люди воспринимают картину мира,
как «всё зависит от моего мнения и решения,
причём другого, как правило, не дано. В
отдельных ярко выраженных случаях может
привести к отклонениям: мания величия,
раздвоение личности (реже).
-
Репродуктивное - специфику этого типа
мышления можно охарактеризовать как
поиск и установление связей и отношений
между готовыми продуктами мыслительной
деятельности, которые фиксированы в знаковой
форме. Данный тип предполагает интенсивную
мыслительную деятельность. Часто встречается
в педагогической практике, когда знаковые
формы, фиксирующие содержание и отношение
понятий даны и понятны для восприятия,
а понимание и логическое сопоставление
отсутствует, вследствие различных личностных
аспектов непонимания.
Изложенные выше классификации
мышления могут быть сформулированы
в виде ряда закономерностей
мыслительного процесса.
- -
основная функция процессов мышления
- ориентировка субъекта в окружающем
мире посредством установления межпредметных
связей и отношений, на основе различных
средств и способов.
- -
процессы установления связей и отношений
протекают на нескольких взаимосвязанных
уровнях основанных на логических сопоставлениях
наглядно-образного, словесно-логического,
наглядно-образного или наглядно-действенного
мышления.
- -
на каждом уровне мышления установление
межпредметных связей и отношений реализуется
посредством ряда универсальных взаимосвязанных
обратимых операций: анализа и синтеза;
обобщения и конкретизации. Такие операции
могут объединяться в функциональные
схемы, психологические механизмы, обеспечивающие
выполнение мыслительных действий при
решении различных задач. Характеристика
этих операций приведена ниже.[1]
Базовые мыслительные
операции:
Мыслительная деятельность человека
представляет собой решение разнообразных
мыслительных задач, направленных
на раскрытие сущности чего-либо.
Мыслительная операция - это один
из способов мыслительной деятельности,
посредством которого человек решает
мыслительные задачи. Операции мышления
- умственные действия над воспринимаемыми
предметами, знаниями, образами, переживаниями.
Важнейшими операциями мышления являются:
анализ, синтез, сравнение, абстракция,
обобщение, конкретизация, классификация
и систематизация.
Анализ;
Синтез ; Анализ и синтез - важнейшие
мыслительные операции.
Сравнение. Абстракция. [3]
-
Анализ - мысленное разделение предметов,
предметов или ситуаций для выделения
составляющих; мысленное выделение из
целого его сторон, действий, отношений.
Следует заметить, что для побуждения
данной операции возможно как разделение
исходного понятия на части, так и исходным
материалом может являться часть какого-либо
понятия, совершая мыслительные операции
над которой можно придти к решению задачи.
-
Синтез - обратная анализу операция, при
котором происходит восстановление целого,
нахождение связей и закономерностей,
объединение частей, свойств, действий,
отношений в одно целое.
-
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны.
Эти операции сформировались в практической
деятельности человека. В трудовой деятельности
люди постоянно взаимодействуют с предметами
и явлениями. Практическое освоение их
и привело к формированию мыслительных
операций анализа и синтеза. Анализ и синтез,
как правило, выступают в единстве, одно
без другого не возможно по определению.
Именно такие закономерности классифицируют
мышление как самый сложный процесс познания,
который протекает бессознательно, побуждается
ситуациями и зависит от таких аспектов
как: генетическая информация и философия
мировоззрения человека.
-
Сравнение - установление сходства и различия
между объектами.
-
Абстракция - это процесс мысленного отвлечения
от некоторых признаков, сторон конкретного,
выделение какого-либо единичного признака.
Это выделение какой-либо стороны или
аспекта явления, которые в действительности
как самостоятельные не существуют. Осуществляется
на основе операций анализа, синтеза и
сравнения. Результатом этой операции
нередко выступает формирование понятий.
Благодаря абстракции возможно выделение
существенных свойств и признаков предметов,
явлений. При помощи абстрагирования создаются
понятия о длине, высоте, объеме, человеке,
природе и т. д.
Абстракция лежит
в основе обобщения-объединения ряда предметов
или явлений по какому-то общему признаку.
-
Обобщение или генерализация - это отбрасывание
единичных признаков, при сохранении общих,
с раскрытием существенных связей. Происходит
связывание с классом предметов и явлений,
позволяет оперировать не отдельными
предметами, а их определёнными классами;
фиксировать способы достижения целей;
заменять знание множества случаев знанием
одного принципа.[1]
Список литературы
:
1. http://revolution.allbest.ru/psychology/00067178_0.html
- Албест.ру.
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Википедия.
3. http://psihotesti.ru - Психотест - психологический
портал и форум.