Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 04:12, курсовая работа
Вильгельм Дильтей (Dilthey) (1833—1911) — нем. философ, историк культуры, представитель философии жизни, основоположник «понимающей психологии», один из основателей исторической герменевтики. С 1867 по 1908 — проф. ун-тов в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине. Основные произведения: «Введение в науки о духе», «Описательная психология», «Построение исторического мира в науках о духе», «Учение о мировоззрении», «История юного Гегеля». Главная задача Д. — создать, подобно И. Канту, критику исторического разума. В отличие от Канта, Д. считал, что разум не является чистым, но всегда историчен, зависит от времени и обстоятельств. Принципы и правила разума пересматриваются и улучшаются в процессе общественно-исторического и научного опыта. Д. отталкивался не от сознания, не от разума, а от жизни. Жизнь, жизненные переживания, жизненный динамизм социальных явлений — та основа, на которой должно строиться познание.
МИНИCТЕРCТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОCCИЙCКОЙ ФЕДЕРAЦИИ
AКAДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕCКОЙ БЕЗОПACНОCТИ
КAФЕДРA ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ
ПО ФИЛОСОФИИ
на тему:
«Описательная
психология и герменевтика
Вильгельма Дильтея»
Выполнил:
Курcaнт группы Э-12
Рядовой милиции
Хрипко Ф.Г.
Нaучный руководитель:
Cтaрший преподaвaтель
кaфедры
кaпитaн милиции
Голиневич Н.А.
МОCКВA 2009г.
Описательная
психология и герменевтика
Вильгельма Дильтея.
Вильгельм Дильтей (Dilthey) (1833—1911) — нем. философ, историк культуры, представитель философии жизни, основоположник «понимающей психологии», один из основателей исторической герменевтики. С 1867 по 1908 — проф. ун-тов в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине. Основные произведения: «Введение в науки о духе», «Описательная психология», «Построение исторического мира в науках о духе», «Учение о мировоззрении», «История юного Гегеля». Главная задача Д. — создать, подобно И. Канту, критику исторического разума. В отличие от Канта, Д. считал, что разум не является чистым, но всегда историчен, зависит от времени и обстоятельств. Принципы и правила разума пересматриваются и улучшаются в процессе общественно-исторического и научного опыта. Д. отталкивался не от сознания, не от разума, а от жизни. Жизнь, жизненные переживания, жизненный динамизм социальных явлений — та основа, на которой должно строиться познание. В жилах познающего субъекта, которого конструируют Дж. Локк, Д. Юм и Кант, течет, полагал Д., не настоящая кровь, а разжиженный сок разума в виде чисто мыслительной деятельности. Любую составную часть абстрактного научного мышления нужно толковать исходя из совокупности человеческой природы, какой она проявляется в опыте, языке и истории. Тогда обнаруживается, что живое единство личности, внешний мир, индивиды вне нас, их жизнь во времени, их взаимодействие могут быть объяснены исходя из этой совокупности.
Базой познания и истолкования исторических событий является описательная психология, которая не стремится разложить жизнь сознания на атомарно представляемые элементы, как это делает объяснительная психология, а исходит из развитой целостности душевной жизни. Природу мы объясняем, а душевную жизнь постигаем. Душевная жизнь составляет подпочвенный слой познания, и потому процесс познания может изучаться лишь в этой душевной связи и определяться по ее состоянию. Культурные системы: хозяйство, право, искусство, религия, наука, внешняя организация общества (семья, община, церковь, гос-во) возникли, согласно Д., из живых связей человеческой души и могут быть поняты только из этого источника. Чтобы что-то понять, надо это пережить. Непосредственное переживание — исходный пункт гуманитарных наук. Не надо общих понятий, чтобы постичь переживание др. человека. Выражение скорби на лице уже вызывает ответное чувство. В переживании имеет место непосредственная достоверность. В нем нет различия между актом переживания и его содержанием, тем, что внутренне воспринимается. Переживание есть не разложимое далее внутреннее бытие. Переживание — это индекс реальности вообще, который не понимала нововрёменная философия сознания вследствие односторонней ориентации на идею предметного сознания. Каждый внешний, направленный на предмет и им возбужденный акт содержит «внутреннюю сторону», которая, в свою очередь, указывает на те жизненные переживания, которыми обоснована вера в реальность внешнего мира. Переживание — это модус сознания вообще. Это не психическое или эстетическое, но трансцендентальное понятие, конструирующее всю полноту опыта, осуществляющее познание. Напр., мы понимаем субстанцию, когда ее переживаем. Содержания и отношения, которые приобретаются во внутреннем опыте и переживаются, выносятся вовне и закрепляются в логических формах. Всякая метафизика возникает не из чистой установки мысли к бытию или восприятию, но из работы духа, который созидает живую взаимосвязь. В языке, мифах, литературе, искусстве, во всех исторических действиях вообще мы, согласно Д., видим перед собой как бы объективированную психическую жизнь, продукты действующих сил психического порядка, построенные из психических составных частей и по их законам. Эта психическая жизнь имеет свою структурную связь, поскольку мы ее переживаем. Мы внутренне воспринимаем эту структурную связь, охватывающую все страсти, страдания и судьбы человеческой жизни, потому мы и понимаем человеческую жизнь, все ее глубины и пучины. Это происходит так же, как образуется смыслообраз мелодии — не из последовательности звукового потока, а из музыкальных мотивов, определяющих образное единство мелодии.
На переживании строится понимание, которое есть непосредственная сопричастность жизни, без мыслимого опосредования понятием. Задача историка — не соотносить действительность с понятиями, а добираться до тех пунктов, где «жизнь мыслит и мысль живет» (Л. Ранке). Мы объясняем природу, а духовную жизнь понимаем. Причем важнейшую роль в понимании играет воображение, оно одно дает нам целостное понимание. Мы всегда понимаем больше, чем знаем, и переживаем больше, чем понимаем. Внешние события — только повод для воображения историка. Из понимания вытекает и истолкование: историкдолжен не просто воспроизвести картину исторического события, но пережить его заново, истолковать и воспроизвести как живое. Прошлое переносится в настоящее во всей неповторимо индивидуальной целостности, во всем многообразии связей.
Д. считал, что науки о природе и науки о духе неправомерно обособляются друг от друга. Так, физиология занимается людьми, но она относится к наукам о природе; изучение языка включает в себя физиологию речевых органов; процесс современной войны включает в себя изучение воздействия газа на моральное состояние солдат. Но главным отличием наук о духе является то, что они направлены на самоосмысление человека. Это ход понимания от внешнего к внутреннему. Когда мы читаем историю войн, основания гос-в, она, писал Д. в «Построении исторического мира...», наполняет нашу душу великими образами, знакомит нас с историческим миром, но нам прежде всего интересно в этих внешних вопросах недоступное, переживаемое, имманентное. Поскольку в таком переживании содержится ценность жизни, то вокруг этого и крутится весь внешний шум истории. Здесь выступают цели, неизвестные природе. В этом творящем, ответственном, суверенном, в себе развивающемся духовном мире, и только в нем, жизнь имеет свою ценность, цель и значение.
Герменевтическая концепция Д. оказала решающее влияние на филос. герменевтику 20 в., на идеи М. Хайдеггера, Х.Г. Гадамера, П. Рикёра. Идеи философии культуры Д. отчетливо просматриваются в трудах представителей философской антропологии.
***
(1833–1911) – немецкий
философ, психолог и историк
культуры. Профессор в университетах
Базеля, Киля, Бреслау и Берлина. Главные
произведения: «Введение в науки о духе.
Критика исторического разума» (1883), «Описательная
психология» (1894), «Возникновение герменевтики»
(1900) и др. Философские взгляды Д. формировались
под влиянием традиций немецкого романтизма
и философии Канта, принципы которых он
пытался апплицировать на область общеисторического
знания. Значимым истоком творчества Д.
явился англофранцузский позитивизм с
его методом психологизма в анализе непосредственных
данных сознания, а также идеи Баденской
школы неокантианства, противопоставлявшей
методы естественно-научного и культурно-исторического
познания. Д.-мыслителя условно можно представить
в двух ипостасях – Д.-психолог и Д.-творец
герменевтического метода. Именно герменевтическая
методология сделала его, наряду с Гуссерлем,
создателем мощной оригинальной традиции
в философии 20 в. Его культурно-исторические
исследования были целиком сопряжены
с герменевтическим толкованием культуры.
Психологизм Д. оказал большое влияние
на представителей гештальт-психологической
концепции, сторонников психологии установки
(Вюрцбургская школа), а также на Ясперса
и Шпрангера, во многом под его влиянием
создавших собственные трактовки в культурно-исторической
детерминации сознания. Центральным понятием
философии Д. стало понятие «жизни», понимаемой
в качестве способа бытия человека в культурно-исторической
реальности и самой этой реальности. Отправным
пунктом его исследований явилось осмысление
кризиса современного философского мировоззрения,
суть которого, по Д., – в отстраненности
от конкретного человека, абсолютизации
только одной из его познавательных способностей
– разума. В стилистике Баденской школы
он призывал к выработке активного мировоззрения,
способствующего ориентации человека
в этом мире и переформулировал вопрос
о предмете философии: что осталось на
ее долю после экспансий позитивизма,
который вывел всю социальную онтологию
в русло конкретной социологии, эмансипировавшейся
от философии. По убеждениям Д., философия
не должна больше оставаться умозрительной,
абстрактной и оторванной от человека
метафизикой; не может быть она и простым
обобщением данных естественных наук,
теряя в них свою исконную мировоззренческую
проблематику. Единственным ее объектом
должна оставаться жизнь – всеобъемлющая,
творящая из себя все новые формы духа,
нуждающаяся в понимании себя и продуктов
своей деятельности. В своем главном труде
– «Введении в науки о духе» – Д. писал
о необходимости положить в основу объяснения
познания и его понятий «представление
о человеке во всем многообразии его сил,
о человеке как хотящем, чувствующем, представляющем
существе», т.е. понимание конкретной жизни
в ее целостности и полноте. Философия
должна повернуться к человеку, «стать
реальной метафизикой», изучающей исторический
мир, мир человека. Основу же философского
знания призван составить т.наз. «жизненный
опыт». «Всякое познание, – писал Д., –
вырастает из внутреннего опыта и не может
выйти за его пределы; он – исходная точка
для логики и теории познания. Мы представляем
и осмысливаем мир лишь постольку, поскольку
он переживается нами, становится нашим
непосредственным переживанием». Наше
сознание этого мира всегда предполагает
его предварительное освоение в акте непосредственного
жизненного опыта, в акте переживания.
В понимании «жизни» у Д. четко просматривалась
ее психологическая трактовка. «Жизнь»,
– писал он, – это прежде всего непосредственное
переживание, и это всегда человеческая
жизнь». При этом Д. имел в виду не только
эмпирическую множественность отдельных
человеческих жизней; речь шла скорее
о некоем духовном единстве, которое связывает
не только жизни сегодня живущих современников,
но и жизнь настоящего с жизнью прошлого.
«Жизнь» у Д. глубоко иррациональна, неуловима
для разума, неисчерпаема в своей глубине.
Однако Д. не противопоставлял разум и
интуицию, считая, что они должны дополнять
друг друга. Философия должна быть направлена
не на внешний предметный, а на духовный
мир человека на жизнь, акцентируя историчность,
духовность человека и противопоставляя
ее всему естественно природному. Философия
должна стать учением о мировоззрении,
определяющей стороной которого становится
не научно-познавательный, а ценностный
аспект. Будучи т.обр. антропологией или
всеобъемлющим учением о человеке, философия
в то же время понималась Д. и как методология
всех «наук о духе». Д. постулировал независимость
и, более того, превосходство исторических
наук над естественными, как наук содержательных
над науками формальными. Этому была посвящена
его концепция «исторического разума».
В качестве объекта изучения у Д. выступает
духовный мир человека как ряд взаимосвязанных
между собой форм сознания – религии,
искусства, философского знания и т.д.,
в которых объективировался творческий
дух предшествующих эпох. В таком контексте
духовный мир человека становится тождествен
историческому миру, он впитывает в себя
этот исторический мир, прошлое и настоящее
культуры. Д. стремился понять, на каких
конкретно познавательных способностях
нашего сознания основана сама возможность
исторического знания. Это, по мысли Д.,
и выступало в качестве своеобразной критики
исторического разума (по Канту) и предполагало
реальное отделение исторических наук
от естественных. Много размышляя о специфике
исторических наук, противопоставляя
их наукам о внешнем мире (о природе), Д.
долго не мог определиться с термином,
называя их то «науками о человеке», то
«науками о культуре», то «науками о духе»,
то «науками об обществе», то «науками
о морали» и т.д. Во «Введении в науки о
духе» этот термин был окончательно обозначен
как «науки о духе». Д. провозгласил эмпирический
характер как естественно-научного, так
и исторического знания. И то и другое,
по Д., ориентировано на опыт. Но эта ориентация
на опыт, а также объективность и общезначимость
знания реализуются в принципе по-разному
в «науках о природе» и «науках о духе».
«Науки о духе» ориентированы на жизненный
опыт, а свою эмпирическую реальность
они воспринимают непосредственно как
тотальность жизненно важных связей и
значений. Естественные же науки с помощью
рассудка лишь приводят в порядок данные
органов чувств. Внутренний жизненный
опыт, считал Д. – это первичный способ
восприятия человеком реальности, именно
он дает непосредственное, неэксплицированное
знание, предшествующее мышлению. Являясь,
по Д., «науками о человеке», «науки о духе»
постигают человеческую жизнь через познание
человеческой деятельности и ее духовных
продуктов, т.е. изучают духовный мир человека,
реализовавшийся в различных объективациях
– от элементарных человеческих знаний
до совершенных произведений истории,
философии и т.д. В естественных науках
главная установка – независимость от
человека; в науках о духе конституирующим
моментом человеческого мира является
дух, а знание этого мира опирается на
его переживание, а не на концептуализацию.
В «науках о духе», согласно Д., нет полярности
субъекта и объекта, нет принципиальной
разницы между духовным миром познающего
субъекта и познаваемой им объективированной
духовностью. Специфика же проблематики
исторических наук в том, что их объект
не просто явление, или образ чего-то реального,
а сама непосредственная реальность. По
Д., эта реальность существует в качестве
единого «переживаемого» целого. Причем
специфический способ данности этой реальности
внутреннему опыту увеличивает трудности
объективного познания ее. У Д. эти науки
очень близки по своему содержанию обыденному
опыту. Характер изначальных контактов
человека с миром способствует формированию
определенной «осведомленности» о существующих
связях и значениях, и эта осведомленность
как бы предшествует эксплицитному научному
знанию. Вопрос, следовательно, еще и в
том, как совместить конкретный жизненный
опыт с требованием научной достоверности?
Как достижимо получение универсально-значимых
высказываний, исходя из личного опыта,
столь ограниченного, неопределенного?
Д. считал, что люди обладают изначальным
фундаментальным опытом, где «Я» и мир,
субъект и объект не расчленены. Это целое
схватывается только нашим интеллектом.
По мнению Д., существует только одна наука,
способная постичь эту жизнь, дух – психология,
которая и должна стать основой теории
познания наук о духе. По Д., ее истины содержат
только фрагменты человеческой реальности
и предполагают как необходимое условие,
что все эти фрагменты могут быть объединены
в совокупность, частями которой они являются.
Т.обр. задачей исторических наук должна
стать своеобразная интеграция реальности,
описываемой с помощью переживания. «Переживание»
(«внутренний опыт» или «опыт переживания»)
становится органом понимания человека
и его мира. Науки о духе и стремятся восстановить
«живое «отношение человека к жизни, к
его миру, воссоздать этот мир, сущность
которого и составляет единство переживаемой
и понимаемой связи. Отсюда значимость
психологии, которая, однако, по Д., сама
должна стать наукой описательной, а не
объясняющей, т.е. дистанцироваться от
естественных наук и ориентироваться
не на отдельные феномены духовной жизни,
а на их целостную связь. В целом учение
Д. предполагало поворот к историческим
наукам, обоснование объективности исторического
знания, при одновременном отстаивании
психологизма, в рамках которого познание
ассоциируется с пониманием творческих
актов сознания, их источника и смысла.
Сама жизнь все больше приобретает скорее
психический характер, а все культурные
образования рассматриваются как имеющие
основу их единства в психологии, как возникающие
«из живой связи человеческой души». Став
своего рода фундаментом исторических
наук, психология была призвана разработать
и свои собственные основные категории.
Первой среди них, согласно Д., стала категория
«переживание», включающая в себя почти
все содержание сознания и во многом совпадающая
с жизнью как таковой. Это – жизненное,
а не познавательное отношение к миру,
так как в нем не расчленяется полнота
жизни на субъект и объект. «Переживание»
в философии Д. отличается крайней субъективностью;
все его содержание зависит от субъекта.
Такая односторонняя ориентация оправдывается
Д. ссылкой на специфику духовной жизни,
ее целенаправленность, заинтересованность.
В «переживании» все дано непосредственно,
значение каждой части определяется ее
отношением к целому. В структуре «переживания»,
по Д., представлены духовная жизнь в ее
целостности; живущее сознание; внутренний
субъективный мир индивида, его индивидуальная
и коллективная психическая деятельность,
т.е. вся духовная деятельность в ее нерасчлененности.
Но духовная жизнь всегда стремится к
«выражению». Все внутреннее ищет воплощения
во внешнем. Д. выступал против упрощенного
понимания связи «переживания» и «выражения»
как двух последовательных ступеней жизни;
они взаимопереплетены: всякое «переживание»
выражает себя, а любое «выражение» есть
выражение «переживания». Это как бы два
измерения жизни. Среди средств «выражения»
Д. называл язык, жесты, мимику, телодвижения
и т.д., а также искусство. С помощью понятия
«выражение» Д. попытался охватить всю
совокупность актов интеллектуальных
и эмоциональных проявлений духовного
внутреннего мира на языке внешнего, вещного
мира. Но науки о духе, по Д., должны пройти
от этих чисто внешних проявлений духовной
жизни к их истокам. А это – задача «понимания».
«Понимание» выступает главным во всей
«триаде» – «переживание», «выражение»,
«понимание». Именно оно замыкает цепь
саморазвития жизни, трактуемую Д. принципиально
отлично от линейного развития во времени.
Речь идет скорее о своеобразном круге
отношений «переживания», «выражения»
и «понимания», т.к. «переживание» уже
есть одновременно осознание переживаемого,
но это осознание – непроясненное, ибо
жизнь здесь не доведена еще до сознания.
Это доведение осуществляется только
через понимание, которое есть «процесс,
в котором от чувственно данных проявлений
духовной жизни последняя приходит к самопознанию».
Понимание структур духа, по Д., начинается
с понимания личности. Все пережитое ею
доводится до сознания через самопонимание.
Но у Д. оно не идентично интроспекции,
ибо и самого себя человек понимает только
через собственные выражения объективации:
действия, письмо и т.д. Без этого «выражения»
как творчества невозможно кристаллизовать
какие-либо устойчивые структуры в жизненном
потоке, во внутреннем опыте. Понимая себя,
по Д., люди приходят к пониманию других,
а затем осознают некую общность, существующую
между индивидами, между многообразными
духовными формами, т.е. к пониманию того,
что Д. обозначал как «объективный дух».
Это есть объективация субъективного
духа в чувственном мире. Через экстериоризации
жизни мы познаем ее глубочайшее духовное
содержание. Через стиль жизни, формы общения,
обычаи, право, религию, искусство, науки,
философию и т.д., мы осознаем некую общность
всех проявлений жизни. Высший тип понимания
– т.наз. «выражение-переживание» – предполагает
постижение всей тотальности исторических
объективаций, последнего основания самой
жизни. Специфика гуманитарных наук, по
Д., т.обр. в том, что в их основании лежит
сама жизнь, глубоко иррациональная, ускользающая
от естественных наук. Д. не устраивают,
однако, и методы интроспекции или непосредственной
интуиции. Д. считал, что мотивы таких действий
уходят глубоко в бессознательные структуры,
и что-либо понять, а тем более получить
здесь объективное знание почти невозможно.
Д. отказывается от чисто психологического
обоснования наук о духе и переходит к
их герменевтической интерпретации, которая
логически вытекала из его стремления
обоснования философии жизнью. Герменевтический
метод у Д. становится чем-то третьим, имеющим
общие черты (и различия) и с естественно-научным
познанием и с непосредственной художественной
интуицией. Он удачно согласуется с объективной
методологией естественных наук, т.к. всегда
оперирует с некоторым внешним материалом:
не психологическое понимание, не интроспекция,
не просто вживание или переживание другого,
а рассмотрение исключительно опредмеченной
человеческой деятельности и культуры,
в которую и отливается жизненное творчество.
Раскрывая содержание мира духа и его
объективаций, индивид постигает и самого
себя. Считая главным своим долгом гносеологически
оправдать гипотезу о «науках о духе»,
Д. представил весь исторический мир в
качестве истории духа, а последнюю –
в виде своеобразного текста, подлежащего
расшифровке. Историческая действительность
– это как бы чистый отпечаток смысла,
который и надо расшифровать подобно тексту.
В истории все является понятным, ибо все
есть текст. «Подобно буквам слова, жизнь
и история имеют смысл», – писал Д. Встреча
с текстом (или с историей) есть встреча
духа вроде и с другим и с самим собой,
а образцом для Д. становится конгениальное
понимание, достигаемое в отношении между
Я и Ты в традиционной филологической
или романтической герменевтике. Т.е. понимание
текста адекватно пониманию Ты, только
здесь речь идет о понимании «письменно
зафиксированных жизненных проявлений»,
т.к. к тексту мы относимся как к историческому
прошлому, превращаемому в настоящее,
восстанавливая прошлое в целостности
его жизненных проявлений. Т.обр., обращаясь
к истории культуры, сравнивая себя с другим,
объективированным, проникая в душевную
целостность текста, я познаю и свою индивидуальность.
Д. исходил из признания наличия в самой
человеческой природе (человеческом духе)
неких скрытых схем переживания самой
жизни. По Д., в проявлении чужой индивидуальности
не может выступать ничего такого, чего
бы не было в познающем субъекте. И здесь
Д. в определенной мере вновь вернулся
к психологизму, от которого стремился
отказаться: если ранее Д. настаивал, что
познающий субъект впервые узнает о том,
«что в нем есть», из сравнения себя с другим
субъектом; то теперь оказывается, что
в другом он может усмотреть лишь то, что
уже есть в нем самом... Размышляя о культуре
и истории как об «опредмеченной жизни»
индивидов, Д. полагал, что индивид постигает
себя как раз благодаря этому внешнему
моменту опредмеченности в «знаке» духовной
деятельности. Так знание становится общезначимым.
Таким образом Д. потребовался «внешний
знак», как опредмеченность душевной жизни.
Но далее он тут же и отказывается от него:
субъект узнает о себе из сравнения с другими
субъектами, теперь в другом он может усмотреть
лишь то, что уже «есть» в нем самом. «Внешний
знак» стал т.обр. у Д. только как бы каналом,
через который мы в состоянии «перевести»
чужие переживания внутрь своей собственной
жизни или перенестись в чужую жизнь, пережить
ее как собственную возможность. Налицо
акт вчувствования, вживания; он непосредственно
схватывает целостность, не нуждаясь в
фиксации каких-либо отдельных ее моментов,
чтобы затем индуктивным путем делать
обобщения. Данный способ проникновения
в историческую реальность оказался все
же ближе к художественному, чем к научному.
Поэтому он и был назван герменевтикой,
искусством понимания письменно зафиксированных
проявлений жизни. История у Д. – средство
«для открытия человека самому себе»,
а человек – средство «для открытия истории
самой себе». Чтобы понять себя, надо обратиться
к другому, но чтобы понять другого – надо
перевести его внутренний мир на язык
собственных переживаний. Д. долго размышлял
о критерии адекватности наших переживаний,
но так и не нашел этого своего рода посредника
между «мной» и «другим». Герменевтика
требовала пережить исторические события
как собственные, не гарантируя при этом
от того, что в результате может возникнуть
столько картин истории, сколько людей
будет ее переживать. Кто же из них должен
получить предпочтение? Нерешенность
проблемы общезначимости выводов «наук
о духе» в полной мере дала о себе знать
в 20 в. с появлением целого ряда релятивистски
окрашенных культурфилософских и философско-исторических
концепций (Шпенглер, Тойнби и др.).
______________
Список литературы
Введение в науки о духе; Сила поэтического воображения. Начала поэтики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. М., 1987
Описательная психология. М., 1996; Gesammelte Schriften. Guttingen, 1957—1982. Bd 1—19.
Bollnow O.F. Dilthey. Stuttgart, 1955.
Информация о работе Описательная психология и герменевтика Вильгельма Дильтея