Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:53, лекция
Организационно-педагогические основы начального профессионального образования.
Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки будущего специалиста. Формы и методы общетехнической и специальной подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования.
Лекция 6. Тема: Организационно-педагогические основы начального профессионального образования
Профессиональные
В системе начального профессионального образования (НПО) в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений: профессиональное училище; профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования; учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного Каждое из названных учреждений наряду с общими характеристиками, относящимися к учреждениям начального профессионального образования, имеет свою специфику и образовательные особенности.
Профессиональное училище
(строительное, швейное, сельское,
электротехническое и др.) осуществляет
реализацию образовательных
программ начального
профессионального образования,
Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.
Данный тип учреждения является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.
Учебно-курсовой комбинат (
Начальное профессиональное образование - неотъемлемое звено целостной системы образовательных учреждении Казахстана и составная часть, первая ступень профессиональной подготовки специалиста. Следовательно, оно должно рассматриваться, с одной стороны, как этап непрерывного образования человека, а с другой - как завершенный компонент системы профессионального образования.
С точки зрения концепции непрерывного образования НПС является всеохватывающим по полноте, индивидуализированньм по времени, темпам и направленности, предоставляющие каждому возможности реализации собственной программы его получения. Единая система непрерывного профессиональном образования представляет собой комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающие организационное и содержательное единство, преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи воспитания, общеобразовательной, политехнической профессиональной подготовки каждого человека. При этом должны учитываться актуальные перспективные общественные потребности, удовлетворяющие его стремление самообразованию, всестороннему и гармоничном развитию на протяжении всей жизни.
Поэтому главная задача учреждений
начальной профессионального
личности в получении начального профессионального образования, достижения
конкретной профессии (специальности),
соответствующего уровня квалификации
с возможностью повышения
общеобразовательного уровня
обучающихся, а также ускоренного приобретения
трудовых навыков для выполнения определенной
работы или группы работ.
Система управления
педагогическим процессом
в учреждениях профессионального
образования строится
на следующих принципах:
демократизации, гуманизации
и гуманитаризации образования, д
Ведущим принципом обновления
и перестройки любого образовательно-
Гуманистически ориентированного учителя характеризуют высокая гражданственность и социальная активность. Главный ориентир его деятельности - высокий профессиональный долг, способность критически оценить собственную работу и деятельность окружающих. Он не пойдет на сделку с совестью, им руководит любовь к учащейся молодежи, потребность передать ей свои знания, он видит смысл своей жизни формировании личности растущего человека (В.А.Сластёнин).
Гуманитаризация образования в профтехучилище требует решения ряда проблем, связанных с формированием личностной зрелости обучаемых. Суть ее состоит в следующем.
1. Предметные знания в ПТУ, профессиональном
лицее остаются разобщенными, логический
аспект преобладает в ущерб историко-культурному
и социокультурному. Связи между
предметами устанавливаются на основе
междисциплинарных
научных знаний, а не через общечеловеческое
содержание учебных дисциплин. В результате
обучение приобретает формальный, абстрактный
характер, преодолеть который можно, только
реализуя принципы предметности
и содержательности в широком социокультурном
контексте.
2. Проблема гуманитаризации образования
в наиболее острой форме встает в отраслях
образования, связанных с естествознанием
и техникой. В условиях бурного развития
промышленности от специалиста в первую
очередь требовалось
мастерство и лишь затем понимание. Ныне
мастерство рассматривается как алгоритмические
операционные умения. Однако ведущую роль
в деятельности специалиста начинает
играть глубокое понимание изучаемых
процессов в сочетании с
личностным смыслом профессионала. Этот
способ основан на предметности, осмысленности
и целостности всей человеческой деятельности.
3. Реально существующие сложности во взаимоотношения между естественно-научными и техническими знаниями, с одной стороны, и гуманитарными знаниями - с другой, могут привести к разрушению феномена культуры. Постановка этих вопросов свидетельствует о том, что не существует проблемы двух культур, есть проблема культуры и бескультурья.
Следующим принципом начальной профессиональной подготовки специалиста выступает принцип дифференцированного обучения и воспитания учащихся. С такого обучения состоит в необходимости работать со всеми и каждым, моделировать процесс индивидуального развития дл каждого ученика с учетом уровня его обучаемости мотивационного компонента учебной деятельности волевых качеств личности, ее способности к самоорганизации.
Общетехнические и специальные предметы в общей структуре начального профессионального образования играют определяющую роль в подготовке будущего специалиста.
Формы и методы учебного процесса,
как правило, определятся содержанием
изучаемого учебного материала. Содержание
общетехнических дисциплин
Организация педагогического процесса в учреждениях начального профессионального обучения реализуется во многом в таких же организационных формах, как и в общеобразовательной школе. Ведущей формой организации учебного процесса является урок и различные его модификации (семинар, лекция, киноурок, лабораторные и практические занятия и др.). В инновационных учреждениях начального профессионального образования роль организационных форм как в теоретической, так и в практической подготовке специалистов усиливается.
Информация о работе Организационно-педагогические основы начального профессионального образования