Определение умственной отсталости. Анализ существенных признаков понятия «умственная отсталость»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:34, реферат

Описание

УО— стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

Работа состоит из  1 файл

Определение умственной отсталости.docx

— 19.96 Кб (Скачать документ)
  1. Определение умственной отсталости. Анализ существенных признаков понятия «умственная отсталость».

 

УО— стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

 

УО состояние  задержанного или не полного развития психики, которое в первую очередь  характеризуется нарушением способностей проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень  интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей.

 

Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции. Слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

 

2 общих момента: - раннее возникновение интеллектуальной недостаточности;

                                - нарушение адаптационного поведения.

 

УО ребенок  – ребенок, у которого стойко нарушена познавательная деятельность, вследствие органического поражения головного  мозга (наследуемого или приобретенного).

 

Признаки:

  1. Имеет место тотальное поражение (органическое) ГМ в отличие от локальных поражений.
  2. В определении УО акцент делается на нарушение познавательной деятельности, а не на эмоциональной сфере.
  3. Нарушение, а не задержка. Задержка – кратковременное состояние, обратимое. Нарушение – стойкое, не обратимое нарушение.

 

Умственная  отсталость — не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

 

 

 

  1. Психологическая характеристика детей-олигофренов.

 

Дите олигофрены – основная часть УО детей.

Нарушение произошло  до момента формирования речи, до двух лет.

 

Причины: - наследственные и внутриутробные поражения (мутации, хромосомные заболевания);

                   - родовые травмы и асфиксии;

                   - поражение ЦНС до двухлетнего  возраста.

 

Общие признаки: 1. ранний срок поражения ЦНС;

                               2. последующее прекращение заболевания.

 

Психические особенности детей сходны, так  как поражение произошло до начала формирования речи.

 

Ведущий синдром  по Певзнер: - трудность обобщения  и отвлечения.

                                 по Лурия: - слабость регулирующей функции речи.

                                 по Сухаревой: - центральные особенности: 1. Дефицит любознательности, дефицит  в потребности новых впечатлений,  слабость ориентировочной деятельности. Все это влияет на развитие познавательной деятельности. 2. Замедленная, затрудненная восприимчивость нового => затрудняет обучаемость в зоне ближайшего развития (обучаемость).

 

С годами присоединяется бедность кругозора, малый запас  представлений, конкретность и поверхностность  мышления => слабость обобщений, незрелость эмоционально - волевой сферы.

 

Трудно усваивают  обобщенные понятия, отвлеченный счет, плохая память. Недоразвитость ЭВС  приводит к тому, что дети подвержены влиянию, с трудом усваивают морально-этические  нормы.

 

Дети с  диагнозом олигофрения специфической  этиологии (результат сифилистического поражения плода) имеют специфические  особенности внешности: дисплазия  тела, седловидный нос, изрезанные зубы.

Степень интеллектуального  нарушения не велика, но они особо  истощаемы. Поведение не ровное, внушаем  и эмоционально неустойчив.

 

 

  1. Психологическая характеристика детей, перенесших травмы головного мозга.

 

Отличаются  повышенной истощаемостью при умственной нагрузке. Степень УО может быть незначительной. Им присущи неустойчивость внимания, забывчивость. Чем больше занимаются, тем хуже отвечают. Улучшить успеваемость может сон, отдых, смена видов деятельности. Охранительный психолого-педагогический режим.

 

Поведение: ряд особенностей из-за утомляемости и невыносливости ребенка. Вспыльчивость. В связи с этим необходимо проявлять  последовательную требовательность, чтобы  научить владеть собой. Если не обращать внимания => грубость, эгоцентричность, трусость, слабоволие.

 

Т.о. воспитание ребенка: 1. Бережное щадящее отношение; 2. Обязательная требовательность в  вопросах поведения и соблюдения режима.

 

 

  1. Психологическая характеристика детей с последствиями энцефалитов.

 

 

Последствия и особенности зависят от степени, тяжести, формы, и преимущественной локализации мозга.

 

А) в результате поражения дети становятся слишком подвижными, гиперактивными, быстро и непосредственно реагируют на все обстоятельства, необдуманно действуют, говорят. Повышенная внушаемость, чрезвычайно внушаемы. Неустойчивость внимания, некритичность мышления.

 

Плохо учатся, но могут удивлять сообразительностью в некоторых моментах.

 

Важен продуманный  режим, режим заполненный деятельностью, трудом, спортом. Умеренная нагрузка должна быть, она не утомляет.

 

Наблюдение  и контроль со стороны взрослых для  предупреждения плохого влияния  и возникновения дурных привычек.

Повышенная  внушаемость и слабость тормозных  процессов => девиантное поведение.

 

Б) дети становятся малоподвижными, моторика скована, неловка, речь приобретает смазанный, невнятный характер, плохой подчерк. По внешнему виду – тупые.

Могут иметь  достаточно различные суждения, в  целом мышление отличается инертностью. Проявляется в настойчивости  и целенаправленности его деятельности, а с другой стороны это проявляется  в косности, назойливости.

С нарушениями  слуха и зрения => проблемы обучения и проблемы в формировании трудовых навыков.

Однако при  удачном выборе профессии, такие  люди могут очень хорошо трудиться, т.к. они очень усердны, обладают чувством долга.

 

  1. Психологическая характеристика детей, страдающих текущими заболеваниями головного мозга (ревматическое поражение ЦНС).

 

Это длительное процессуальное заболевание, которое  может протекать разнообразно. В  виде приступов хореи, вялотекущий  процесс.

 

Дети отличаются неустойчивым вниманием, утомляемостью, плохой памятью, крайне низкая работоспособность => переход в школу 8 вида.

 

Поведение: суетливы, ранимы, обидчивы. Нуждаются в ласке и невозмутимом спокойствие.

 

Для предотвращения последующих приступов, необходимо бережно относится к самочувствию ребенка. Обращать внимание на зрительные изменения, появления подергиваний, ухудшение общего самочувствия. Внимательное наблюдение за психическим состоянием ребенка.

 

  1. Психологическая характеристика детей, страдающих текущими заболеваниями головного мозга (сифилис головного мозга).

 

Произошло не просто повреждение, а заражение  внутриутробное.

Инфекция  может долго дремать и никак  себя не проявлять. Но в какой-то момент начинается обострение.

 

Признаки: снижение успеваемости по непонятным причинам, изменение поведения, появление  беспричинных страхов, слуховые галлюцинации.

Иногда ухудшается моторика, речь, нарастает слабоумие. Ребенок становится не критичным, бездеятельным, беспомощным, не видит тех изменений, которые с ним происходят –  признаки начинающегося прогрессивного паралича.

При этом сифилис  сейчас хорошо лечится.

 

  1. Психологическая характеристика детей, страдающих текущими заболеваниями головного мозга (гидроцефалия).

 

Состояние очень  изменчиво, с увеличением давления ликвора.

 

Сильные приступы головной боли, колебания настроения, плохо переносят вибрации.

 

Необходимо  систематическое наблюдение у врача  и лечение.

 

Психическое состояние разнообразно, некоторые  угрюмы, злы, утомляемы, другие наоборот оживленные, болтливы, легкомысленны.

 

Богатый словарный  запас, однако за богатой формой стоит  убогое содержание. Просто повторение, самостоятельная мысль отсутствует.

 

 

 

  1. Психологическая характеристика детей, страдающих текущими заболеваниями головного мозга (эпилепсия).

 

 

Могут не уметь  пользоваться предвестниками приступа.

 

«эквиваленты» - состояния расстроенного сознания. Кратковременны. Не требуют мед. помощи, но это состояние в котором ребенок может быть опасен для себя и окружающих. Агрессивен.

 

Психика заметно  изменяется с возрастом. Вначале на первый план выступает плохая память и крайняя неаккуратность. И далее с возрастом ребенок начинает компенсировать эти дефекты. На смену этих проблем приходит педантичная аккуратность, бережливость до абсурда. Из-за проблем с запоминанием повторяет много раз. Старается изложить материал до мелочей, со всеми точностями.

 

Мышление  замедленно и тугоподвижное. Старые способы деятельности переносятся в новые условия.

Инертность  ЭВС. Ребенок всегда пытается достичь  желаемого.

Рассердившись – долго помнит обиду.

 

Необходимо  контролировать и направлять отношение  детей и использовать положительные  качества психики эпилептика, настойчивость, трудолюбие, аккуратность.

 

  1. Психологическая характеристика детей, страдающих текущими заболеваниями головного мозга (шизофрения).

 

Редко встречаются  в школе 8 вида. Во время приступов наблюдаются страхи, зрительные и слуховые галлюцинации, обманы, нелепые мысли, двигательное беспокойство или оцепенение.

Каждый следующий  приступ более тяжел и нарушает интеллектуальную деятельность, снижает  ее.

Нарастающее расстройство мышления и притупление  чувств.

Дети склонны  к фантазированию, причудливым мыслям, в поступках руководствуются  непонятными вещами.

Моторика  отличается неловкостью. Навыки самообслуживания не усваиваются. Необходимо как можно раньше вовлекать в общение, в коллективные дела.

Нарастающая эмоциональная тупость. Не откликается на сердечное отношение.

Явные признаки шизофрении проявляются в подростковом возрасте, часто воспринимают их как  олигофренов.

 


Информация о работе Определение умственной отсталости. Анализ существенных признаков понятия «умственная отсталость»