Организационно-педагогические основы начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:53, лекция

Описание

Организационно-педагогические основы начального профессионального образования.
Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки будущего специалиста. Формы и методы общетехнической и специальной подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования.

Работа состоит из  1 файл

Лекция 6.docx

— 19.32 Кб (Скачать документ)

Лекция 6. Тема: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования

  1. Организационно-педагогические основы начального профессионального образования.
  2. Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки будущего специалиста.
  3. Формы и методы общетехнической и специальной подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования.

Профессиональные образовательные учреждения обеспечивают необходимые условия для удовлетворения потребностей личности человека в получении начального профессионального образования» конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также с целью ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

В   системе   начального   профессионального   образования (НПО)    в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений: профессиональное училище; профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования;    учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая      школа      (горно-механическая,   мореходная,  лесотехническая  и  др.),  вечернее (сменное)    и   другие   образовательные   учреждения   данного Каждое   из   названных   учреждений   наряду   с   общими характеристиками,   относящимися  к учреждениям  начального профессионального   образования,   имеет   свою   специфику   и образовательные особенности.

Профессиональное    училище     (строительное,    швейное, сельское, электротехническое и др.) осуществляет реализацию образовательных    программ    начального    профессионального образования,   обеспечивающих   приобретение   обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования.   Профессиональное  училище  является  основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором   осуществляется    наиболее   массовая   подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Профессиональный     лицей     -     центр     непрерывного профессионального   образования   (технический,   строительный, коммерческий,   агролицей   и   т.п.)   осуществляет   реализацию интегрированных   образовательных   программ   начального   и среднего    профессионального    образования,    обеспечивающих приобретение        обучающимися        конкретной       профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.

Данный тип учреждения является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого     могут    проводиться    научные    исследования    по совершенствованию   содержания   образовательного   процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовку рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме; обучения.

Начальное профессиональное образование - неотъемлемое звено целостной системы  образовательных учреждении Казахстана и составная часть, первая ступень профессиональной подготовки специалиста. Следовательно, оно должно рассматриваться, с одной стороны, как этап непрерывного образования человека, а с другой - как завершенный компонент системы профессионального образования.

С точки зрения концепции  непрерывного образования НПС является всеохватывающим по полноте, индивидуализированньм по времени, темпам и направленности, предоставляющие каждому возможности реализации собственной программы его получения. Единая система непрерывного профессиональном образования представляет собой комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающие организационное и содержательное единство, преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи воспитания, общеобразовательной, политехнической профессиональной подготовки каждого человека. При этом должны учитываться актуальные перспективные общественные потребности, удовлетворяющие его стремление самообразованию, всестороннему и гармоничном развитию на протяжении всей жизни.

Поэтому главная задача учреждений начальной профессионального образования  заключается в создании необходимых  условий для удовлетворения потребности 
личности в получении начального профессионального образования, достижения конкретной профессии (специальности),   соответствующего   уровня квалификации   с возможностью     повышения     общеобразовательного     уровня обучающихся, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

Система      управления     педагогическим     процессом     в учреждениях      профессионального    образования    строится    на следующих принципах:     демократизации,     гуманизации     и гуманитаризации образования, дифференциации и индивидуализации,        преемственности       образования        при оптимальном сочетании   теории   и   практики,   коллективных занятий с самообразованием, стимулирования потребностей и мотивов к совершенствованию профессиональной подготовки.

Ведущим  принципом обновления и перестройки любого образовательно-воспитательного  процесса является его гуманизация. Гуманистическая педагогика исходит из положения о том, что вся наша  молодежь одарена и талантлива. И наша цель - поддержать в ней эту одаренность и талантливость, развить и научить подростков и юношей не бояться рисковать, утвердить в сознании молодых      людей      самоуважение,       обеспечить полноценную сегодняшнюю жизнь каждому подростку и юноше, развить у них творческие способности. Гуманизация исключает безличностный    подход     к     человеку,     объединяя     усилия психологов, философов, педагогов, социологов в поисках смысла человеческого  бытия,  самоактуализации, творчества,  свободы выбора жизненного пути. Важно подчеркнуть, что гуманизацию учебно-воспитательного   процесса   нельзя   свести   к   каким-то конкретным технологиям или методам. Это ценностная ориентация, перестройка        личностных       установок        педагога.

Гуманистически    ориентированного    учителя    характеризуют высокая  гражданственность и социальная активность. Главный ориентир его деятельности - высокий профессиональный долг, способность критически    оценить    собственную    работу    и деятельность окружающих. Он не пойдет на сделку с совестью, им руководит любовь   к   учащейся   молодежи,   потребность передать ей свои   знания,   он   видит   смысл   своей   жизни формировании личности растущего человека (В.А.Сластёнин).

Гуманитаризация образования в профтехучилище требует решения ряда проблем, связанных с формированием личностной зрелости обучаемых. Суть ее состоит в следующем.

1. Предметные знания в ПТУ, профессиональном лицее остаются разобщенными, логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному.  Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных 
научных знаний, а не через общечеловеческое содержание учебных дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер, преодолеть который можно, только реализуя принципы предметности и содержательности в широком социокультурном контексте.

2. Проблема гуманитаризации образования в наиболее острой форме встает в отраслях образования, связанных с естествознанием и техникой. В условиях бурного развития промышленности от специалиста в первую очередь требовалось 
мастерство и лишь затем понимание. Ныне мастерство рассматривается как алгоритмические операционные умения. Однако ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть глубокое понимание изучаемых процессов в сочетании с 
личностным смыслом профессионала. Этот способ основан на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности.

3. Реально существующие сложности во взаимоотношения между естественно-научными и техническими знаниями, с одной стороны, и гуманитарными знаниями - с другой, могут привести к разрушению феномена культуры. Постановка этих вопросов свидетельствует о том, что не существует проблемы двух культур, есть проблема культуры и бескультурья.

Следующим принципом начальной  профессиональной подготовки специалиста выступает принцип дифференцированного обучения и воспитания учащихся. С такого обучения состоит в необходимости работать со всеми и каждым, моделировать процесс индивидуального развития дл каждого     ученика     с     учетом     уровня     его     обучаемости мотивационного компонента учебной деятельности волевых качеств личности, ее способности к самоорганизации.

Общетехнические и специальные  предметы в общей структуре начального профессионального образования  играют определяющую роль в подготовке будущего специалиста.

Формы и методы учебного процесса, как правило, определятся содержанием  изучаемого учебного материала. Содержание общетехнических дисциплин частично, а специальных дисциплин в  целом различается в зависимости  от осваиваемой профессии.

Организация педагогического процесса в учреждениях начального профессионального  обучения реализуется во многом в  таких же организационных формах, как и в общеобразовательной  школе. Ведущей формой организации  учебного процесса является урок и  различные его модификации (семинар, лекция, киноурок, лабораторные и практические занятия и др.). В инновационных учреждениях начального профессионального образования роль организационных форм как в теоретической, так и в практической подготовке специалистов усиливается.


Информация о работе Организационно-педагогические основы начального профессионального образования